В ваших комментариях так много ценного, что считаю себя обязанной выносить их в статьи, чтобы ценный опыт не терялся.
Что такое "жалко"?
Это ЧТО я чувствую в этот момент?
Мне сразу вспоминается рассказ Обуховой Людмилы Филипповны.
Людмила Филипповна была человек какой-то необыкновенной мудрости. На лекциях она часто приводила примеры из простой, очень обыкновенной жизни.
И вот на лекции она рассказывает тему социализации. Сложнейший вопрос науки! Один из самых сложных! Как и почему ребенок принимает нормы социума, в котором живет, решает жить на благо этого социума? И самое главное - а почему кто-то не принимает? Почему кто-то идет "поперек", тем самым принося много горя (проблемы преступности и девиантного поведения).
Сейчас в науке выделено много факторов, от чего это зависит, 8 блоков факторов.
И один из них - наличие Учителя.
Помимо родителей! Помимо уважения к родителям, очень хорошо, когда есть ещё и некий "социальный взрослый", который содержит в себе что-то, к чему хочется приблизиться и что хочется повторять.
И Людмила Филипповна рассказывала пример их школьной учительницы, как они её любили, ходили к ней под окна стоять, окружали её после уроков с вопросами. А родители ревновали и им не нравился этот процесс обожания.
Не думайте, что я увлеклась другим вопросом, я не забыла тему статьи )
Меня тогда в рассказе Людмилы Филипповны резанула фраза про жаление. Звучало так, сначала фраза про учительницу:
- Ой, как мы её любили! <радостным голосом о радостном моменте жизни> Везде за ней ходили )). <пауза, задумчивость>.. и она нас...<пауза, мягким, теплым голосом> жалела.
Для меня тогда прозвучало очень неожиданно это слово - почему "жалела"?
Мне тогда вспомнились типичные сцены разных фильмов, когда говорят "да пожалей ты его!" В том смысле, что оставь его в покое. Не добивай. Пошли отсюда.
А когда мы себя не жалеем, то что же мы делаем с собой? Добиваем себя?
Вот засело в памяти и много раз в жизни я возвращаюсь мысленно к той фразе "она нас жалела". Ведь Людмила Филипповна подбирала это слово. Она искала оттенок смысла, который бы точно подошел той ситуации.
К тому времени Людмиле Филипповне было, наверное, уже лет 60. Огромный жизненный опыт за плечами, дефицита в словарном запасе явно нет ) И выбрано именно "жалела".
А мы, когда явно через большую усталость продолжаем гладить бельё, себя не жалеем.
И вообще, если себя жалеть, то дом зарастет грязью, дети тоже зарастут чем-нибудь и все будут голодными.
Не надо себя жалеть, надо пахать, пахать. Мы же лошади )) Так?
Получается размышление по принципу всё или ничего:
или я себя не жалею, пашу, пока не упаду, и тогда будет 100% чистоты (а будет ли??),
или я сейчас себя пожалею и всЁ! жизнь пошла под откос! 0% чистоты!
Когда мы говорим про себя, что мне себя жалко, то ЧТО мы говорим?
Как это можно написать шире?
Какое содержание внутри этого слова?
Я приведу пример для наглядности, что именно я имею в виду. Пример тоже из практики моей преподавательницы, Учителя в том самом смысле слова, за которым хочется тянуться, но вряд ли возможно достичь хоть когда-нибудь такого уровня.
Елена Теодоровна проводила психотерапию с девушкой (М.), они восстанавливали чувствительность к себе, понимание своих чувств после очень тяжелого жизненного опыта. Подробно ту историю я рассказывала в статье:
И в психотерапии был такой этап, когда М. пыталась понять содержание чувств.
Приведу фото из книги Елены Теодоровны. Мне кажется, что читаемо. Пожалуйста, напишите в комментариях, видно ли? Если плохо видно, я перепечатаю.
По аналогии с этими примерами, как бы вы описали чувство, что "себя жалко"?
Это что такое внутри происходит?
Что происходит в организме? что в мыслях?
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.