В 1950-60 годы и позже в СССР изобрели много самых разных строительных материалов, из которых начали производиться знаменитые «хрущевки», очень мощно решившие проблему жилья в нашей стране. Но об одном из этих материалов – торфозольном цементе, почему-то сегодня ничего неизвестно, хотя дома, построенные из него еще в 50-х, можно пощупать, понюхать и даже поковырять.
Я помню, как лет 20 назад, когда мой племянник долбил стену дедовской квартиры в «хрущевке», чтобы установить в ней пластиковые окна, он спросил у моего отца, из каких блоков построены стены дома? А то какая-то странная субстанция из этих блоков сыпалась – ни цемент, ни бетон, ни силикат, и вообще черт знает что. С этим он никогда не сталкивался, хотя ставил окна много где – и в доме своих родителей, и сестер, и братьев, и просто у друзей.
Но везде был цемент, ракушечник, шлакобетон или керамзит. А тут вообще что за материал – не понять.
На это мой отец ответил ему, что стены сделаны из торфа. Больше он ничего не знал – что за торф, и как это можно построить из этого материала стены дома, да еще многоэтажные. Ну, племянник подумал, что дед просто пошутил, хотя в 1970 году он сам возил на этот строящийся объект плиты перекрытия с бетонного завода, и что-то слышал. Вот он и слышал, что дом строится из торфяных блоков по особой технологии, разработанной бравыми советскими строительными инженерами.
А больше он ничего не слышал, а так как он не строитель, то об этом и не думал.
И племянник мой тоже не строитель, потому об этом торфобетоне он сразу и забыл.
Ну, и я забыл, хотя слышал, что в деревнях часто строят дома из торфа, и не трескаются те дома десятилетиями. Вот и родительской «торфяной хрущевке» стукнуло уже почти 55 лет, а она всё как новая. Видать, еще столько же простоит, даром что стены ее сделаны из торфа.
Ну, я начал искать материалы об этом странном, но, по-видимому, перспективном материале, который запросто могли бы использовать наши частные домостроители, чтобы увеличить долговечность своих загородных жилищ. Но ничего я не нашел, пока мне на глаза совсем недавно не попался старый советский журнал «Наука и жизнь», в котором об этом материале было написано чётко и ясно.
Да, публикация была четкая и ясная, но в ней не объяснялось, почему сегодня этот материал не используется, свидетельством чему имеется полное отсутствие сведений о нем в Интернете.
А может используется, но как-то тайно, и мы просто об этом ничего не знаем?
Короче, представляю своим читателям старый выпуск об этом «торфозольном цементе», о котором нигде не найти сведения, но из которого дома стоят уже по полвека и нее трескаются даже. И если у кого имеются какие-то сведения об искомом мной вопросе, то очень прошу поделиться ими в комментариях.
Журнал «Наука и жизнь», №1 за 1960 год
ЦЕМЕНТ ИЗ ТОРФА
В. Хабтов, инженер.
В последнее время во многих сельских районах на строительных работах все более широкое применение получает так называемый торфозольный цемент, получаемый по методу, предложенному инженером В. В. Михайловским.
Торфозольный цемент представляет собою продукт помола специально приготовленного клинкера. Для этого в торф предварительно добавляют дробленый известняк (до 5 процентов по весу) в виде всякого рода отходов: мелочи известковых карьеров и старых построек, балластных отвалов, не используемых для обжига извести и непригодных к применению в качестве щебня.
Добавление в торф, зольность которого очень мала, незначительных порций минералов мало отражается на процессе его сжигания. Но при этом обжигается известняк и полученная известь частично вступает во взаимодействие с золой торфа, образуя первичные силикаты и алюминаты кальция, а частично остается в продуктах сгорания в виде так называемой свободной кипелки. Выход торфозольного клинкера составляет 5-15 процентов от веса торфа в зависимости от его зольности и способа сжигания.
Что же делают с торфозольным клинкером? Его дробят и измельчают вибрационных мельницах. В процессе помола в мельницу добавляется до 5 процентов двухводного гипса или алебастра. Наконец, изготовлен продукт, который и является торфозольным цементом. Его успешно можно использовать в качестве вяжущего для местных строительных материалов и деталей, а также приготовления кладочных и штукатурных растворов.
В нашей стране ежегодно сжигается более 40 миллионов тонн торфа и в отвалы вывозится более 3 миллионов тонн золы и шлаков. Широкое внедрение технологии производства торфозольного цемента дало бы в год свыше 5 миллионов тонн эффективного местного вяжущего материала для промышленного, жилищного и сельскохозяйственного строительства с минимальными затратами. Ведь производство нового заменителя цемента позволяет ликвидировать всякие непроизводительные расходы на вывозку балласта известковых карьеров в отходы, золы и шлаков с ТЭЦ, сокращает перевозки и потребление цемента и извести на местах и так далее.
Подсчитано, что общая экономия в результате утилизации всех не использованных ранее ресурсов составит свыше 2 миллиардов рублей в год.
В промышленных условиях производство торфозольного цемента впервые было налажено на ТЭЦ №1 и №4 Калининэнерго. Два года назад на Ярославской ТЭЦ была смонтирована первая опытно-промышленная установка по производству торфозольного цемента производительностью свыше тысячи тонн в месяц. В качестве добавки использовалась доломитовая мука.
В последнее время по инициативе Всесоюзного научно-исследовательского института тонкого измельчения строительных материалов (ВНИИТИСМ) Академии строительства и архитектуры СССР были построены промышленные установки по производству торфозольного цемента в Шатуре, Свердловске, Рошале и других городах. Годовая производительность каждой из них - до 8 тысяч тонн.
Так, эксплуатация установки на Шатурской ГРЭС позволила тресту «Мосторфострой» получить более 2 тысяч тонн торфозольного цемента и выпустить свыше 400 тысяч штук стеновых блоков на торфозольном вяжущем. что эквивалентно более 2,8 миллиона штук условного кирпича. Из этих блоков трест «Мосторфострой» выстроил различные здания культурно-бытового и административного назначения в Калининской и Ярославской областях, а также производственные корпуса мебельных фабрик в городах Шатуре и Электрогорске.
В 1960 году вступят в строй промышленные установки по производству торфозольного цемента на Горьковской (Балахна) и Брянской ГРЭС.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ПО ЧАСТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ:
Дома с монолитными железобетонными стенами стоят уже почти 100 лет, и разваливаться не собираются
Что такое пеногазобетон, зачем он производится, и не опасно ли из него строить стены частного дома?