Найти тему

"Гордость и предубеждение": декольте и методы борьбы с ним

Оглавление

Есть такой стереотип, что все женщины раньше ходили с декольте. Откуда растут ноги у этого мифа — совершенно очевидно. На старинных портретах дамы чаще всего позируют в нарядных вечерних платьях — а они-то и были все декольтированы.

Что выдаёт поисковик, если набрать "женский портрет". Три четверти портретов — декольте.
Что выдаёт поисковик, если набрать "женский портрет". Три четверти портретов — декольте.

Повседневные платья — утренние, для прогулок, для визитов — были вполне себе закрытыми. В некоторые десятилетия — наглухо.

Но даже если не было красоты открытых плеч, всегда оставалась красота силуэта. Гипертрофированные "песочные часы" — плавное сужение от линии плеча к затянутой в корсет талии плюс контраст с пышной юбкой. И в большинстве случаев — эффектная сложная отделка.

-2

Всё это верно для нескольких столетий — кроме трёх десятков лет ампирной моды. Ни "песочных часов", ни богатой отделки, ни даже по-настоящему открытых плеч. (Не считая, конечно, самого начала этой истории во Франции — никогда ни до, ни после — дамы так раздето не одевались. Но англичанки всегда были скромнее француженок, да и у тех эта голая мода долго не продержалась.)

В общем, на виду осталась только одна часть красотищщи.

-3

И что делать, если время суток — утро ли, день ли — требует скрывать эту единственную красоту? Даже если масштаб красоты не скроешь, в закрытом платье меняются пропорции. По-любому получается скучно и грустно. И зрителю будущего сериала (а мы к нему и клоним) тоже будет скучно и некрасиво. А это нельзя допустить ни в коем случае!

Нелепенькое платьюшко
Нелепенькое платьюшко

Что же делать?

Вариант первый: в споре между эстетикой картинки и уместностью выбрать эстетику. То есть с утра надеть на героиню вечернее платье.

Не сказать, что способ антиисторичный и "раньше такого не было". И я сейчас не про бело-зелёное платье Скарлетт на пикнике в "Двенадцати дубах". Я про визуальное искусство.

Вот это "Императрица Евгения с прислуживающими ей дамами" Винтерхальтера, год 1855.

Дам нарисовали в вечерних нарядах среди бела дня. В парке — в платьях для бального зала; вместо закрытых, защищающих от солнца прогулочных костюмов. Без шляпок и парасолей. Просто потому, что так красивее, чем "по-настоящему".

Вариант второй и третий — делать с платьями в кино то же, что делали в реальной жизни. Вечером носить открытые, днём — закрытые. Или вечерние платья закрывать так, чтобы они становились приличными для дня.

А теперь посмотрим, как эти приёмы работают в фильме.

Красоту не скроешь

Четыре девушки в фильме носят декольте днём и никогда не надевают скучных дневных платьев "под горлышко". Это старшие и младшие сёстры Беннет.

Все четыре героини — это про женственность и физическую привлекательность. У Джейн она мягкая, светящаяся. У Элизабет яркая, полная энергии. Лидия свою женственность суёт всем под нос — и тем, кто желает смотреть на это, и тем, кто не желает. Китти тоже пытается в "привлекательность", хоть у неё и не получается (а как достигается эффект "не получается" — отдельный разговор).

В общем, открытые платья на фоне любых других — это объяснение, считываемое на сознательном и неосознанном уровне, что эти три девушки привлекательнее всех остальных женщин в округе.

Платье превращается...

Открытое платье можно было использовать и как дневное — если закрыть дополнительными элементами всё, что должно быть закрыто. Это делалось ради экономии — не надо было шить отдельное платье. И для разнообразия — с разными элементами платье выглядит по-разному. Так и в жизни, и в кино. Можно сказать, этот приём в сериале отвечает за историческую достоверность.

Пожалуй, припишу сюда очевидную вещь — поверх платья можно надеть верхнюю одежду. В те времена носили коротенькие, под линию талии, жакеты спенсеры и длинные плащи пелиссы.

Теперь непосредственно к платьям. Платье можно дополнить вставкой-шемизеткой. Они все белые, из полупрозрачного хлопка — чтобы и приличия соблюсти, и пококетничать, и образ не утяжелить, и само платье не "перебить". Обычно их надевали внутрь выреза, но некоторые модели носили и поверх лифа.

У Лидии шемизетка, напоминающая простейшую рубашку на застежке — кажется, в фильме больше ни у кого такой нет. Перекошенный воротничок, ассиметричная растрёпанная прическа — нам сразу показали, что у этой девчонки ветер в голове.

У Китти шемизетка более сложная в исполнении — с оборочками у горловины. И подобные шемизетки — с разными вариантами оборок — есть у многих дам в сериале.

Шемизеток нет только у Джейн и Элизабет, а ещё у Мэри. Старшие сёстры для прикрытия носят косыночки-фишю. Шемизетка — такая штука, которую как скроили, так и носят. Если уж она прикрывает, то прикрывает без вариантов. А вот косыночку можно надеть по-разному. Можно максимально расправить, да ещё приколоть к лифу или заправить за поясок — и никаких вольностей. А можно фишю просто накинуть на плечи, не соединяя концы. Формально "инструмент" для прикрытия есть, но ничего он не прикрывает. Так что это всё тоже про красоту сестёр, которую не спрятать.

Сама скромность

Мэри не нужны ни шемизетки, ни фишю — она слишком серьёзна, чтобы носить легкомысленные открытые наряды и "гоняться за мужчинами". Для неё сшиты закрытые дневные платья.

Если посмотреть обзор ампирных платьев (я в предыдущей статье давала ссылку), то там моделей "под горлышко" нет. Точнее, сильно закрытые платья имели вот такие воротники из нескольких рядов оборок. В сериале нам таких не показали — очевидно, что рюшечки до подбородка на современный взгляд слишком уж нелепы.

-11

Повседневная одежда имела примерно такой же спокойный, нейтральный вырез, как вот на этом костюме Элизабет.

Лидия даже в церковь умудрилась надеть платье "красотой наружу".
Лидия даже в церковь умудрилась надеть платье "красотой наружу".

Но Мэри — а ещё Шарлотте и миссис Хёрст — вручили тоскливые, непропорциональные платья с тесным вырезом по основанию шеи. В таком любая фигура "проигрывает".

В том и была задача. Мэри и Шарлотта — дурнушки. Они некрасивы и не пытаются быть обаятельными и привлекательными. Мэри — потому что считает себя умной и серьёзной девицей. Шарлотта — потому что действительно умна и честна с собой.

Актрисы, играющие Шарлотту и Мэри, при той же "подаче", что и у остальных, могли быть очень даже интересными девушками. Но это противоречило бы сюжету. Поэтому на них и надели "дурнушечные" платьишки.

А вот утренний наряд миссис Хёрст — это про другое. Себя-то она точно красавицей считает.

Луиза носит утреннее платье не от скромности — совсем наоборот. Потому что может позволить себе это. Ей нет необходимости выкручиваться и приспосабливать одно платье под разные ситуации — она богата и может себе позволить отдельные наряды для каждой из них. Её утреннее платье сшито из прекрасного узорчатого шелка; а косынка нужна для того, чтобы гладко скроенный лиф не выглядел пустым.

-14

Но всё не так однозначно с ним. Сёстры Бингли должны всегда выглядеть роскошно, дорого и уверенно. Но не привлекательно. Зрителю должно быть очевидно, что к сёстрам Беннет мужчин тянет, а к сёстрам Бингли нет.

Роскошные платья Кэролайн скроены так, чтобы наименее выгодно подать её фигуру. Лиф смотрится как детский топик, надетый на колонну. У Луизы с нарядами в плане пропорций всё в порядке. Но колорит их такой же, как у яркой брюнетки Кэролайн. И блондинка Луиза выглядит в них бесцветной. Но вот она надела голубое платье — и оказалось, что Луиза вовсе не бесцветная, а очень даже свеженькая молодая дама. Зато само платье теперь плоскогрудое и короткошеее...

Мы не учли ещё одного игрока на этом "поле" (если здесь будет уместно это плоское слово) — корсет. В сериале именно он определяет, кому выходить замуж, а кому нет.

А пока я не раскрыла его деятельность, про то, как работает одежда в экранизациях классики, можно почитать вот здесь:

А вот и про корсет: