Найти тему
Библиогид Книжный Червячок

Детективы: советско-имперское ретро

Оглавление

Почти всегда я выбираю для чтения зарубежные детективы. Но это не означает, что я не люблю отечественные.

Тут нет ни секрета, ни парадокса. Чисто рациональный подход: детектив – самый распространенный и востребованный жанр массовой литературы. Детективов по всему миру пишут много. И у нас тоже. Но на международный уровень выходят, как правило, лучшие образцы. Получается почти естественный отбор. Конечно, самый жесткий и при этом самый естественный отбор – все-таки фактор времени.

Кстати, о времени. Интересно, что сейчас у любителей детективов в нашей стране очень востребовано ретро – как советское, так и времен Российской империи. Могу только приветствовать такую моду. Думаю, интерес к отечественной истории по-настоящему свидетельствует о возрождении страны, о грядущем примирении поколений и мировоззрений.

Тем, кто интересуется ретро, не лишне напомнить, что в советской литературе было не так уж мало хороших детективщиков – и среди написанного ими имеются, на мой взгляд, шедевры, которые и теперь будут читаться с интересом.

Тут прежде всего мне вспомнился Павел Нилин, советский писатель родом из Иркутска, который в 20-е годы работал на Дальнем Востоке в еще нарождавшейся советской милиции, а спустя тридцать лет написал два отличных детективных романа о том времени – «Жестокость» и «Испытательный срок». Я читала их еще в детстве, и помню, какую бурю эмоций они во мне вызвали. Обе книги были написаны в 50-е, в эпоху оттепели, когда гражданам советской страны было позволено высказать идеологические сомнения, накопившиеся у них. Сомнения в справедливости власти, в ее исключительно политическом подходе к вопросам жизни людей, что часто приводило к ненужным жертвам, к жестокости. Нилин так и назвал свой роман – «Жестокость». Оба романа были экранизированы, и в ролях блистали лучшие советские актеры – Георгий Юматов, Николай Крючков, Олег Ефремов, Олег Табаков.

Кадр из фильма "Испытательный срок" 1960 года.
Кадр из фильма "Испытательный срок" 1960 года.

Еще одна звезда советского детектива – Юлиан Семенов, создатель знаменитого Штирлица, полковника Исаева.

А братья Вайнеры? Мне очень нравился их цикл о следователе Тихонове. Книги о нем экранизировались столько раз, что эту роль играли в разных фильмах и сериалах 4 актера: Андрей Мягков, Сергей Шакуров, Александр Фатюшин, Михаил Чигарёв. Это, конечно, не Шерлок Холмс с зашкаливающим числом экранизаций и исполнителей, но все-таки.

А вот Глеб Жеглов и Володя Шарапов у нас в единственном числе. Что тоже замечательно. Сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снят по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия». До сих пор помню, как зачитанный, что называется, до дыр экземпляр этой книги передавался в нашем классе из рук в руки – в библиотеке его невозможно было дождаться.

-2

В 70-е годы Виль Липатов написал замечательный «производственный» детектив: «И это все о нем» - о трагической гибели комсомольского лидера Жени Столетова, вставшего на пути расчетливого интригана и жулика мастера Гасилова. И была многосерийная экранизация, в которой главные роли сыграли Евгений Леонов, красавец Игорь Костолевский, и юная Лариса Удовиченко. В те дни, когда по телевизору шел сериал, мы даже в школе на уроке литературы, помню, спорили - обсуждали перипетии сюжета, выдвигали разные версии – кого из двух девушек все-таки любил Женя, почему погиб, кто его убил. Было интересно.

-3

Пожалуй, можно сказать, что главной особенностью советского детектива было усиленное внимание к психологии, более тщательная разработка образов. Советский детектив являлся поводом глубоко исследовать нутро человека, докопаться до сути какой-либо моральной дилеммы – а поиски преступника и весь остальной криминальный антураж являлись лишь толчком, отправной точкой, сценой действия. В этом и состоит главная прелесть советского детектива – в его человечности.

В общем-то это черты, присущие в целом русской литературе. Лучшие образцы современной детективной прозы – постсоветской – следуют той же традиции.

Таковы, например, произведения Виктории Платовой – автора, которого я безмерно люблю и уважаю, хотя, увы, лучшие ее книги были написаны в 90-е («Корабль призраков», «Купель дьявола» - совершенные шедевры). А вот то, что публикуется сейчас, сохраняет прежнюю стилистику и красоту языка, но содержание уже не соответствует форме – истории затянуты, статичны, сюжеты мало интересны, как говорится – проходные.

Еще одна замечательная писательница – Александра Маринина; она пишет с начала 90-х и с каждым годом все лучше. Хотя некоторые читатели ворчат, что ее последние романы меньше напоминают детектив, скорее – драму. Я этого не нахожу, а, вернее, не вижу в этом недостатка. Детективная линия в хорошей драме – на мой взгляд, это лучший вариант беллетристики. Книги Марининой всегда вызывают у меня интерес. В прошлом году у нее как раз вышел новый роман – советское ретро.

Александра Маринина «Тьма после рассвета»

480 страниц

-4

В ноябре 1982 года смерть Леонида Ильича Брежнева затмевает своей горечью праздник в семье Смелянских: годовщину свадьбы омрачают грядущие похороны главы государства, который олицетворял собою стабильность для жизни советской номенклатуры, к числу которой принадлежат и Смелянские.

Но вечером ситуация становится еще хуже: Сережа, их тринадцатилетний сын и Алена, дочки подруги, не вернулись из кино. Милиция в курсе, что в эти дни в стране орудует маньяка, убивающий подростков.

По факту исчезновения детей возбуждается уголовное дело. За его расследование берется Леонид Черемнин и майор милиции Виктор Гордеев. Приемная дочь Черемнина – выпускница юрфака МГУ Настя Каменская присоединяется к поискам детей. Но у нее есть собственная оригинальная версия событий…

Советский ретро-детектив от мастера жанра – спин-офф для всей серии о следователе Анастасии Каменской, на мой взгляд, несомненно, заслуживает внимания.

Игорь Лебедев «Нотки кориандра»

16+

320 страниц

-5

Илья Ардов — главный персонаж детективной серии Игоря Лебедева о криминальном сыске Санкт-Петербурга конца в конце 19 века. У Ильи Алексеевича феноменальная память: в ней фиксируется все, что господин Ардов имела возможность увидеть, услышать или прочитать.

Его друг, криминалист Жарков, помогает Ардову создать собственный уникальный метод расследования преступлений: мысленно возращаясь на место трагедии, Ардов воссоздает его по памяти. И это позволяет ему увидеть важные детали, обнаружить улики, не замеченные при первоначальном осмотре.

Серия детективов об Илье Ардове – своеобразная смесь «Фандорина» (серия произведений Б. Акунина и «Менталиста» - американский сериал о следователе, одаренном мистической способностью воссоздавать прошлое). Если вам нравится что-то из этого, звезда сыска Илья Ардов – ваш новый герой.

История начинается с того, что при загадочных обстоятельствах погибает репортер Чептокральский. Все улики, найденные на месте преступления говорят о том, что имело место преступление страсти. Однако, гений Ардова, вникнув в обстоятельства дела, обнаружит, что все куда более серьезно, чем кажется. В итоге Ардов раскроет международный заговор и предотвратит войну.

Автор для меня незнакомый, но мне понравилось, как написана книга: она, с одной стороны, легко читается, а с другой - вполне правдоподобно позволяет ощутить атмосферу 19 века. Сами истории, на мой взгляд, вполне заслуживают экранизации.

Игорь Москвин «Зеркала и отражения»

16+

288 страниц

-6

Еще один новый для меня автор: Москвин Игорь Владимирович, уроженец Донецкой области. По образованию – инженер летательных аппаратов, увлекается историей. За роман о петербургском сыске времен Российской империи «Смерть красавицам, или петербургский мститель» в 2021 году был отмечен премией Гоголя (номинация «Вий»).

Место действия данного романа – губернский городок Тихвин. В конце 90-х годов позапрошлого, 19 века, здесь, в течение нескольких месяцев одна за другой были убиты молодые девушки. Полиция списывает их смерти на несчастные случаи или на суицид, но шила в мешке не утаишь, и тихий городок Тихвин начинает гудеть от предположений и версий. В эту российскую провинцию благодаря газетам доходили слухи о лондонском убийце – Джеке-Потрошителе. Не его ли подражатель действует теперь в России? Этим вопросом задается местная публика, а столичные полицейские присылают в Тихвин своих лучших сотрудников, во главе с самым блестящим своим специалистом - Леонидом Алексеевичем Шереметевским.

Такое решение должно, в первую очередь, оградить от опасности высокопоставленных паломников, в том числе и царственных особ, стекающихся в Тихвин на поклон к главной городской святыне: Тихвинской иконе Богоматери.

В ретро-детективах для меня особенно важно, чтобы авторская стилистика не разрушала достоверности. Не люблю книги, в которых через слово какие-то ненужные языковые выкрутасы – все эти «милочки», «откушать изволите-с» и прочие излишества. В данном случае ничего такого в тексте не обнаружила: очень правдоподобное и ясное повествование, интересный сюжет. Буду читать.

-7