Найти тему

Теплоэлектровоз ТЭУ-1.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Результатом дальнейшей модернизации электротепловозов явилось создание на Демиховском машиностроительном заводе в 1960 г. по проекту ВНИИТП теплоэлектровоза с гидро­механической передачей. При проектировании нового локомотива конструкция кузова, экипаж­ной части и установка двигателей были унифи­цированы с электротепловозами ЭД-18. Локомо­тив получил обозначение ТЭУ-1-01 и поступил для опытной эксплуатации на электрифициро­ванный участок Шатурской УЖД Шатуртофа.

В отличие от электротепловозов ЭД-18, на ТЭУ-1 один из первичных двигателей (в зависи­мости от электровозного или те ввозного ре­жима работы – дизель или асинхронный элект­родвигатель, работающий в однофазном режиме) передавал свое вращение к осям колесных пар через гидромеханическую передачу, состо­явшую из одной гидромуфты, регулируемой на­полнением, трехскоростной коробки передач и двухскоростной раздаточной коробки. Первые три скорости маневровые, а вторые три - поезд­ные. Получали маневровый или поездной режим переключением передач в раздаточной коробке. Тяговые характеристики при работе теплоэлектровоза в электровозном режиме представляли собой прямые линии, слегка наклонённые к оси ординат. Сила тяги имела ограничение по сцеп­ному весу и по мощности двигателей и от скоро­сти не зависела. При работе в тепловозном ре­жиме тяговые характеристики имели вид обыч­ных тяговых характеристик мотовоза.

В процессе опытной эксплуатации на Шатур­ском транспорте и на экспериментальном коль­це выявились как положительные качества, так и некоторые недостатки этого локомотива.

К положительным качествам ТЭУ-1 следует отнести: возможность реализации большей по сравнению с ЭД-16 и ЭД-18 силы тяги; более высокий к.п.д. и возможность применения элект­рического торможения с рекуперацией энергии. Теплоэлектровоз в процессе эксплуатации пере­возил составы с торфом весом до 750 т при обыч­ном весе состава (для локомотивов аналогично­го сцепного веса) не более 400-450 т.

Недостатками по сравнению с ЭД-18 явля­лись: более сложное управление локомотивом; перерыв силы тяги во время переключения ско­ростей и менее устойчивая работа в эксплуата­ции. После прекращения всех работ по электри­фикации на Шатурской узкоколейной сети в 1972 году локомотив с демонтированным асинхрон­ным электродвигателем был передан на торфопредприятие Назия (ст. Жихарево), где исполь­зовался как локомотив с гидравлической пере­дачей и характеристикой тепловоза ТУ4 до кон­ца 70-х годов. Там же он был и разделан в ме­таллолом.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.