В народе говорят: «И на старуху бывает проруха».
Так и в кино. Провалы и неудачи случаются не только у малоизвестных или малоодаренных артистов, но и у мэтров.
Причин тому много.
Бывает, что режиссер мало уделил внимание актеру, недоработал с ним.
Бывает, и монтаж неудачный: вырезаются значимые сцены, и оттого портится общее впечатление от актерской игры.
Случается и собственное не очень ответственное отношение артиста. Ну, что ж артисты тоже люди. У них может быть, как и у простых смертных, и усталость, и недомогание, и внутренне выгорание.
Как бы там ни было, а факты налицо. В иных ролях просто не узнаешь любимых актеров. Как будто и не они вовсе, а их бледные клоны.
Валентин Гафт в роли Воланда в фильме Ю. Кары
«Мастер и Маргарита» 1994г.
Я очень ждала этот фильм. И, в-первую очередь, из-за него – симпатичного и грозного булгаковского князя тьмы. Потому что Валентин Гафт, исполняющий его, – это же обещание праздника. С такой-то фактурой, с таким-то талантом, как не сыграть!
Но, к сожалению, мои ожидания лопнули, как мыльный пузырь, с первого же эпизода появления этого Воланда на экране.
Такого разочарования я давно не испытывала. Любимый артист не жил ролью, а играл в Воланда. Причем, что странно, играл неумело, кривлялся, фиглярствовал. Переигрывал. От глубины, таинственности и неоднозначности образа не осталось и следа. Это была не просто какая-то глумящаяся прямолинейность, а издевательский, гротескный пшик.
Что же случилось? Что произошло? Кто виноват?
Мне почему-то, кажется, что актер – в последнюю очередь причастен к этому провалу. Думается, в том, что Воланд катастрофически не получился, виноват все же режиссер, покусившийся на сложнейшую классику и проваливший фильм, в целом.
Юрий Яковлев в роли барона де Меридора
в фильме «Графиня де Монсоро» 1997г.
В данном случае это даже не упрек артисту в том, что роль не получилась. Это скорее, зрительская боль за него. Ведь образ отца прекрасной Дианы, барона де Меридора, стал одной из последних киноработ Юрия Васильевича Яковлева.
Далеко не молодой возраст артиста, пошатнувшееся здоровье, усталость, бесспорно, сказались на работе. И в результате – плачевное зрелище.
У опытного талантливого актера не получилось, вообще, ничего. Даже не вышло показать любящего отца. Барон де Меридор слишком слащав, до неприятности заторможен, и фальшив. В нем не чувствуется боевая косточка закаленного воина, а ведь в фильме упоминается о его былых заслугах в воинских делах. Этот барон вял, отстранен и абсолютно инфантилен.
С сожалением приходится признать, что среди ярких, страстных образов «Графини де Монсоро» барон де Меридор – самый неинтересный.
Думаю, в этой грустной ситуации повинны опять же создатели фильма, решившие украсить проект звездой. Но вышло совсем не так, как они хотели.
Владимир Машков в роли Сергея в фильме «Подмосковные вечера» 1994г.
Владимир Машков в пору своей работы в фильме Валерия Тодоровского был актер, уже 10 лет в кино снимающийся. Нельзя сказать, что неопытный. И, тем не менее, в остродраматическую историю про современную леди Макбет Мценского уезда он не вписался.
То есть, существует, он конечно в кадре неплохо.
И типаж его подходит для брутального провинциального красавчика, готового пыль в глаза пустить и стареющей писательнице, и ее моложавой невестке.
И, кажется, – вот-вот он раскроется, заискрится, выдаст темперамент и блеск, завораживающе чувственную магию.
Но не случается.
Такое впечатление, что актер себя экономит для более существенных проектов. Откровенно скучает и даже до конца не понимает образ этого ловеласа, красивого животного, далекого как от любви, так и от нравственности, в целом.
Не понял здесь Машков роли. Не вошел во вкус. Ведь прекрасно же он сыграл через три года, в 1997, искрометного и преступного Толяна в фильме «Вор».
А вот здесь не потянул.
Вот эти три примера. Конечно, это сугубо мое субъективное мнение. И всякий может его оспорить.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.