Найти в Дзене
В кино с Варварой

Три экранизации Булгакова: и ни одной настоящей Маргариты

Оглавление

Так вышло, что недавно перечитала легендарный роман «Мастер и Маргарита». И три отечественные экранизации пересмотрела.

И пришла к неожиданному для себя мнению: а Маргариты-то булгаковской нет в этих фильмах.

Кадры из  трех экранизаций романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова.
Кадры из трех экранизаций романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова.

Поясню.

Маргарита в романе М. А. Булгакова – образ сложный, неоднозначный и многогранный. Этой героине исследователи даже отдельные книги посвятили. Одна из них – моя любимая: Т. Поздняева «Воланд и Маргарита». Очень советую. Не оторваться.

Так вот многогранности этой в экранизациях и нет.

А что есть?

Срез какого-то одного свойства, качества. Взгляд под определенным углом.

Итак, что же мы видим.

«Мастер и Маргарита» 1994г. Ю. Кары

Маргарита в исполнении Анастасии Вертинской почти единодушно была признана провальной по нескольким причинам.

Во-первых, актриса значительно старше булгаковской героини. Что совсем не идет на пользу роли.

Кадры из фильма Ю. Кары 1994г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма Ю. Кары 1994г. "Мастер и Маргарита"

И это б еще полбеды. Казалось бы, Вертинская – опытная и талантливая актриса. Но здесь она безжалостно переигрывает. Кривляется, истерит. Корчит нелепые гримасы, демонстрирует неприятные ужимки. А вот аристократизма в облике и манерах – ну, никакого. Как не странно для Вертинской. Может, все это и вписывается в общую балаганную атмосферу происходящего в этом фильме, но согласитесь, все это бесконечно далеко от Булгакова.

Кадры из фильма Ю. Кары 1994г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма Ю. Кары 1994г. "Мастер и Маргарита"

«Мастер и Маргарита» 2005г. В. Бортко

Эта экранизация уже сейчас считается классической. Думаю, такой она и останется. Как и образ Маргариты в прекрасном исполнении Анны Ковальчук.

Ее Маргарита – смелая, искренняя, открытая, уверенная в себе женщина, идущая ради любви до конца. Есть в ней и жертвенность, и чувство справедливости. И собственное достоинство.

Кадры из фильма В. Бортко 2005г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма В. Бортко 2005г. "Мастер и Маргарита"

Но дело вот в чем.

У Булгакова она и такая, но в то же время и иная. Более таинственная, загадочная. Ускользающая. Вот этого в Ковальчук и нет. Она слишком однозначна, сильна и деятельна. Слишком оптимистична. Словом, нормальная земная женщина. Совсем не ведьма.

Кадры из фильма В. Бортко 2005г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма В. Бортко 2005г. "Мастер и Маргарита"

«Мастер и Маргарита» 2023г. М. Локшин

Если говорить о сумрачности, таинственности, даже инфернальности, то это, конечно, Маргарита Юлии Снигирь.

И, вроде, все верно. По Булгакову. И невиданная тоска в глазах, и витающая мысль о самоубийстве, которая в финале воплощается наяву.

Кадры из фильма М. Локшина 2023г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма М. Локшина 2023г. "Мастер и Маргарита"

Но в этой Маргарите всего этого слишком много. Она уже с первых кадров как будто пришелец из иного, темного мира. Как случайная гостья в земной жизни. Обреченная и жутковатая, несмотря на свою красоту. Ведьма стопроцентная, одним словом.

Однако у Булгакова все эти свойства Маргариты дозированы с художественной точностью. И не превалируют на другими качествами героини.

Кадры из фильма М. Локшина 2023г. "Мастер и Маргарита"
Кадры из фильма М. Локшина 2023г. "Мастер и Маргарита"

Ну, а автор последней экранизации погрузился от души в темный и тягучий декаданс.

В общем, вкратце как-то так.

Три экранизации – налицо. А настоящей Маргариты и нет. Опять обманула, улетела. Незримая и неуловимая.

А вам, дорогие друзья, какая Маргарита больше нравится? Очень интересно узнать ваши мнения.

Все фото взяты из открытых источников интернет.

Коллаж авторский.