Так вышло, что недавно перечитала легендарный роман «Мастер и Маргарита». И три отечественные экранизации пересмотрела.
И пришла к неожиданному для себя мнению: а Маргариты-то булгаковской нет в этих фильмах.
Поясню.
Маргарита в романе М. А. Булгакова – образ сложный, неоднозначный и многогранный. Этой героине исследователи даже отдельные книги посвятили. Одна из них – моя любимая: Т. Поздняева «Воланд и Маргарита». Очень советую. Не оторваться.
Так вот многогранности этой в экранизациях и нет.
А что есть?
Срез какого-то одного свойства, качества. Взгляд под определенным углом.
Итак, что же мы видим.
«Мастер и Маргарита» 1994г. Ю. Кары
Маргарита в исполнении Анастасии Вертинской почти единодушно была признана провальной по нескольким причинам.
Во-первых, актриса значительно старше булгаковской героини. Что совсем не идет на пользу роли.
И это б еще полбеды. Казалось бы, Вертинская – опытная и талантливая актриса. Но здесь она безжалостно переигрывает. Кривляется, истерит. Корчит нелепые гримасы, демонстрирует неприятные ужимки. А вот аристократизма в облике и манерах – ну, никакого. Как не странно для Вертинской. Может, все это и вписывается в общую балаганную атмосферу происходящего в этом фильме, но согласитесь, все это бесконечно далеко от Булгакова.
«Мастер и Маргарита» 2005г. В. Бортко
Эта экранизация уже сейчас считается классической. Думаю, такой она и останется. Как и образ Маргариты в прекрасном исполнении Анны Ковальчук.
Ее Маргарита – смелая, искренняя, открытая, уверенная в себе женщина, идущая ради любви до конца. Есть в ней и жертвенность, и чувство справедливости. И собственное достоинство.
Но дело вот в чем.
У Булгакова она и такая, но в то же время и иная. Более таинственная, загадочная. Ускользающая. Вот этого в Ковальчук и нет. Она слишком однозначна, сильна и деятельна. Слишком оптимистична. Словом, нормальная земная женщина. Совсем не ведьма.
«Мастер и Маргарита» 2023г. М. Локшин
Если говорить о сумрачности, таинственности, даже инфернальности, то это, конечно, Маргарита Юлии Снигирь.
И, вроде, все верно. По Булгакову. И невиданная тоска в глазах, и витающая мысль о самоубийстве, которая в финале воплощается наяву.
Но в этой Маргарите всего этого слишком много. Она уже с первых кадров как будто пришелец из иного, темного мира. Как случайная гостья в земной жизни. Обреченная и жутковатая, несмотря на свою красоту. Ведьма стопроцентная, одним словом.
Однако у Булгакова все эти свойства Маргариты дозированы с художественной точностью. И не превалируют на другими качествами героини.
Ну, а автор последней экранизации погрузился от души в темный и тягучий декаданс.
В общем, вкратце как-то так.
Три экранизации – налицо. А настоящей Маргариты и нет. Опять обманула, улетела. Незримая и неуловимая.
А вам, дорогие друзья, какая Маргарита больше нравится? Очень интересно узнать ваши мнения.
Все фото взяты из открытых источников интернет.
Коллаж авторский.