Заголовок - чистый гон. Ну а как иначе привлечь внимание? Дальше сплошная скучища будет
Костюмом задолго до появления его в том виде и понимании, как сегодня считался набор из нескольких предметов одежды, прикрывавших тело. Мужское тело, потому что я про мужской костюм.
Основой его примерно с 14 и до конца 17 века были шоссы и дублет. Про них ниже.
В 14 и 15 веке поверх них еще надевали кафтан, без которого выходить было неприлично, потому что шоссы и дублет считались нижней одеждой. Но с 16 и 17 веков нравы стали настолько вольными, что молодежь нагло стала выходить вот прямо так, без кафтана, выставив напоказ расшитые дублеты и шоссы в обтяжку. Ну и все, шоссы с дублетом стали полноценным костюмом. С одной поправочкой - их стали шить из одной ткани.
Замечаете аналогии с пиджаком, жилетом и брюками? Полтыщи лет прошло, а принципы незыблемы.
Ну а теперь про то, что же это все такое.
Кто не любит читать и привык к калейдоскопу картинок с подписью, тем будет трудно и не смею надоедать. Ниже будет много букв, много информации и мало практической пользы. То есть то, что сейчас никто не любит.
Шоссы - это штаны-чулки. Сначала их шили вообще с прикрепленными ступнями и получалось что-то вроде колготок. Позже шоссы разделили на две части: верхнюю, о-де-шосс и нижнюю, ба-де-шосс. О-де-шоссы стали потом называть иногда бриджами и делать их стали более пышными, чем ба-де-шоссы. Заканчивались они или у колена (венецианский стиль) или вообще на бедре (штаны с очень объемными буфами, которые очень любят показывать в фильмах при создании карикатурных образов). Богачи вставляли в прорези буфов на бедрах контрастную ткань. Ну а внизу были ба-де-шоссы, типа чулок.
Дублет так назывался потому, что что был на подкладке, то есть двойной. И это была облегающая куртка, которую носили поверх льняной сорочки. Изначальная задача дублета - создавать тепло и удерживать штаны, которые к нему крепились шнурками, ремешками или крючками. Задача сорочки была неизменной до середины 20 века, когда гигиена стала доступной и стандарты чистоты повысились. Она сохраняла дублет чистым, не давая ему соприкасаться с кожей. Эстетика самой сорочки и манера выставлять напоказ различные ее части менялась постоянно все эти 500 лет. Сорочки часто стирали (это была немалая часть бюджета семей), могли украшать вышивкой и в этом случае менялся и фасон дублета, чтобы было видно красоту.
Был период в 16 веке, когда под дублеты надевали камзолы, ну а поверх дублета вместо вышедшего из моды кафтана в 16 веке стали носить джеркин, облегающий кафтан без рукавов, нередко кожаный. Джеркин был самой верхней и самой видимой частью костюма и шили его из лучших тканей и материалов. Наличие в составе костюма джеркина сразу делало наряд «формальным», причем как у знати, так и у простолюдинов и поэтому джеркин требовался для большинства занятий мужчины вне дома.
Ну и хватит пока. Продолжение следует.
Не знаю, зачем вам это нужно :)
Мне же просто интересно, вот и бегу делиться, как петрушка на ярмарке.
Немного пояснений к картинкам
На первой дублет и шоссы до колен в венецианском стиле короля Швеции Густава-Адльфа, около 1620 года
На второй портрет короля Франции Франциска I начала 16 века.
Тут есть что поразглядывать. Видны воротник и манжеты сорочки - базового предмета гардероба. Сорочки были льняные, но у богачей бывали и батистовые.
Сверху на короле накинут кафтан с огромными накладными плечами. Типа, богатырь. Кафтан подбит мехом, в свисающих ниже края кафтана рукавах прорези, чтобы руки просунуть можно было. Такой распахнутый меховой кафтан - явный символ статуса, практического значения в нем немного. Обычный народ носил похожие по крою, но куда более простые и практичные кафтаны.
Под кафтаном дублет с рукавами длиной до талии с низким квадратным вырезом, чтобы сорочку показать. Дублет богато украшен и в нем сделаны прорези, чтобы вытаскивать наружу ткань сорочки, создавая небольшие буфы. У простого народа никаких выпендрежей не было, дублет был простой как пятак и служил для тепла и чтоб штаны крепить.
Видите типа юбки с разрезом спереди под дублетом? Это называется баска и у короля она пришита к дублету, а разрез сделан, чтобы было видно могучий хер, ой, простите, гульфик. Но вообще то чуть позже кафтан и эти баски объединились в упомянутый выше джеркин. Джеркин состоял из верхней безрукавной части с большим U или V- образным вырезом и прикрепленной к ней по сути юбкой.
На короле короткие пышные штаны с буфами с прорезями, в которых вставлены контрастные ткани. Штаны крепились к дублету завязками. Как они писяли и какали при этом - не знаю.
Обувь интересная. На плоской кожаной подошве, с очень широкими квадратными носами. Такой фасон вошел в обиход недавно на тот момент взамен обуви с длинными острыми носами. Можно увидеть на королевской обуви прорези. Их, а также разное тиснение, вышивку, клейма и ажуры на обуви делали те, кто хотел подчеркнуть свой статус праздного человека. Ну как и длинные рукава кафтана.
Хорошего дня, кто дочитал ;)