Когда речь заходит об известных людях, не только их жизнь, но часто и смерть оказывается в центре внимания. Примеров множество: Моцарт, Эдгар Аллан По, Гоголь, Пушкин, Есенин. Среди этих великих людей находится и Владимир Владимирович Маяковский, известный поэт, эффектная и неординарная личность. Согласно официальной версии, он покончил с собой 14 апреля 1930 года, однако далеко не все готовы были поверить в такую трактовку событий. Множество несогласных остаётся и до сих пор. Интересно посмотреть, какие версии смерти Маяковского выдвигались на протяжении почти ста лет после трагедии.
Перед началом основной части нашей статьи хотим бережно напомнить, что мы - магазин букинистики "Книгоед", и в нашем ассортименте представлено необъятное количество самых разнообразных книг. В том числе, множество изданий с произведениями легендарного Владимира Маяковского
Приятного чтения!
Последние годы жизни Маяковского
Часто Маяковский представляется людям сильной личностью: высоким, с громким поставленным голосом, стальными нервами. От такого обычно не ждут самоубийства. Однако в воспоминаниях людей, которые его знали, поэт выглядит совсем иначе. Оказывается, под маской брутальности скрывался тонкий, чувствительный и ранимый человек, который тяжело переживал неудачи. А последние годы жизни давали Маяковскому немало поводов для суицида.
Поэт был в авангарде революции. Горячо поддерживал Октябрь и партию большевиков. Трудился в пропаганде и был ценим партийной верхушкой. Без преувеличения, после революции он стал первым поэтом новой страны. Ветер перемен отвечал эстетическим взглядам футуриста. Строительство нового мира воспринималось Маяковским в значительной мере как литературное явление. И поэзию свою он видел как средство создания нового человека. В новой стране Маяковский приобрёл положение, которое никогда не имел до революции. Жильё, постоянный доход, поездки за границу – всё это имелось в достатке.
Тем не менее во второй половине 1920-х годов всё меняется. Смерть Ленина, сворачивание НЭПа, приход к власти Сталина – и страна изменилась. От революционного запала не осталось и следа, авангардное искусство постепенно начало вытесняться из культурной жизни.
К 1929 году дела у Маяковского шли совсем неважно, хотя в том году Гослитиздат и выпустил собрание его сочинений в 4-х томах. В сентябре того же года Маяковский пытался создать РЕФ («Революционный фронт») – своеобразное продолжение ЛЕФа («Левый фронт искусств»). Попытка провалилась. Маяковский стремительно терял поддержку властей. Поэту даже отказали в визе для поездки во Францию.
В феврале 1930 года Маяковский организовал выставку «20 лет работы», посвященную 20-летию творческой деятельности поэта. Он рассчитывал, что на выставку приедет руководство и культурная элита , но все крупные чиновники и коллеги Маяковского проигнорировали мероприятие. Становилось очевидным, что такое экспериментальное искусство уже не имеет поддержки со стороны властей и что поэт всё больше теряет расположение высших эшелонов партии.
Две сатирические пьесы Маяковского, «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), вызвали бурную критику со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Среди претензий к пьесе «Баня» было в том числе и то, что в ней недостаточно представлены коммунисты и рабочие. В феврале 1930 года Маяковский присоединился к РАПП, но в газете «Правда» от 9 марта ведущий член РАПП Владимир Ермилов в своей статье назвал Маяковского «мелкобуржуазной интеллигенцией», добавив, что «слышится фальшивая “левая” нотка в Маяковском». «Нотка» эта слышалась, по мнению Ермилова, не только в литературном творчестве поэта. Подобное обвинение несло в себе опасность для Маяковского, намекая на связь поэта с «левой оппозицией» во главе с Львом Троцким, который к тому времени уже проиграл внутрипартийную борьбу. А Троцкий, как известно, высоко ценил поэзию Маяковского. Поэт в отместку создал плакат, высмеивающий Ермилова, но в РАПП приказали его убрать. В своей предсмертной записке Маяковский написал: «Ермилову скажите, что жаль – снял лозунг, надо бы доругаться».
Клеветническая кампания продолжилась в советской прессе. Встречался даже такой лозунг: «Долой маяковщину!» 9 апреля 1930 года, когда Маяковский читал свою новую поэму «Во весь голос», студенческая аудитория начала кричать, заглушая автора, поскольку поэму посчитали «слишком непонятной». Газеты называли Маяковского «попутчиком». Неудивительно, что поэту в этом виделся конец.
Коллеги Маяковского начали говорить, что поэт растерял свой талант, «исписался». Психологическое состояние его действительно оставляло желать лучшего. В целом, несмотря на образ сильного и уверенного человека, поэт и раньше проявлял склонность к самоубийству. Его возлюбленная Лиля Брик заявляла, что мрачные мысли посещали Маяковского довольно часто. А её муж Осип утверждал, что в стихах поэта видятся намеки на «неизбежное самоубийство».
Не складывалась и личная жизнь. Лиля Брик была замужем, и отношения с Маяковским стали для неё всего лишь элементом игры. Появилась новая возлюбленная – Татьяна Яковлева, однако Маяковский не смог выехать к ней во Францию, чтобы обручиться. Вскоре он узнал, что она выходит замуж. Тесные отношения связывали Маяковского с актрисой Вероникой Полонской, и он даже думал о создании с ней семьи. Только вот и она тоже оказалась замужем.
Гибель Маяковского
12 апреля 1930 года Маяковский в последний раз появился на публике: он участвовал в заседании Совнаркома, на котором обсуждался закон об авторском праве.
14 апреля 1930 года поэт назначил возлюбленной Веронике Полонской свидание в своей комнатке в коммунальной квартире на Лубянке, которую Маяковский использовал для работы. Целью свидания был разговор об их общем будущем. Поэт требовал от Полонской бросить мужа. Воспоминания Полонской о последней встрече с Маяковским стоят того, чтобы привести их здесь: «Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… [...] обещал позвонить. [...] Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла [...] На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: “Что вы сделали?” [...] он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: “Бегите, встречайте карету “Скорой помощи”. Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: “Поздно. Умер…“».
Маяковский оставил предсмертную записку:
«Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сёстры и товарищи, простите, – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят –
“инцидент исперчен“.
Любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным. Серьёзно – ничего не поделаешь. Привет. Ермилову скажите, что жаль – снял лозунг, надо бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 руб., внесите в налог.
Остальное получите с Гиза».
Брики срочно вернулись из заграничной поездки на похороны. Полонская решила не приходить, поскольку родственники Маяковского обвиняли актрису в смерти поэта. Прощание с поэтом шло три дня. Всего похороны посетило 150 000 человек. Больше людей было только на похоронах Ленина и Сталина. Тело поэта кремировали в Первом крематории около Донского монастыря. Прах был захоронен на Новодевичьем кладбище.
Загадка гибели поэта
Самоубийство Маяковского произошло после ссоры с Полонской. Она и была последней, кто видел Маяковского живым. Но Лиля Брик в своих мемуарах заявляла, что идея сведения счётов с жизнью была у поэта хронической и обострялась при обстоятельствах, которые выводили его из равновесия. По словам Полонской, Маяковский упомянул о своих планах 13 апреля, когда они вдвоём были в гостях у писателя Валентина Катаева, однако она подумала, что это эмоциональный шантаж, и не поверила в серьёзность его намерений.
Обстоятельства гибели Маяковского многим показались странными уже в 1930 году. Предсмертная записка была написана заранее, 12 апреля. Пуля, извлечённая из тела, не соответствовала оружию, из которого Маяковский застрелился. Говорили, что соседи слышали два выстрела. Такие спекуляции, связывающие гибель поэта с ОГПУ, стали особенно популярными в период десталинизации при Н. Хрущеве. Новую волну популярности теории убийства обрели в перестройку. Связано это было с желанием развенчать культ личности Сталина. Канадская исследовательница творчества Маяковского Шанталь Сундарам пишет, что в конце 1991 года Государственный музей Маяковского провел судебно-медицинскую и криминологическую экспертизу хранящихся в музее вещественных доказательств смерти поэта: фотографий, рубашки, ковра. Проверили подлинность предсмертной записки, поскольку некоторые считали её подделкой. Но результаты анализа подтвердили авторство Маяковского, а также включали вывод о том, что её неровности – свидетельство о влиянии психофизиологии на душевное состояние поэта. Вот некоторые домыслы о гибели Маяковского.
Убийство по приказу властей
Данная версия основывается на достаточно странных свидетельских показаниях. Исследователь обстоятельств гибели Маяковского, Валентин Скорятин, заметил, что изначально поэт лежал ногами в сторону дверного проёма. По крайней мере, так утверждали первые появившиеся на месте происшествия очевидцы. Те, кто пришёл позже, в свою очередь, утверждали, что Маяковский лежал к двери головой. Разумеется, этот момент стал поводом для спекуляций на тему, что кто-то передвинул труп. А если кому-то такое понадобилось, значит, это было убийство.
Однако это не является доказательством того, что Маяковский был убит. Тело поэта перекладывали на кровать, чтобы сделать снимок, поскольку на полу не было достаточно света. Тело могли передвигать прибывшие на место врачи, поскольку им требовалось осмотреть погибшего.
Углей в топку спекуляций добавляет то, что похороны поэта сначала планировали провести в кратчайшие сроки. И инициатором подобной спешки был начальник Секретного отдела ОГПУ Яков Агранов. В ведении этого человека как раз и находилась культурная элита страны. Благодаря своей работе Агранов был знаком со многими культурными деятелями, в том числе с Маяковским и Лилей Брик. Как считается, Агранов решил отказаться от быстрых похорон, поскольку это выглядело бы подозрительно.
Кроме того, уже в 1989 году художник А. Давыдов утверждал, что у Маяковского явно был сломан нос, и это заметно на посмертной маске. Получается, что он упал лицом вниз. Если бы поэт стрелял сам, то упал бы на спину. Впрочем, версия со сломанным носом тоже ничего не объясняет. После осмотра тела было зафиксировано, что на лице нет повреждений. Это подтверждено судмедэкспертом. Нос действительно был сломан, но уже после смерти. Обстоятельства происшествия описывает художник Денисовский. Дело в том, что вечером 14 апреля с Маяковского снимали посмертную маску. Изначально этим занимался скульптор Луцкий, который по неосторожности повредил переносицу у трупа. После этого был приглашен другой специалист, который всё сделал подобающим образом.
Помимо всего этого, журналист В. Молчанов в годы перестройки заявлял, что ему в руки попала фотография, на которой видно, что на груди Маяковского два следа от выстрелов. В своё время это преподносилось как сенсация. Тем не менее быстро выяснилось, что снимок оказался фальсификацией. В Музее Маяковского хранится оригинальная фотография, сделанная сразу после гибели поэта. На ней отчётливо видно, что след всего один.
Также ходили слухи, что пуля, извлечённая из тела Маяковского, не соответствует пистолету, из которого он застрелился. Показания свидетелей различаются: кто-то говорит, что поэт стрелял из «маузера», а кто-то, что из «браунинга». Дело в том, что пуля подходила как к первому пистолету, так и ко второму. Кроме того, конспирологи утверждали, что в ходе следствия пистолет подменили. Это правда. Однако на самом деле у Маяковского был «маузер», подаренный ему чекистом из Харькова В.М. Горожаниным. Разрешения на оружие у поэта не было. Скорее всего, следователи просто решили «прикрыть» коллегу, чтобы не всплыл факт дарения незарегистрированного пистолета.
Современные исследования вещей, хранящихся в музее, ясно дают понять, что Маяковский совершил самоубийство. Рана на теле, следы пороха на рубашке – всё говорит о выстреле, совершённом в упор. Отсутствие следов борьбы и самообороны также подтверждает, что никакого убийства не было. Как не было и мотива убивать поэта, известного на весь Советский Союз, – слишком скандально.
Хотя, предсмертная записка была написана ещё 12 апреля, это не говорит о том, что убийство было запланировано на ту самую дату, просто оно не состоялось. Стоит отметить, что в воспоминаниях Вероники Полонской есть момент разговора с Маяковским как раз в тот день. В телефонной беседе поэт частично раскрыл содержание своей записки. А именно ту часть, где называет Полонскую своей семьёй в обращении к правительству. Таким образом, о самоубийстве Маяковский думал уже 12 апреля. Очевидно, что поводов для суицида у поэта было больше, чем у правительства для организации убийства. Творческие и личные неудачи подкосили и без того психически нестабильного человека. Именно в апреле 1930 года в разговоре с Полонской поэт признался: «Я не могу без Вас жить». На что был получен ответ: «Так и не живите».
Другие версии
Есть и другие версии гибели Маяковского. Говорили, что поэт болел сифилисом, поэтому, с трудом перенося плохо поддающееся лечению (на тот момент) заболевание , покончил с собой. Вскрытие, впрочем, показало, что никакого сифилиса у Маяковского не было. К сожалению, результаты аутопсии не сохранились, но косвенные свидетельства чётко говорят о том, что у поэта не было венерических болезней. Поводом для подобных спекуляций служил и некролог в газете «Правда»: в нём говорилось о «стремительной болезни», которая и стала причиной самоубийства. Версия о болезни, тем не менее, имеет под собой основание. По крайней мере, проблемы со здоровьем, преследовавшие Маяковского всю жизнь, могли стать одной из множества причин для суицида. Известно, что Маяковский часто подхватывал простуду и подолгу болел. Кроме того, его мучили хронические головные боли. А это проблема, которая превращает жизнь в настоящий ад. Ко всему этому добавляются психические проблемы. Маяковский панически боялся микробов: избегал общественного транспорта и рукопожатий, а если случалось жать кому-то руку – потом тщательно проводил дезинфекцию, протирая руки одеколоном. Вдобавок к этому Маяковский страдал от паранойи: ему всё время казалось, что на него могут напасть и ограбить. Поэтому он постоянно носил с собой оружие.
Ходили слухи, что Маяковский на самом деле не хотел убивать себя, что это была попытка привлечь внимание. Для человека с психопатическими наклонностями такое характерно. Однако подтвердить или опровергнуть эту версию не представляется возможным.
Итог
Смерть Маяковского даёт множество поводов для различных спекуляций в связи с небольшими нестыковками в официальной версии. Однако все версии, связанные с убийством по заказу властей, разбиваются при ближайшем рассмотрении. Всему находится логичное и стройное объяснение. При этом поводов для самоубийства у поэта было предостаточно. Творческие неудачи, такие как непонимание публикой, провал пьес, сильно подкосили эгоцентричного человека. Охлаждение отношений с государством, которое грозило гораздо большим, чем просто запретом на творчество, также не добавляло спокойствия. Кроме всего этого, неустроенная личная жизнь сильно била по ранимому и чувствительному поэту. Иными словами, самоубийство – вполне логичное завершение бурной жизни Маяковского. В конце концов, во многих его стихах проскакивает мотив самоубийства, трагического ощущения жизни и сумасшествия: «… я обвенчаюсь с моим безумием»; «В бессвязный бред о демоне растёт моя тоска» и т.д.
Смерть Маяковского выглядит достаточно символично. Поэт погиб как раз в тот момент, когда страна изменилась настолько, что её уже невозможно было узнать. Сменилась как политическая, так и культурная парадигма. Требования к искусству были уже не те, в которые верил Маяковский. Можно сказать, что смерть поэта – своеобразный рубеж, поскольку в искусстве 1930-х годов ему совершенно точно уже не нашлось бы места.
Эпический финал полностью соответствовал масштабу этой неординарной личности. И живущая после смерти поэта легенда, привлекающая и интригующая по сей день, стала неотъемлемой частью образа Владимира Маяковского.