«Вот стол. Интересно — работай!» — так когда-то второкурсник Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Сергей КИРЕЕВ пришёл на кафедру химии Политехнического института к заведующему, профессору Юрию Петровичу Перелыгину, чтобы погрузиться в науку. Пришёл и остался... Сейчас Сергей Юрьевич — декан факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта, завкафедрой «Химия». Он видный учёный и сам дал старт в науку многим начинающим исследователям. Накануне начала учебного года профессор Киреев стал победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы».
— Сергей Юрьевич, в июле на факультете была открыта лаборатория «Химические технологии». Расскажите, как и для чего она создана?
— Начну с истоков. Когда-то в университете была кафедра «Химическое машиностроение», которой руководил Станислав Николаевич Виноградов. Когда его не стало, набор прекратили, из-за этого была потеряна аккредитация. За 10 лет «простоя» на производстве сформировался кадровый голод. Потребность в наших выпускниках была колоссальная. К нам обращались, чтобы мы возродили эту специальность. И вот в 2019 году, после десятилетнего перерыва, мы вновь начали обучать химиков-технологов. Нашими первыми студентами стали сотрудники профильных предприятий. Мы повторно получили аккредитацию, и в 2021 году нам уже выделили 25 бюджетных мест на направление «Химическая технология». Кстати, эта первая группа очных студентов, без преувеличения, одна из лучших на факультете. Больше половины учатся на «отлично». Все преподаватели отмечают: они дружные, сильные, мотивированные на результат. Дальше встал вопрос: подготовку возобновили, а оборудование, которое было на кафедре когда-то, морально устарело или вовсе вышло из строя. Старая лаборатория в подвале учебного корпуса № 4 оставляла желать лучшего.
— Так и возникла идея о создании новой?
— Да. Мы тесно сотрудничаем с «Электроприбором». Когда я встретился с директором Алексеем Алексеевичем Трошиным и предложил ему совместно создать такую лабораторию, он, не задумываясь, согласился. За счёт предприятия был проведён ремонт. Всё было, по сути, с нуля. И водопровод сделали, и канализацию как обязательный элемент для химических лабораторий. Проложили силовую линию для дистиллятора, полностью переделали электрическую проводку, заменили отопительные элементы, окна и так далее. Закупили оборудование: лабораторные столы и часть химической посуды, вытяжной шкаф. Ректор Александр Дмитриевич Гуляков нас тоже поддержал, и были выделены средства на дооснащение. Аналитические весы, потенциостаты, исследовательские приборы для электрохимии, вращающийся дисковый электрод, фотоэлектроколориметр, спектрофотометр — теперь всё есть. С 1 сентября новая лаборатория будет использоваться в полном объёме.
— Какие задачи здесь будут решаться?
— В первую очередь эта лаборатория учебная. Будут заниматься студенты кафедр «Химия» и «Технологии и оборудование машиностроения». Например, при изучении дисциплины «Коррозия и защита от коррозии», ряда тем по материаловедению. Бесспорно, лаборатория станет базой для науки. Студенты и аспиранты уже начали проводить здесь экспериментальную часть своих исследований.
— Давайте поговорим о ваших разработках. Что сейчас актуально и что вы считаете наиболее перспективным?
— В области химии в последнее время актуально всё. Если раньше, до введения санкций, многие реактивы и технологии можно было завезти из-за рубежа, то сегодня приходится возрождать то, что когда-то было неплохо и у нас в стране. Актуальными являются вопросы технологий нанесения покрытий, разработки, связанные с получением покрытий с заданным комплексом свойств. Сфера моих научных интересов — процессы импульсного электролиза. Потенциостатический режим импульсного электролиза, которым я занимаюсь, имеет серьёзные преимущества. Свойства покрытий в этих режимах зачастую уникальны. Скорость нанесения может быть увеличена кратно — в 2–3, а порой в 4 и более раз, а это повышает производительность.
— Что у вас в научных планах?
— Мы продолжаем тесно работать с предприятиями. Они обозначают нам проблемы, которые требуют научного решения. Конкретно сейчас мы заключили полумиллионный договор с тем же «Электроприбором» на оказание консультационной технологической помощи в вопросах, связанных как с процессами водоподготовки, так и с процессами получения покрытий на печатных платах. В планах разработка новых покрытий или новых технологий нанесения гальванических покрытий, изучение их свойств. Многое ещё не изучено! Приятно, что в нашей команде есть молодёжь, на них мы делаем ставку. Мы стараемся зажечь ребят. Чтобы это сделать, нужно дать положительный заряд. Когда человек почувствует первый успех в науке, то, окрылённый, дальше он побежит сам. Останется только направить в нужное русло. И дело, я считаю, не в зарплате, важно, чтобы был интересен сам процесс.
— К слову о молодых. Одна из ваших учениц, Альфия Янгуразова, работает над довольно интересным проектом под вашим руководством. Это новый способ гальванического цинкования. Возможно ли технологию сразу применить на производстве?
— Возможно, но при определённых условиях. Цинкование — это только первый шаг. Речь идёт в целом про импульсный режим электролиза. Задача — разработать технологию нанесения покрытия сплавом «олово-цинк», который является альтернативой сплаву «олово-свинец». Переход к бессвинцовым технологиям сейчас особенно актуален. Для внедрения на предприятии должен быть соответствующий источник тока. Если он есть — технологию можно внедрять. Но пока не везде так. Хотя такие источники тока производятся и в России. В целом, конечно, техперевооружение производств сейчас идёт стремительно. Помните, каким было гальваническое производство ещё 10 лет назад? Грязь, резиновые сапоги, перчатки и фартуки, а ещё молоко за вредность. Сейчас всё кардинально меняется.
— В одном из интервью с проректором по науке Сергеем Васиным речь зашла об импортоопережении. Мол, одного импортозамещения для технологического прорыва недостаточно. Что вы можете сказать на это?
— Поддерживаю полностью. Говорить об импортозамещении — это находиться в позиции всегда догоняющего, искать альтернативу тому, что у нас когда-то было, а теперь не стало. Когда мы говорим об импортоопережении, речь идёт не о том, чтобы сделать так, как было вчера, но только своё, а о том, чтобы сделать лучше, чем было вчера, и лучше, чем за рубежом. Для этого надо понимать, что уже есть, и пытаться продвигаться дальше. Скажу с уверенностью: в ряде случаев уровень российских разработок значительно опережает мировые.
— Вы работаете в сотрудничестве с учёными из Беларуси. Что это за проект?
— Это ещё одно направление моей научной работы. Вместе с белорусскими коллегами мы занимаемся темой применения электрохимических технологий для очистки воды. Разрабатываем электрохимические модули, через которые прокачивается сточная вода. Эксперименты показывают хорошие результаты. Проводим испытания на сточных водах мясоперерабатывающих предприятий, канализационной, оборотной воде ферм по выращиванию гидробионтов, например рыб. Весьма актуально для создания замкнутого контура бессточной технологии: наблюдается экономия воды и при этом её очистка от продуктов жизнедеятельности достаточно серьёзная и эффективная. Электрический ток протекает через очистные модули, загрязняющие вещества окисляются или генерируются окислители, которые потом, после отключения тока, работают над очисткой сточных вод. Наша статья об этой разработке принята к публикации в престижном научном международном журнале.
— Как вы думаете, в чём уникальность вашего факультета в науке?
— Наука на факультете имеет прикладной характер. Даже в студенческих проектах делаем на это упор. У нас большой процент ребят, которые побеждают в конкурсах «УМНИК», «Студенческий стартап», выигрывают «Ректорские гранты». Такой высокий показатель, на мой взгляд, именно потому, что в научных темах виден результат для конкретного потребителя. Ещё один яркий пример — работы, которые ведёт Андрей Евгеньевич Розен. Создан многослойный материал для хранения радиоактивных отходов, который обладает просто уникальными свойствами по коррозийной стойкости и сроку службы. У разработки высокий уровень технологической готовности (TRL 6). У нас есть документы, регламентирующие производство, способы соединения этого материала. То есть, по сути, есть всё, чтобы начать.
— Мы говорили о молодёжи. Что для вас стало катализатором в науке?
— Моё первое знакомство с наукой было на первом курсе.
— Переступили порог вуза и сразу поняли, что наука — это ваше?
— Получается, что так. На первом курсе у нас была преподаватель Мария Николаевна Селиванова. На первой лекции (и это воспоминания многих студентов) она порой забывала здороваться и представляться. Настолько была увлечена своим предметом! Этим и нас заражала.
Заходит на лекцию:
— Химики?
— Химики!
— Первый курс?
— Первый!
— Тема лекции «Строение атома». Поехали!
И всё, поехали! Помню, она дала мне очень простое задание: извлечь поташ из золы растений. Я погрузился с головой: варил его в лаборатории, выделял, определял степень чистоты. Потом, на втором курсе, я понял, что мне этого мало. Тогда в Политехническом институте открылась кафедра химии. Заведующим как раз недавно стал Юрий Петрович Перелыгин. Встретились, обсудили тематику. И со второго курса я здесь, в 8-м корпусе, на 4-м этаже. Учился в педагогическом, а науку постигал в политехническом. Вот такая дружба институтами. Через 1 год 1 месяц и 1 день после окончания университета я защитил кандидатскую диссертацию, потом — докторскую. Так и движемся!
Наталья ТОЛКАЧЕВА, «Университетская газета» № 6
Многое ещё не изучено!
8 минут
16 прочтений
13 сентября