Найти в Дзене

Конкуренция способностей, или почему невозможно быть развитым во всём

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Что-то подобное можно сказать и о человеческих способностях. Чтобы развивать какую-то одну сторону своей психики, приходится жертвовать развитием другой стороны. Когда-то давно я составила для себя план действий — ну, может и не план, но что-то наподобие. Написала на отдельном листке список тех способностей и умений, которые хотела развить у себя к 20 годам. Мне тогда было около 13, и в моем распоряжении оставалось семь лет, чтобы достичь совершенства чуть ли не во всех отраслях знаний. Глупый в своем максимализме подросток, которым я была, требовал от себя невозможного. Я хотела добиться реализации такого максимума, который и Леонардо да Винчи осуществил лишь к 40. При этом у меня вообще не было никакого понятия, как я собираюсь изучать и осваивать такое огромное количество разных наук и искусств, учась в обычной школе на окраине поволжского областного города. А самое печальное, что я и не задумывалась — а зачем мне они, эти конкр

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Что-то подобное можно сказать и о человеческих способностях. Чтобы развивать какую-то одну сторону своей психики, приходится жертвовать развитием другой стороны.

Изображение сгенерировано нейросетью «Кандинский»
Изображение сгенерировано нейросетью «Кандинский»

Когда-то давно я составила для себя план действий — ну, может и не план, но что-то наподобие. Написала на отдельном листке список тех способностей и умений, которые хотела развить у себя к 20 годам. Мне тогда было около 13, и в моем распоряжении оставалось семь лет, чтобы достичь совершенства чуть ли не во всех отраслях знаний.

Глупый в своем максимализме подросток, которым я была, требовал от себя невозможного. Я хотела добиться реализации такого максимума, который и Леонардо да Винчи осуществил лишь к 40.

При этом у меня вообще не было никакого понятия, как я собираюсь изучать и осваивать такое огромное количество разных наук и искусств, учась в обычной школе на окраине поволжского областного города. А самое печальное, что я и не задумывалась — а зачем мне они, эти конкретные способности? Что я буду дальше с ними делать? Ведь уметь что-то делать или что-то знать — это не самоцель. Это средство. Главное — не само умение, а то дело, ради которого оно нужно.

Тот листок с немыслимым «планов громадьем», к счастью, сразу потерялся. Наверное, мне было бы стыдно и смешно его перечитывать сейчас. Кажется, вообще ничего из того, что было в том списке, я не исполнила и к 40. Зато реализовалось нечто другое — то есть СОВСЕМ ДРУГОЕ, чего я не планировала. И это «другое», как я понимаю, стало называться «мной».

От подростковых «планов захвата мира» пришлось отказаться — и это к лучшему. Всё равно такое всестороннее совершенство — штука крайне редкая. В реальной жизни мы выбираем специализацию — и правильно делаем.

Разные стороны человеческой натуры конкурируют друг с другом. Например, у людей с выраженными творческими способностями обычно слабая память на даты, факты, цифры и другой материал, требующий механического заучивания, а не понимания.

Психотерапевт Фриц Перлз сравнивал психику эрудита с тесной комнатой, загроможденной множеством ненужных вещей, которые, к тому же, являются чужой собственностью. «Хозяин комнаты» вынужден ютиться где-то в дальнем углу, не решаясь провести ревизию в накопившихся предметах. То же самое и с информацией: эрудит не осмеливается половину имеющихся у него сведений спокойно забыть, а остальное использовать «не по инструкции». Поэтому эрудиция становится конкурентом креативности.

Еще одно свойство, конкурирующее в нашей психике с творчеством — это способность к критическому анализу. Ум критика приспособлен к выискиванию недостатков в любом замысле. А ведь все возникающие у нас новые идеи сначала очень уязвимые, они не рождаются готовыми, во всем своем блеске. Им нужно на первых порах доброжелательное внимание и доработка, а не критические замечания. Если же человек не способен на какое-то время отключить критику, все его смелые и оригинальные мысли погибают в зародыше.

Бернард Шоу увидел еще две мало совместимые друг с другом способности: величие гения и обычный житейский здравый смысл. Он писал: «Незаурядным личностям всегда невдомек, в какую ярость приводит людей недалеких разоблачение их глупости. Даже Сократ, несмотря на свой возраст и опытность, не сумел защитить себя на суде». Действительно, многие выдающиеся мыслители погибли, затоптанные толпой — и это произошло потому, что им, великим, было трудно представить себе, каким видит мир человек из этой массы. В каком-то смысле, им не хватало для этого фантазии!

Получается, что идеал «гармонично развитого человека» вводит нас в заблуждение, потому что может быть истолкован как стремление к равной выраженности всех способностей в одном человеке. Но это легко достижимо только в том случае, когда это — одинаково посредственные способности.

Если человек становится кем-то, он достигает этого путем отказа от осуществления многих других, «альтернативных Я». Этот отказ не означает, что нужно быть «узким специалистом» — недаром многие выдающиеся умы ХХ века жестко критиковали «варварство специализации». Действительно УЗКИЙ специалист не только не имеет широких познаний и разносторонних способностей, но еще самодовольно не желает признавать ценность тех сторон жизни, в которых сам ничего не смыслит.

Наоборот, человек, пожертвовавший одними из своих способностей ради развития других, испытывает чувство большой потери, он печалится о утраченных и недоразвитых частях самого себя. Поэтому он скромно готов учиться у каждого, кто обладает каким-то другим набором достоинств. Ведь он понимает, что важны не способности и не одаренность как таковая — а лишь то дело, которому осознанно служит человек. И если такого служения нет — никакие таланты не заполнят пустоты.

* * *
Этот текст я написала очень давно, больше 15 лет назад. Сейчас я лишь слегка его отредактировала.

До сих пор иногда думаю о конкуренции способностей. Думаю уже без печали и сожаления, потому что мне очень нравится моя жизнь сейчас — но до сих пор ловлю иногда себя на желании «бежать во все стороны одновременно».

Читайте также: