Я очень люблю Кемет и он все еще является одной из любимых игр. Кемет вобрал в себя идеально попадающий в меня баланс веселья, мордобоя и просчета.
Crowd Games давеча объявили, что привезут вторую обновлённую версию этой игры и поэтому сегодня сравним обе версии, расскажу о минусах и плюсах нового издания, что игре дают дополнения и есть ли смысл в апгрейде.
Предисловие
Терминология в разных переводах Kemet Blood and Sand отличается , поэтому некоторые термины в статье могут не совпадать с будущим переводом от Crowd Games.
Качество компонентов и продакшн
Первый Кемет был хорош в свое время: детализированные миниатюры с проливкой в базе смотрелись отлично, даже сейчас они уверенно выглядят на столе. В новом издании миниатюры увеличили, сделали их современнее, но качественно они все равно немного хуже: плоские базы, никакой проливки, короче бездушный разноцветный современный пластик.
Много олдускулов в клубе считают старые миньки лучше новых, но я в данном случае выбираю новый размер + покрас.
Органайзер
Во втором издании вас ждет удобный пластиковый органайзер для компонентов и тот самый трей для тайлов, где всё уже разложено по местам. Это офигенно удобно, сильно упрощает подготовку к партии и дает возможность постоянно передавать что-то посмотреть игрокам за столом. Однако, если вы смотрите в сторону допа с зеленой пирамидой, то под нее такой панели нет. Это опять создает уже решенные неудобства.
Только же все разложили по местам.
Но вы можете разложить все плитки зеленой пирамиды под другие плитки в панели, потому что в одной партии вы не используете весь жир, а выбираете какие-то конкретные пирамиды, даже полным составом в 5 человек испльзуется только 4 пирамиды. Если же играете неполным составом, то количество используемых пирамид будет еще меньше.
Важное уточнение: если вы сеньор с возможносью докупить еще апгрейд паков (в девичестве "эксклюзивы кика", которых на предзаказе не будет), то 3 плитки уже не влезет в ложемент и их придется хранить отдельно. Что там за апгрейды - я расскажу отдельно ниже.
Пирамиды
Кубики-пирамиды в первом издании — это гениальное решение. До сих пор восхищаюсь этой находкой дизайнеров. В новом издании их заменили на настоящие пирамиды. Вроде сделали дорого-богато, но визуально игроки часто путаются с последним уровнем. С одной стороны там что-то вроде строящейся пирамиды, с другой — верхушка готовой. Лучше было бы сделать еще одну планку и убрать это переворачивание. Но увы.
Планшеты игрока
Планшеты игрока теперь двухслойные, однако эту опцию сделали только для счетчика очков молитвы и жетонов пирамид, хотя могли бы и для действий тоже сделать выемки. Одно действие все равно выполняется 1 раз.
Арт и иконографика
Арт вызвал много споров на этапе концепта. Игру немного причесали в духе современности и сейчас я бы сравнил рисовку с переизданиями Замков Бургундии или Пуэрто Рико. Теперь храмы все такие красивые, на карте много зелени и рек и всё сделано как будто вы бог, который смотрит на землю с небес во времена изобилия.
Почему это неудачное решение
Казалось бы, картинка приятна глазу. Но она рушит атмосферу воинственности и сражения. Ведь, на минуточку, это игра не про выращивание своей фермы, а жесткая мясорубка и такой важный элемент, как поле, которое перед вами практически всю игру, должен подталкивать вас воевать.
Если же вы вообще в Кемет не играли, то вам современная картинка, возможно, понравится больше. Все же это вкусовщина.
Из сложных моментов нового дизайна — порты. В синие вы можете входить, а в красные только выходить и входить если это ваш порт. Основная идея: с удаленного острова теперь можно отступить и в ближайший к вашей столице порт вы можете вернуться, чтобы спасти ваш жопкинс.
Иконографика стала понятнее, но сами изображения тоже не всем староверам зайдут. Серый цвет игрока, который путается с серыми компонентами.
Счетчик победных очков — хорошее новшество. Стало удобнее контролировать процесс и приближение к концу игры, но у конца игры есть свой нюанс, поговорим о нем дальше.
Правила 2.0 и тайлы
Правила Кемета это всегда была боль-дырка-задница. Круто, конечно, когда авторы так любят свою игру, что постоянно мониторят фидбек сообщества выпускают новые исправления. Но у Кемета с этим явный перебор, я уже устал считать сколько версий я перечитал, и сколько вариантов я переиграл. Еще при краудах Александром Петруниным были переведены правила 1.0 и 1.5, но были ведь и промежуточные версии)
У нас в клубе этот подход даже оброс своими шутками. Здесь как в том меме, где стражники, то открывают ворота, то закрывают их. Ну да бог с ними.
В игре поменяли часть тайлов и существенно ослабили красную пирамиду, нет больше тех знаменитых лучников, которые убивали двоих юнитов перед боем. Остальные чуть усилили, больше всего прибыло в синей. Изменения не ломают игру, красная пирамида всё еще воинственная и все остальные выглядят интересно.
Отличное нововведение — стартовая бесплатная покупка тайла первого уровня. Его и так все покупали, так что вынос этого за рамки ускоряет всю партию.
Жетоны ветеранов тоже хорошее нововведение. Они компенсируют ваши проигрыши и позволяют получить немного недостающих ресурсов проигравшему. В Та-Сети 1.0 был аналог — жетоны рассвета, которые можно было накапливать сквозь раунды, но мы с ними ни разу и не играли, хотя Ян вопрос поднимал.
Правила стали более структурированными, но многое все еще написано непонятно. Все тот же пример с портами. Возможно это доработают на этапе локализации и, надеюсь, вернут старую терминологию.
Хорошим решением было добавление карты блефа. Эта такая карта божественного вмешательства, которая дает возможность подложить ее в качестве угрозы противнику, на ней просто пустота и после сражения она возвращается в руку. Чтобы она работала вам было бы неплохо иметь больше одной такой карты.
В новой версии многое отличается, но тоже работает хорошо. К концу игры при абсолютно разных подходах мы все подходили с +/- равным количеством очков, хотя успехи у всех были очень разными и кое-кто, на мой взгляд проигрывал.
Поэтому с балансом тут всё ок.
Условие победы опять поменяли
Условия победы — это Ахилесова пята в Кемете. Его меняли неоднократно, почему пришли к текущему, мне сложно сказать, но я всё же позволю себе оставить эту ремарку здесь.
Как работает сейчас
Если на начало вашего хода,до того как вы разгрыли свое дествие, у вас есть 9 победных очков, вас никто не превосходит по очкам — вы моментально победили.
В задумке это должно заканчивать игру еще более внезапно и, возможно, дать опции отстающим подтянуться. Но на практике это создает то самое перетягивание каната, которое многим не нравилось в Инише и, зачастую, наоборот растягивает игру до момента, пока у всех не закончатся ресурсы и одного из игроков просто не будет кому останавливать.
Мне ближе старая концовка. Да, она тоже неидеальна, но вот что мне в ней нравится. Из-за того, что вы не можете тригернуть конец последним действием нет в 95% случаев все видят, когда наступает тот самый раунд. И понимая, что это последний раунд ваш игровой процесс ощущается, как одно большое эпичное сражение, которое все тщательно планируют.
Вы легко можете это попробовать на практике.
Какой была старая концовка
Если кто-то набирал 9VP в свой непоследний ход, то игра 100% заканчивается в этом раунде и далее идет подсчет.
Дополнение Книга Мертвых
Авторы постарались сделать не просто ещё одну пирамиду, которые уже были в игре, а создать новый опыт для игроков. Вас своеобразная мини-игра в жертвоприношение. Чем больше жертв, тем больше вы загнивание, чем больше гниение, тем сильнее вы становитесь. При успешном разложении вы сможете призвать одно из божеств, которые имеют впечатляющую силу, путешествуют по карте и сопроводждают войска по особым правилам.
Особенности использования: На 5х вы сможете использовать в игре только 4 пирамиды, получается на пятерых одну уберете. В будущем дополнении подвезут 6го игрока и тогда заживём, но это в будущем, как известно в него не только лишь все могут смотреть.
Апгрейд паки
Апгрейд паков всего 4, 2 из которых косметические и ещё 2 добавят в игру новый опыт.
Земляной червь и песчаный бык
Два функциональных апгрейд пака, каждый даёт по соответствующему существу и ещё немного новых плиток, причем в зелёную пирамиду тоже есть 2 плитки.
Заменяется только одна из плиток случайным образом вместо тайла с победным очком, которых по одному в каждой пирамиде. Что тоже прекрасное решение, потому что покупка этого победного очка всегда выглядела как рудимент.
Каждая коробка опять обойдется вам по 10€ а иногда и все 12€.
Великие древние
Косметический апгрейд зеленой пирамиды. В какой-то момент краундфандирга зелёную пирамиду полностью хотели сделать в сеттинге Ктулху, но это вызвало гнев сообщества.
С чего вдруг в древнем Египте открывается портал к древнему?
Поэтому 2 миниатюры, которые были разработаны для нее, вынесли в отдельный пак и продают отдельно. Функционально вообще нечего не меняет. Если желаете гигантских Ктулху и Ньярлахотепа в качестве божеств на поле - покупайте.
Обелиски
Добавляет в игру 10 миниатюрок обелисков, которые вы можете расставить по карте. Чтобы не было так грустно платить 10€ добавили 8 карт божественного вмешательства.
Этот доп я скипнул, так как распечатал за меньшую сумму и обелиски и храмы. Останусь без карточек.
Поддержка игры
Вся эта история с правилами неоднозначная. Вроде и круто, что игру не бросают и допиливают, но с другой стороны любое изучение новых правил - это как новый навык, вы будете ощущать дискомфорт пока не освоитесь и не выработаете автоматизм. Смена таких автоматизмов отдельный стресс для игроков, особенно для тех кто давно освоился и теперь должен заменить старые знания новыми.
Kemet: Rise of the Gods (2025)
Ну и пара слов о том самом деле с краундфандинга, судьба локализации которого пока не ясна.
Режим Богов
При выполнении особых условий можно будет призвать ассиметрияных богов и воевать с ними.
Аметистовая пирамида
Выглядит как переработанная пирамида из дополнения Сет, обещают ее увязку с жетонами ветеранов, но пока непонятно что и куда. Также про режим оверлорда в описании ни слова.
Янтарная пирамида
Да, это ещё одна пирамида, специально для режима богов. Неожиданно видеть такое изобилие пирамид в Кемете, но выглядит как исполнение моих мечт.
6й игрок
Тут все просто - ещё 1 цвет для шестого игрока, наконец-то вам пригодится участок в центре карты, который вы закрывали плашкой.
Командный и соло режимы
Оверлорда нет, но есть 2х2, 2х2х2, 3х3, и соло. Странно что они не использовали готовые наработки по оврелорду, как пишут сами авторы - требуется слишком много работы по балансировке всего нового контента, а ребята хотят сделать явно больше своих возможностей. Но подождем, как будто большинство компонентов для этого есть.
Ещё 3 апгрейд пака
Оник, Бабуин и гиппопотам суммарно дают 2 миниатюры, с десяток тайлов и 4 карты божественного вмещательства.
Все это счастье имеет пометку *не для ритейла, но вероятно опять за евро все можно будет купить.
Что думают развивать в будущем
Еще раз, это в будущем, не в рамках последнего краундфандинга.
- Новые карты аля "царя горы"
- Неожиданно, редизайн базовой карты, на которую я сетовал ранее и режим "все против игры"
- Ещё 1 соло мод, я не очень понимаю необходимость первого, а уж зачем второй - хз.
- Ну и до кучи пепеработка кроссовера Киклады/Кемет.
Господи, это все звучит безумно, надеюсь они хотя бы половину из этого смогут реализовать.
Что брать
Тут мой совет однозначный: если вы новичок, то вам все это сейчас точно не нужно, просто имейте виду, что всё это потенциально будет когда-то доступно, а текущего наполнения уже овермного и хватит с головой на годы.
Для кого подойдет Кемет Кровь и Песок
Кемет — это игра в первую очередь про сражения. Именно про кулак-лицо, а не тактические сражения, как, например, в Сундуке Войны, Assencion Tactics или Killteam.
Здесь интересная боевка с майд геймс и неожиданные хуки на картах божественного вмешательства.
Эта игра для вас, если вы хотите прямых эпичных сражений за столом с минимумом лишнего.
Итого
В итоге продукт стал где-то лучше, где-то хуже., но по факту такой же Кемет.
Сейчас в первой версии контента больше, но развивать ее больше никто не будет. У версии 2.0 все впереди и вдолгую потенциально интереснее взять вторую коробку.
Если у вас есть какая-то из версий — не переживайте, это отличная игра. Если же старый Кемет заиграли, то подумайте по поводу базы с книгой мертых.
Если выбираете что купить — берите то, что максимально вам нравится по любым параметрам. Обе игры будут отличной покупкой.
Ах да, есть ещё апгрейд пак с первой версии на вторую, который не привезут и который вам не нужен. Если жмет и вторую версию играть, лучше иметь 2 коробки, чем костыль ввиде апгрейда, который тоже место занимает, а еще тут ещё одни правила 1.9 🤯
Как итог, составил табличку со сравнением изданий
Спасибо что читали.
Что думаете по поводу нового Кемета?
Еще материалы по Кемету
Я много всего написал по Кемету.
Особо рекомендую большое сравнение большой Матаготовской тройки (Кемет, Киклады, Иниш), где мы с Лешей «Aboardage», Олегом «Олег об играх» и Лешей Ковалёвым «Сумасшедший кубик» пытались установить истину в вопросе «Какая игра лучше»
Более того, Леша записал всё это в подкаст, так что можно послушать вот тут.
gjc