Найти в Дзене

Кемет Кровь и Песок. Что ждать от нового издания

Оглавление

Я очень люблю Кемет и он все еще является одной из любимых игр. Кемет вобрал в себя идеально попадающий в меня баланс веселья, мордобоя и просчета.

Crowd Games давеча объявили, что привезут вторую обновлённую версию этой игры и поэтому сегодня сравним обе версии, расскажу о минусах и плюсах нового издания, что игре дают дополнения и есть ли смысл в апгрейде.

Предисловие

Терминология в разных переводах Kemet Blood and Sand отличается , поэтому некоторые термины в статье могут не совпадать с будущим переводом от Crowd Games.

Качество компонентов и продакшн

Первый Кемет был хорош в свое время: детализированные миниатюры с проливкой в базе смотрелись отлично, даже сейчас они уверенно выглядят на столе. В новом издании миниатюры увеличили, сделали их современнее, но качественно они все равно немного хуже: плоские базы, никакой проливки, короче бездушный разноцветный современный пластик.

Много олдускулов в клубе считают старые миньки лучше новых, но я в данном случае выбираю новый размер + покрас.

Органайзер

Во втором издании вас ждет удобный пластиковый органайзер для компонентов и тот самый трей для тайлов, где всё уже разложено по местам. Это офигенно удобно, сильно упрощает подготовку к партии и дает возможность постоянно передавать что-то посмотреть игрокам за столом. Однако, если вы смотрите в сторону допа с зеленой пирамидой, то под нее такой панели нет. Это опять создает уже решенные неудобства.

Только же все разложили по местам.

Кемет Кровь и Песок. Органайзер
Кемет Кровь и Песок. Органайзер

Но вы можете разложить все плитки зеленой пирамиды под другие плитки в панели, потому что в одной партии вы не используете весь жир, а выбираете какие-то конкретные пирамиды, даже полным составом в 5 человек испльзуется только 4 пирамиды. Если же играете неполным составом, то количество используемых пирамид будет еще меньше.

Важное уточнение: если вы сеньор с возможносью докупить еще апгрейд паков (в девичестве "эксклюзивы кика", которых на предзаказе не будет), то 3 плитки уже не влезет в ложемент и их придется хранить отдельно. Что там за апгрейды - я расскажу отдельно ниже.

Пирамиды

Кубики-пирамиды в первом издании — это гениальное решение. До сих пор восхищаюсь этой находкой дизайнеров. В новом издании их заменили на настоящие пирамиды. Вроде сделали дорого-богато, но визуально игроки часто путаются с последним уровнем. С одной стороны там что-то вроде строящейся пирамиды, с другой — верхушка готовой. Лучше было бы сделать еще одну планку и убрать это переворачивание. Но увы.

Планшеты игрока

Планшеты игрока теперь двухслойные, однако эту опцию сделали только для счетчика очков молитвы и жетонов пирамид, хотя могли бы и для действий тоже сделать выемки. Одно действие все равно выполняется 1 раз.

Арт и иконографика

Арт вызвал много споров на этапе концепта. Игру немного причесали в духе современности и сейчас я бы сравнил рисовку с переизданиями Замков Бургундии или Пуэрто Рико. Теперь храмы все такие красивые, на карте много зелени и рек и всё сделано как будто вы бог, который смотрит на землю с небес во времена изобилия.

Кемет Кровь и Песок
Кемет Кровь и Песок

Почему это неудачное решение

Казалось бы, картинка приятна глазу. Но она рушит атмосферу воинственности и сражения. Ведь, на минуточку, это игра не про выращивание своей фермы, а жесткая мясорубка и такой важный элемент, как поле, которое перед вами практически всю игру, должен подталкивать вас воевать.

Если же вы вообще в Кемет не играли, то вам современная картинка, возможно, понравится больше. Все же это вкусовщина.

Из сложных моментов нового дизайна — порты. В синие вы можете входить, а в красные только выходить и входить если это ваш порт. Основная идея: с удаленного острова теперь можно отступить и в ближайший к вашей столице порт вы можете вернуться, чтобы спасти ваш жопкинс.

Кемет Кровь и Песок. Порты
Кемет Кровь и Песок. Порты

Иконографика стала понятнее, но сами изображения тоже не всем староверам зайдут. Серый цвет игрока, который путается с серыми компонентами.

Счетчик победных очков — хорошее новшество. Стало удобнее контролировать процесс и приближение к концу игры, но у конца игры есть свой нюанс, поговорим о нем дальше.

Кемет Кровь и Песок - отдельный планшет подсчета ПО
Кемет Кровь и Песок - отдельный планшет подсчета ПО

Правила 2.0 и тайлы

Правила Кемета это всегда была боль-дырка-задница. Круто, конечно, когда авторы так любят свою игру, что постоянно мониторят фидбек сообщества выпускают новые исправления. Но у Кемета с этим явный перебор, я уже устал считать сколько версий я перечитал, и сколько вариантов я переиграл. Еще при краудах Александром Петруниным были переведены правила 1.0 и 1.5, но были ведь и промежуточные версии)

У нас в клубе этот подход даже оброс своими шутками. Здесь как в том меме, где стражники, то открывают ворота, то закрывают их. Ну да бог с ними.

Кемет Кровь и Песок
Кемет Кровь и Песок

В игре поменяли часть тайлов и существенно ослабили красную пирамиду, нет больше тех знаменитых лучников, которые убивали двоих юнитов перед боем. Остальные чуть усилили, больше всего прибыло в синей. Изменения не ломают игру, красная пирамида всё еще воинственная и все остальные выглядят интересно.

Отличное нововведение — стартовая бесплатная покупка тайла первого уровня. Его и так все покупали, так что вынос этого за рамки ускоряет всю партию.

Жетоны ветеранов тоже хорошее нововведение. Они компенсируют ваши проигрыши и позволяют получить немного недостающих ресурсов проигравшему. В Та-Сети 1.0 был аналог — жетоны рассвета, которые можно было накапливать сквозь раунды, но мы с ними ни разу и не играли, хотя Ян вопрос поднимал.

Кемет Кровь и Песок. Жетон Ветерана
Кемет Кровь и Песок. Жетон Ветерана

Правила стали более структурированными, но многое все еще написано непонятно. Все тот же пример с портами. Возможно это доработают на этапе локализации и, надеюсь, вернут старую терминологию.

Хорошим решением было добавление карты блефа. Эта такая карта божественного вмешательства, которая дает возможность подложить ее в качестве угрозы противнику, на ней просто пустота и после сражения она возвращается в руку. Чтобы она работала вам было бы неплохо иметь больше одной такой карты.

В новой версии многое отличается, но тоже работает хорошо. К концу игры при абсолютно разных подходах мы все подходили с +/- равным количеством очков, хотя успехи у всех были очень разными и кое-кто, на мой взгляд проигрывал.

Поэтому с балансом тут всё ок.

Кемет Кровь и Песок
Кемет Кровь и Песок

Условие победы опять поменяли

Условия победы — это Ахилесова пята в Кемете. Его меняли неоднократно, почему пришли к текущему, мне сложно сказать, но я всё же позволю себе оставить эту ремарку здесь.

Как работает сейчас

Если на начало вашего хода,до того как вы разгрыли свое дествие, у вас есть 9 победных очков, вас никто не превосходит по очкам — вы моментально победили.

В задумке это должно заканчивать игру еще более внезапно и, возможно, дать опции отстающим подтянуться. Но на практике это создает то самое перетягивание каната, которое многим не нравилось в Инише и, зачастую, наоборот растягивает игру до момента, пока у всех не закончатся ресурсы и одного из игроков просто не будет кому останавливать.

Кемет Кровь и Песок
Кемет Кровь и Песок

Мне ближе старая концовка. Да, она тоже неидеальна, но вот что мне в ней нравится. Из-за того, что вы не можете тригернуть конец последним действием нет в 95% случаев все видят, когда наступает тот самый раунд. И понимая, что это последний раунд ваш игровой процесс ощущается, как одно большое эпичное сражение, которое все тщательно планируют.

Вы легко можете это попробовать на практике.

Какой была старая концовка

Если кто-то набирал 9VP в свой непоследний ход, то игра 100% заканчивается в этом раунде и далее идет подсчет.

Дополнение Книга Мертвых

Авторы постарались сделать не просто ещё одну пирамиду, которые уже были в игре, а создать новый опыт для игроков. Вас своеобразная мини-игра в жертвоприношение. Чем больше жертв, тем больше вы загнивание, чем больше гниение, тем сильнее вы становитесь. При успешном разложении вы сможете призвать одно из божеств, которые имеют впечатляющую силу, путешествуют по карте и сопроводждают войска по особым правилам.

Кемет Кровь и Песок. Книга Мертвых
Кемет Кровь и Песок. Книга Мертвых

Особенности использования: На 5х вы сможете использовать в игре только 4 пирамиды, получается на пятерых одну уберете. В будущем дополнении подвезут 6го игрока и тогда заживём, но это в будущем, как известно в него не только лишь все могут смотреть.

Апгрейд паки

Апгрейд паков всего 4, 2 из которых косметические и ещё 2 добавят в игру новый опыт.

-15

Земляной червь и песчаный бык

Два функциональных апгрейд пака, каждый даёт по соответствующему существу и ещё немного новых плиток, причем в зелёную пирамиду тоже есть 2 плитки.

Заменяется только одна из плиток случайным образом вместо тайла с победным очком, которых по одному в каждой пирамиде. Что тоже прекрасное решение, потому что покупка этого победного очка всегда выглядела как рудимент.

Каждая коробка опять обойдется вам по 10€ а иногда и все 12€.

Великие древние

Косметический апгрейд зеленой пирамиды. В какой-то момент краундфандирга зелёную пирамиду полностью хотели сделать в сеттинге Ктулху, но это вызвало гнев сообщества.

С чего вдруг в древнем Египте открывается портал к древнему?

Поэтому 2 миниатюры, которые были разработаны для нее, вынесли в отдельный пак и продают отдельно. Функционально вообще нечего не меняет. Если желаете гигантских Ктулху и Ньярлахотепа в качестве божеств на поле - покупайте.

Обелиски

Добавляет в игру 10 миниатюрок обелисков, которые вы можете расставить по карте. Чтобы не было так грустно платить 10€ добавили 8 карт божественного вмешательства.

Этот доп я скипнул, так как распечатал за меньшую сумму и обелиски и храмы. Останусь без карточек.

-18

Поддержка игры

Вся эта история с правилами неоднозначная. Вроде и круто, что игру не бросают и допиливают, но с другой стороны любое изучение новых правил - это как новый навык, вы будете ощущать дискомфорт пока не освоитесь и не выработаете автоматизм. Смена таких автоматизмов отдельный стресс для игроков, особенно для тех кто давно освоился и теперь должен заменить старые знания новыми.

Kemet: Rise of the Gods (2025)

Kemet: Rise of the Gods
Kemet: Rise of the Gods

Ну и пара слов о том самом деле с краундфандинга, судьба локализации которого пока не ясна.

Режим Богов

При выполнении особых условий можно будет призвать ассиметрияных богов и воевать с ними.

-20

Аметистовая пирамида

Выглядит как переработанная пирамида из дополнения Сет, обещают ее увязку с жетонами ветеранов, но пока непонятно что и куда. Также про режим оверлорда в описании ни слова.

Кемет Кровь и Песок. Аметистовая пирамида
Кемет Кровь и Песок. Аметистовая пирамида

Янтарная пирамида

Да, это ещё одна пирамида, специально для режима богов. Неожиданно видеть такое изобилие пирамид в Кемете, но выглядит как исполнение моих мечт.

Кемет Кровь и Песок. Янтарная пирамида
Кемет Кровь и Песок. Янтарная пирамида

6й игрок

Тут все просто - ещё 1 цвет для шестого игрока, наконец-то вам пригодится участок в центре карты, который вы закрывали плашкой.

Кемет Кровь и Песок. 6й игрок
Кемет Кровь и Песок. 6й игрок

Командный и соло режимы

Оверлорда нет, но есть 2х2, 2х2х2, 3х3, и соло. Странно что они не использовали готовые наработки по оврелорду, как пишут сами авторы - требуется слишком много работы по балансировке всего нового контента, а ребята хотят сделать явно больше своих возможностей. Но подождем, как будто большинство компонентов для этого есть.

Кемет Кровь и Песок. Командный режим
Кемет Кровь и Песок. Командный режим

Ещё 3 апгрейд пака

Оник, Бабуин и гиппопотам суммарно дают 2 миниатюры, с десяток тайлов и 4 карты божественного вмещательства.

Все это счастье имеет пометку *не для ритейла, но вероятно опять за евро все можно будет купить.

Что думают развивать в будущем

Еще раз, это в будущем, не в рамках последнего краундфандинга.

  • Новые карты аля "царя горы"
  • Неожиданно, редизайн базовой карты, на которую я сетовал ранее и режим "все против игры"
  • Ещё 1 соло мод, я не очень понимаю необходимость первого, а уж зачем второй - хз.
  • Ну и до кучи пепеработка кроссовера Киклады/Кемет.
Господи, это все звучит безумно, надеюсь они хотя бы половину из этого смогут реализовать.

Что брать

Тут мой совет однозначный: если вы новичок, то вам все это сейчас точно не нужно, просто имейте виду, что всё это потенциально будет когда-то доступно, а текущего наполнения уже овермного и хватит с головой на годы.

Kemet: Rise of the Gods
Kemet: Rise of the Gods

Для кого подойдет Кемет Кровь и Песок

Кемет — это игра в первую очередь про сражения. Именно про кулак-лицо, а не тактические сражения, как, например, в Сундуке Войны, Assencion Tactics или Killteam.

Здесь интересная боевка с майд геймс и неожиданные хуки на картах божественного вмешательства.

Эта игра для вас, если вы хотите прямых эпичных сражений за столом с минимумом лишнего.

Итого

В итоге продукт стал где-то лучше, где-то хуже., но по факту такой же Кемет.

Сейчас в первой версии контента больше, но развивать ее больше никто не будет. У версии 2.0 все впереди и вдолгую потенциально интереснее взять вторую коробку.

Если у вас есть какая-то из версий — не переживайте, это отличная игра. Если же старый Кемет заиграли, то подумайте по поводу базы с книгой мертых.

Если выбираете что купить — берите то, что максимально вам нравится по любым параметрам. Обе игры будут отличной покупкой.

Ах да, есть ещё апгрейд пак с первой версии на вторую, который не привезут и который вам не нужен. Если жмет и вторую версию играть, лучше иметь 2 коробки, чем костыль ввиде апгрейда, который тоже место занимает, а еще тут ещё одни правила 1.9 🤯

Как итог, составил табличку со сравнением изданий

-27
Кемет 1.5 vs Kemet 2.0

Спасибо что читали.

Что думаете по поводу нового Кемета?

Еще материалы по Кемету

Я много всего написал по Кемету.

Особо рекомендую большое сравнение большой Матаготовской тройки (Кемет, Киклады, Иниш), где мы с Лешей «Aboardage», Олегом «Олег об играх» и Лешей Ковалёвым «Сумасшедший кубик» пытались установить истину в вопросе «Какая игра лучше»

Более того, Леша записал всё это в подкаст, так что можно послушать вот тут.

gjc