Живопись в Милане в начале семнадцатого века развивалась под тенью протестантизма на севере и была обязана своим импульсом реформаторскому рвению великого архиепископа, святого Карло Борромео.
Любимым художником преемника и кузена Святого Карло, Федерико Борромео, был Джованни Баттиста Креспи (1573–1632), известный как Иль Черано, и творчество Черано, с его преувеличенным описанием эмоций и любовью к декоративным эффектам, имело огромное значение для двух других ведущих художников, Пьера Франческо Маццуккелли (1573–1626), называемого Иль Мораццоне, и Джулио Чезаре Прокаччини (1574–1625).
Прокаччини был самым одаренным членом семьи болонских художников, но он начал свою карьеру в Милане как скульптор, и своими первыми картинами обязан не отцу, а Черано.
Вскоре он выработал свой зрелый стиль, отличавшийся блестящей манерой письма.
Настоящая картина является работой ранней зрелости Прокаччини и была написана для церкви Madonna dei Miracoli в Корбетте, к западу от Милана.
В шестнадцатом веке эта довольно небольшая церковь стала центром паломничества, и в 1560, 1561 и 1562 годах ей были дарованы полные индульгенции, чему поспособствовал Чарльз Борромео.
Отчасти именно связь Чарльза Борромео с церковью и торжества, последовавшие за его канонизацией в 1610 году, послужили толчком к осуществлению программы реставрации церкви.
В ноябре 1612 года трем часовням были назначены новые покровители, каждый из которых в течение года должен был предоставить алтарный образ от известного мастера.
За алтарный образ для часовни святых Франциска и Доминика отвечали два брата, Гаспаре и Филиппо Спанцотта. Они и заказали Прокаччини эту картину в 1613 году.
На картине изображены два главных святых часовни, восторженно смотрящих на Деву Марию, которая парит над ними в окружении ангелов.
В левой руке Святой Франциск держит яблоко, символ грехопадения человека, а в правой — крест, средство искупления.
Ангелочек рядом со Святым Домиником держит модель церкви, значение которой неясно, и стебель лилии, атрибут святого.
Доминик получает от Девы Марии нить чёток — традиционно считается, что именно Святой Доминик учредил Розарий по велению Девы Марии, отчасти как оружие для борьбы с альбигойской ересью.
На этой картине розарий, вероятно, отсылает к протестантским ересям к северу от Альп, а также к тому факту, что именно святой Чарльз Борромео придал богослужению особый престиж в Ломбардии, основав братство Розария в Миланском кафедральном соборе.
Один из немногих задокументированных заказов Прокаччини, алтарь также входит в число его самых искусно выполненных работ.
Увидеть картину можно в Метрополитен-музее.
Приглашаем вас ознакомиться со сборником статей, посвященных картинам с Девой Марией: