Амбициозный проект и его вдохновитель
Фердинанд де Лессепс, создатель Суэцкого канала, был человеком неординарным. Выходец из семьи известного французского дипломата, он сначала пошел по стопам отца, но дипломатическая карьера не задалась. Однако это не помешало ему стать героем своего времени благодаря грандиозному проекту Суэцкого канала, который был торжественно открыт 17 ноября 1869 года.
Успех Суэцкого канала вдохновил Лессепса на новый масштабный проект. В 1878 году его представители - французские морские офицеры Арман Реклю и Люсьен Наполеон-Бонапарт Виз - прибыли в Боготу с предложением построить канал через Панамский перешеек, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. После бурных обсуждений колумбийское правительство доверило осуществление этого грандиозного проекта именно французской компании.
В 1879 году Лессепс основал акционерное общество "Международная компания по постройке межокеанского канала". В своей торжественной речи он обещал инвесторам, что строительство займет не более двенадцати лет и обойдется в 600 миллионов золотых франков. Его расчет на привлечение средств миллионов мелких вкладчиков - ремесленников, торговцев, лавочников, парикмахеров, офицеров, врачей и чиновников - полностью оправдался. Благодаря блестящей рекламной кампании подписка на акции в короткие сроки принесла вдвое больше ожидаемой суммы.
По настоянию Лессепса было решено строить канал на уровне моря, без шлюзов, с туннелем длиной от шести до девяти километров. Компании пришлось выкупить американскую железную дорогу, пересекавшую трассу канала в нескольких местах, причем по тройной цене.
Начало строительства и первые трудности
Строительство канала началось в феврале 1881 года, и почти сразу возникли непредвиденные трудности. Главной проблемой стала Крокодилья река - Чагрес. В сезон тропических дождей она уничтожала все, что удавалось сделать в сухую погоду. Работы велись в невероятно тяжелых условиях, и на французской стройке погибло от желтой лихорадки и малярии более 25 тысяч человек.
Однако в Париже об этих трудностях не знали. Акции компании пользовались большим спросом, а подкупленная Лессепсом пресса скрывала истинное положение дел и пророчила панамскому проекту великое будущее.
Реальность была совсем иной. С 1881 по 1884 год при строительстве канала было вынуто всего лишь 7 миллионов кубических метров грунта из необходимых 120 миллионов, а истрачено более половины подписанного капитала. В Париже акционеры начали беспокоиться, и спрос на ценные бумаги компании резко упал.
Финансовые махинации и подкуп
Оказавшись в отчаянном финансовом положении, Лессепс решил поправить дела выпуском облигаций выигрышного займа, фактически лотереи. Для этого требовалось разрешение правительства и одобрение парламента. Понимая, что без крупных взяток подобные вопросы не решаются, руководители компании обратились за помощью к барону Жаку де Рейнаку.
Подкуп министров, парламентариев и журналистов планировалось вести через Рейнака. Однако сам банкир оказался под шантажом другого дельца - Корнелиуса Герца, авантюриста мирового масштаба, имевшего связи в высших сферах и влиявшего на карьеры политиков и министров.
Рейнак и Герц разделили между собой тех, кого следовало подкупить. Рейнак получал деньги для подкупа непосредственно от Лессепса, а Герц занимался теми деятелями, которым он сам вручал деньги. Между ними часто возникали конфликты, и Герц шантажировал Рейнака, требуя все больше денег.
Размеры взяток депутатам зависели от степени их заслуг. Например, депутат Мишель получил 10 тысяч франков за повторное выдвижение законопроекта в парламенте, а бывший министр сельского хозяйства Барбье, завалившей один из законов в 1886 году, получил полмиллиона. В общем списке значилось 104 фамилии.
В июне 1888 года необходимый Лессепсу законопроект был одобрен депутатами. Однако вместо планируемых 720 миллионов франков лотерейные билеты принесли лишь 254 миллиона. К этому времени была прорыта едва ли четвертая часть Панамского канала, и идея построить канал без шлюзов и пропускных плотин была давно отвергнута.
Крах компании и начало скандала
В 1889 году работы на Панамском перешейке были приостановлены. Немецкий географ Полаковский описывал трассу Колон - Панама как кладбище брошенной техники: тысячи вагонов гнили и ржавели, механизмы были завалены песком и топью, рельсы утонули в грязи.
4 февраля 1889 года Парижский трибунал признал факт банкротства "Международной компании по постройке межокеанского канала" и вынес постановление о ее ликвидации. Это известие вызвало панику среди 800 тысяч держателей акций и облигаций, преимущественно небогатых людей, для которых крах компании означал разорение.
Ликвидационная комиссия установила, что из общей суммы 1 миллиард 335 миллионов франков, истраченных компанией, непосредственно на работы по сооружению Панамского канала ушло всего 612 миллионов. Остальные 718 миллионов остались в Париже, и оправдательных документов на эту сумму в бухгалтерских книгах компании не оказалось.
Руководители компании во главе с Фердинандом Лессепсом объясняли свои "сомнительные" поступки желанием спасти от краха предприятие, важное не только для сотен тысяч акционеров, но и для национальных интересов страны. По их словам, им приходилось тратиться на рекламу в печати и удовлетворять денежные аппетиты политиков.
В июне 1890 года палата депутатов приняла решение провести расследование скандала. Однако только через два года генеральный прокурор возбудил дело против руководителей компании - Фердинанда де Лессепса, его сына Шарля, Мариуса Фонтана, барона Коттю и инженера Гюстава Эйфеля, создателя знаменитой башни. Они обвинялись в мошенничестве, но даже после этого формального обвинения власти не давали хода делу, что вызвало возмущение общественности.
Разоблачения и политические последствия
Настоящий скандал разразился 6 сентября 1892 года, когда газета "Либр пароль" начала печатать серию разоблачительных статей о Панамском деле. Автор, скрывавшийся под псевдонимом Микрос, утверждал, что банкир Жак де Рейнак и его помощник Артон по поручению компании подкупили многих депутатов, проголосовавших за выпуск гарантированного государством займа.
Разоблачения напугали Рейнака. Он назвал редактору имена нескольких депутатов-республиканцев, чьи голоса он покупал. Вскоре в кампанию включилась и другая газета - "Кокард". Попытки остановить газетную травлю не увенчались успехом, и 20 ноября 1892 года Рейнак был найден мертвым в своей спальне.
Смерть Рейнака устранила последние сомнения относительно масштабов Панамской аферы. Теперь каждый старался обелить себя, и разоблачения следовали одно за другим. В числе взяточников были названы председатель палаты депутатов Шарль Флоке, получивший 300 тысяч франков, и многие другие высокопоставленные лица.
21 ноября началось обсуждение обвинений в палате депутатов. Правый депутат Жюль Делаэ заявил с трибуны, что компания Панамского канала подкупила 150 депутатов, в том числе многих министров. Была создана следственная комиссия, которая потребовала широких полномочий. Правительство Эмиля Лубе не захотело их предоставить и поплатилось за это вотумом недоверия.
Следственная комиссия установила, что квартиру Рейнака "забыли" опечатать, а его труп похоронили без вскрытия. Министр юстиции Леон Буржуа распорядился провести судебно-медицинское исследование трупа банкира, но результат оказался неопределенным - нельзя было ни признать, ни отвергнуть предположение об отравлении.
При обыске у банкира Тьерре обнаружили корешки чековой книжки с именами парламентариев, получивших взятки. Рейнак выписал 26 чеков на сумму 3,4 миллиона франков, в том числе два на 2 миллиона - на имя Корнелиуса Герца, два - на имя брата бывшего президента Франции Альбера Греви, один - на имя человека, близкого к Рувье.
20 декабря 1892 года следственная комиссия обратилась с просьбой лишить депутатской неприкосновенности пятерых депутатов и пятерых сенаторов, среди которых были бывший председатель Совета министров и несколько министров. Палата проголосовала за лишение неприкосновенности названных лиц.
Рувье, один из обвиняемых, не признал своей вины. Он заявил, что получал деньги не от компании, а от "друзей финансистов", и ничего плохого в этом не видит. По его словам, для управления страной нужны деньги, и если парламент не дает их в достаточном количестве, то политический деятель, который находит их благодаря личным связям, заслуживает похвалы.
В начале 1893 года Шарль де Лессепс выдал очередную порцию разоблачений: он сообщил, что в 1885 году министр общественных работ Байо получил от компании 375 тысяч франков, а по настоянию председателя Совета министров Флоке 300 тысяч франков были выплачены пяти журналистам. Эти факты не были преданы огласке - Флоке лишь лишился поста председателя палаты депутатов.
7 января 1893 года начался первый процесс над руководителями компании. Шарль Лессепс, барон Коттю, Фонтан и инженер Эйфель обвинялись в мошенничестве. Их защищали лучшие адвокаты, которые пытались представить раздачу взяток как неизбежное зло при реализации столь масштабного проекта. Суд приговорил обвиняемых к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам, но кассационный суд отменил это решение, и все обвиняемые были освобождены.
Второй процесс касался обвинений в коррупции. На скамье подсудимых оказались те же лица и пять членов парламента. Четверо из пяти депутатов не признали себя виновными, утверждая, что получали не взятки, а "гонорары за консультации и советы". Покаялся только Байо. Представители компании отрицали свою вину в коррупции, утверждая, что добивались законных вещей, но те, от кого зависело соблюдение законов, требовали за это денег. В итоге все были оправданы, кроме Байо, который получил пять лет тюрьмы и штраф в 750 тысяч франков.
Корнелиус Герц проигнорировал вызов комиссии по расследованию приехать из Англии для дачи показаний. Артон три года скрывался за границей. Большинство других взяточников не понесли наказания, многие из них в 1893 году были вновь избраны в палату депутатов.
Из политических деятелей, замешанных в Панамском скандале, больше всех пострадал Жорж Клемансо: он потерял депутатский мандат, приобрел репутацию иностранного агента и подвергся жестокой травле.
Дальнейшее развитие скандала и его последствия
Панамский скандал не утихал еще несколько лет после краха компании. В ноябре 1896 года в Лондоне был арестован Артон, который по окончательному приговору получил восемь лет тюрьмы. Он сообщил новые подробности о финансовых махинациях Рейнака, в том числе о суммах, потраченных на взятки и полученных в качестве комиссионных. Артон утверждал, что сам он никого не подкупал, а лишь раздавал подарки "дружески настроенным лицам" и просил их пропагандировать важность строительства Панамского канала. Для этой цели он даже создал своего рода консультативный комитет депутатов.
В марте 1897 года палата депутатов и сенат лишили парламентской неприкосновенности группу членов парламента и привлекли к ответственности пятерых бывших депутатов. Однако из 26 парламентариев, о которых говорил Артон, судили лишь шестерых, и в декабре 1897 года все они были оправданы. По этому обвинению на всякий случай оправдали и самого Артона.
Очередная парламентская комиссия не смогла выявить ничего нового. Расследование продолжалось вплоть до смерти Корнелиуса Герца в июле 1898 года, что стало своеобразным завершением Панамского дела. К сожалению, вернуть деньги вкладчикам так и не удалось. Как метко заметил один из публицистов того времени, изъять украденные сотни миллионов из пасти опытных хищников было столь же безнадежным делом, как искать их на дне котлована, который все же успели вырыть на Панамском перешейке.
Последствия скандала для французской политики и общества
Панамский скандал оказал глубокое влияние на политическую жизнь Франции конца XIX века. Он подорвал доверие общества к политическим институтам и выявил глубоко укоренившуюся коррупцию в высших эшелонах власти. Многие политики, замешанные в скандале, сумели избежать серьезного наказания, что еще больше усилило общественное недовольство.
Одним из немногих политиков, серьезно пострадавших от скандала, стал Жорж Клемансо. Потеряв депутатский мандат и подвергшись обвинениям в связях с иностранными агентами, он на время оказался в политической изоляции. Однако Клемансо сумел восстановить свою репутацию и впоследствии дважды занимал пост премьер-министра Франции, сыграв ключевую роль в Первой мировой войне.
Скандал также повлиял на отношение общества к крупным финансовым проектам и инвестициям. Многие французы, особенно из среднего класса, потеряли значительные суммы денег, вложенные в акции Панамской компании. Это привело к росту скептицизма по отношению к масштабным частным предприятиям и усилению требований более строгого государственного контроля над финансовым сектором.
Панамский скандал стал одним из факторов, способствовавших росту антисемитских настроений во Франции. Некоторые из ключевых фигур скандала, включая Корнелиуса Герца, были евреями, что дало повод антисемитским кругам обвинить еврейское сообщество в подрыве французской экономики и политики. Эти настроения сыграли свою роль в деле Дрейфуса, разразившемся вскоре после Панамского скандала.
Несмотря на крах французского проекта, идея строительства канала через Панамский перешеек не была забыта. В 1903 году США поддержали отделение Панамы от Колумбии и заключили договор о строительстве канала. Американцы учли ошибки французского проекта и решили строить канал с системой шлюзов, что позволило справиться с проблемой разницы уровней воды.
Строительство Панамского канала под руководством США началось в 1904 году и было завершено в 1914 году. Американцы использовали некоторые работы и оборудование, оставшиеся от французского проекта, что в определенной степени позволило сохранить часть вложенных французскими инвесторами средств.
Панамский канал стал одним из важнейших инженерных сооружений XX века, значительно сократив морской путь между Атлантическим и Тихим океанами. Он сыграл огромную роль в развитии мировой торговли и судоходства.
Понравилось? Поставь лайк!
Обязательно прочти эти статьи:
Алмазная лихорадка: как два хитреца обвели вокруг пальца финансовых воротил Америки
Червонные валеты: как банда аристократов-аферистов потрясла Российскую империю
Гений обмана: как провинциальный банкир обвел вокруг пальца всю Российскую империю
Он украл целый штат: невероятная история афериста, который чуть не стал бароном Аризоны