Срываться в зиму из дома нельзя. Я и до города не доеду, замёрзну. Как же быть? Придётся поговорить с Андреем. Что он подскажет?! Как же не хочется сидеть зимними вечерами в хате с мамкой. Будет она меня поучать да ругать. А то ещё и бить. С неё станется.
Глава 66
В этот завоз много было ситцевых и шёлковых платьев. Дверь в магазин была закрыта изнутри. Пришлось Фросе постучать в окно, чтобы Карен смог её разглядеть.
- Заходи и дверь закрывай, а то у меня весь товар навалом и на полу даже лежит. Хороший сегодня завоз. Хорошо, что пришла.
Фрося уже знала, что ей нужно делать. Вытряхивала товары из мешков на разостланный чистый брезент, пересчитывала одинаковые товары. Продавец отмечал в накладной. Уже через какое-то время, новые платья висели на самом видном месте. Фрося выбрала себе ситцевое светлое платье с зелёным воротничком и кармашками. Надела, спрятавшись в подсобку.
- Ай-вай-вай, какая красавыца, - воскликнул Карен, когда Фрося вышла в зал. – Нэ снимай! Возьми бумагу, заверни своё старое платье и нэсы домой.
- Мама ругать будет. Она хотела сама выбрать мне платье.
- Скажи, что оно было одно. Туфли к нему нужны. Вот, смотри, чёрные туфли, а к ним белые носочки.
- Карен Муртазович, это дорого. Мамка меня со свету сживёт.
Глава 65 здесь
- Да разве дорого? Бэры. Заплатишь немного в этом месяце, немного в следующем. Я запишу тебя, - Карен достал с витрины толстую тетрадь и открыл её. Фрося подошла и заглянула в записи. Кое-кто был должен большие суммы. Вчиталась в фамилии. Любители выпить все были должны в магазин.
Хотелось обновок, очень хотелось, но попасть в должники Фрося посчитала невозможным. Мать за это по головке не погладит.
- Я лучше понесу домой обновки и, если мама разрешит, то возьму. А если нет, то брать не буду.
- Как хочешь! Тогда возьми и шёлковое платье. Будешь в клуб бегать.
Фрося подумала и согласилась. Выбрала платье и, свернув, упаковала в бумагу.
После работы она шла домой в угнетённом состоянии. Хотелось обновок, и было страшно увидеть гнев матери. Та ведь могла и порвать вещи. По пути встретила Аньку-секретаршу из колхоза. Та сразу выхватила у Фроси свёрток и развернула обновки.
- Слушай, отдай мне шёлковое платье. Сколько оно стоит? Я заплачу! Мне нужно такое платьишко. Очень нужно. Я дороже дам.
Фрося молча стояла. Она не ожидала такого напора от Нюрки.
- Так, тебе ведь нужна справка, правда же? Завтра авральный сбор правления колхоза. Завтра все подпишут, а послезавтра справка будет у тебя. Сама принесу в магазин. Давай платье. Сколько тебе за него?
- Не знаю. Я взяла померять да с мамкой посоветоваться. Приходи завтра в магазин и заплатишь.
- Так ты мне отдаёшь платье? Спасибо, Фросенька! Завтра расплачусь. Ой, я побежала. Сегодня в клубе лекция. Придёшь?
- Нет. Я устала.
- Ну всё, всё. Спасибо, подруга! Ты меня выручила! Я сегодня буду неотразимая. А знаешь, кто лекцию будет читать?
- Неет!
- Первый секретарь райкома комсомола. Молодой и не женатый. Очень перспективный молодой человек, - важно ответила Нюрка.
Фрося усмехнулась. Смотри, как заговорила колхозница. Мечтает о молодом и неженатом парне из района. А она, Фроська, замахнулась на городскую жизнь. Это важнее и интереснее.
Девушки расстались. Фросе на душе полегчало. Всё-таки одно платье и туфли – это не два. На два мать, ни за что не согласилась бы.
***
Таисия не ложилась. Да и рано ещё было. Она обмылась в корыте и сидела на топчане, расчёсывала свою косу, ставшую с годами редкой и короткой.
- Мама, у нас сегодня было много товаров. Я взяла себе померять платье и туфли. Люди сразу налетели, почти всё разгребли. Еле успела припрятать себе платьишко и туфли. Вот смотрите.
Фрося развернула бумагу и, встряхнув, приложила платье к себе. Таисия молча смотрела на дочь, медленно переводя взгляд с платья на лицо и обратно.
- Может, мне лучше его надеть, чтобы Вы смогли рассмотреть, как оно красиво пошито и как хорошо на мне сидит?
- Я и так вижу, не слепая. Ты чо, хочешь не есть, не пить, а плаття красывэ носыть? Оно ж дорогэ.
- Мама, шёлковые дорогие. А это ситцевое. Оно дешёвое.
- И сколько стое?
- Я не знаю. Взяла померять и Вам показать.
- Та чи ты совсем дурна?! У перву очередь надо спрашувать, сколько стое. Поняла?
- Да как-то стыдно было об этом говорить. Карен меня в тетрадь хотел записать, но я не согласилась. Если Вам не понравится, то отнесу обратно и все дела.
- Чула я про ту титрать. Возьмёшь товаров на 5 рублей, запышэ 50. Лёнька говорил.
- Лёнька Беспалый? Ага. Помнит он там, на сколько рублей выпивки набрал?! Каждый день под магазином сидит, собутыльников поджидает. Из колхоза его выгнали, из лесхоза выгнали. Не очень-то вы ему верьте, пьяндылыге этому, - ответила Фрося и, быстро скинув старое своё платье, надела новое.
Покрутилась перед окном. В маленьких стёклах хоть и с трудом, но можно было себя рассмотреть.
Неожиданно с улицы донёсся то ли смех, то ли вздох. Фрося замерла и прислушалась. Дунула на слабый огонёк каганца.
- Ты чо, почула что-то? – нервно спросила мать и набросила себе на плечи старый платок.
- Показалось, что кто-то лазит под окнами, - дрожащим голосом ответила Фрося.
- Ухажёра себе завела?! Счас как выйду с палюганом, так уси будуть литить. Я вже иду, - Таисия встала и пошла к двери. Под окном хрустнула сухая ветка и всё стихло. Фрося нашла спички и зажгла каганец. В окно кто-то подглядывал. И девушка даже предполагала, что это Андрей, брат подруги. Уж очень заинтересованно он на неё смотрел.
Через 2 дня справка из колхоза была в руках Фроси. Теперь в Сельсовет за справкой №1.
Секретаря на месте не оказалось. В приёмной сидел какой-то парень и лениво перелистывал бумаги.
- Здравствуйте! А где? – Фрося не знала имени женщины-секретаря и просто показала пальцем на печатную машинку.
- Александра Григорьевна уехала на курсы. Я вместо неё. Что Вы хотели?
- Мне нужна справка по форме №1 для получения паспорта.
- Нет, нет. Это не входит в мою компетенцию. Только она сама может всё сделать. Приходите через месяцок.
Фрося прищурилась и хотела спросить, а что входит в его компетенцию, но смутилась под пристальным взглядом, развернулась и выбежала из здания Сельского Совета.
Мысли метались в голове:
-Через месяц наступит сентябрь. Ещё неизвестно, сколько времени потребуется на получение паспорта. А дальше зима. Тёплой одежды у меня вообще нет. Срываться в зиму из дома нельзя. Я и до города не доеду, замёрзну. Как же быть? Придётся поговорить с Андреем. Что он подскажет?! Как же не хочется сидеть зимними вечерами в хате с мамкой. Будет она меня поучать да ругать. А то ещё и бить. С неё станется.
Фрося вернулась в магазин. Помыла полы, протёрла пыль на прилавке. Тут и появился Андрей.
- Здравствуйте, - вежливо поздоровался и подошёл к Фросе. – Слушай, тебя не узнать. Такая красивая в этом платье! Приходи сегодня в клуб. Кино привезут. Я билеты куплю и тебе, и Машке.
- Не знаю. Если мамка отпустит, то приду.
- А чего ты такая грустная?
- Ходила в Совет, хотела справку получить для паспорта. А секретарши нет. Уехала на курсы. Сидит вместо неё какой-то парень. Справку такую дать не может. Не в его компетенции.
- Так ты всё-таки решила в город переехать? Со мной? В Ростов? – воскликнул Андрей и радостно рассмеялся.
- Тише ты, - прошептала Фрося. – Не радуйся раньше времени. А то вся станица узнает.
- Хорошо, хорошо! Я постараюсь тебе помочь. Завтра с утра сбегаю в Сельсовет и посмотрю, кто там сейчас вместо Александры Григорьевны. Вдруг смогу договориться? Так ты сегодня придёшь в клуб?
- Постараюсь отпроситься у мамки. Скажи Маше, чтобы забежала за мной. А сам не приходи, а то точно никуда не пойду. Понял?
- Строгая у тебя мать. Я всё понял. За углом буду ждать. Ух, Фрося, какая ты милая.
- Кх, кх, - раздалось покашливание Карена. – Это что тут такое происходит? Ты чего к девушке прицепился? Иди отсюда и не мешай людям работать.
- Ухожу, ухожу. Не ругайся! – ответил Андрей и стремительно вышел из магазина. Перешёл через дорогу и скрылся в своём дворе.
Фрося задумчиво посмотрела ему вслед и принялась вытирать пыль.
- Между прочим, парень этот хороший. Не пьёт. Обрати на него внимание, - сказал продавец и принялся щёлкать на счётах.
Фрося ничего не сказала. Ей не приходилось сталкиваться с пьяницами, поэтому характеристика не заинтересовала.
- Не пьёт, так и что? – подумала она про себя. – Вот если поможет, это будет хорошо. Смотри, как обрадовался, что я хочу паспорт получить. Даже засмеялся. Зачем мне он? В городе я найду себе красивого парня. Зачем мне этот белобрысый Андрей?
Фрося закончила уборку, вылила грязную воду, простирнула тряпку, повесила её на трухлявый плетень сзади магазина. Занесла ведро в кладовку. Вымыла руки под рукомойником. Нужно идти домой.
Продолжение здесь