Найти в Дзене
Зинаида Павлюченко

Воровка. Два берега бурной реки 67

Оглавление

фото создано нейросетью по запросу автора
фото создано нейросетью по запросу автора

- Я, как воровка, лезу в материн сундук. Боже мой, если она узнает, сраму не избежать, - подумала девушка и закрыла крышку. – Я хочу жить в городе. Мне нужен паспорт. И я найду своё свидетельство о рождении, пусть меня хоть сто раз назовут воровкой.

Глава 67

Таисия ждала дочь, чтобы рассказать о новостях.

- Меня позвали на завтра готовить на поминки. Пойду одна. А ты принесёшь воды с Лабы. Постираешь то, что в глину замазалы, когда мазали. Я сёдня сходила, первую хату (комнату) закончила. Сидорэнчиха заплатила мне, как и договаривались. Накормила и с собой дала пирожков. Я узвар сварыла. Поужинай. Завтра с поминок тоже еды прынэсу. Так что готовить не надо.

- Хорошо, мама. Я завтра займусь стиркой. А Вы во сколько вернётесь?

- Как управлюсь, так и вернусь.

- Сегодня в клубе кино. Можно я схожу?

- Поешь, а потом видно будет, - ответила мать и недовольно поджала губы.

Чтобы не раздражать постоянно недовольную Таису, Фрося набрала в кружку узвара (компот из сухофруктов), открыла полотенце, накрывавшее миску с пирожками, и принялась быстро есть.

- Вкусные пирожки, сладкие, - сказала с полным ртом. Проглотила ком и добавила:

- У Вас вкуснее. Хотя эти тоже ничего.

Таисия довольно кивнула и тут же сказала:

- Зато ты неумёха грамотная, учёная! Ни пирожки, ни хлеб печь не умеешь. Захочешь есть, грызи свою бумажку!

Глава 66 здесь

Начало здесь

- Мама, так Вы же сами…

Тут с улицы донёсся голос Маруси:

- Фрося, Фрося! Выходи!

- О, Маруська за мной зашла! Мама, так я схожу в кино?

- Иди, только не долго. А то мне завтра раненько надо быть уже у людей. Я пока дверь зачинять (запирать на засов) не буду.

- Лучше закрывайтесь, я потом постучу.

- Засну и не почую (услышу). Кино кончица и бегом домой. Я буду ждать, - ответила Таиса, и Фрося быстро скрылась за дверью, пока мать не передумала.

На улице было темно. Луна ещё не взошла. Маруся стояла во дворе, а Андрей прятался за плетнём. Как только девушки вышли за калитку, он встал между ними и обнял, положив руки на плечи.

Идти так было неудобно. Все трое спотыкались по очереди.

- Андрей, отстань, - не выдержала первой сестра. – Хочешь, чтобы мы упали и носы понабивали?!

- Машулька, сестрёнка, не ворчи. Иди вперёд, а мы с Фросей за тобой! – Андрей подтолкнул сестру вперёд, а сам обнял Фросю за талию и прижал к себе. - А мы вот так пойдём!

Фрося вывернулась из объятия, догнала подругу и взяла её под руку.

- Это ты иди один, а мы пойдём вот так, - сказала, обернувшись, и показала язык. Хорошо, что не было луны, а лампочка на столбе у правления колхоза еле светила. Андрей не заметил выходку девушки, а то ведь мог подумать о ней невесть что.

Фильм был старый и рассказывал о жизни беспризорников в коммуне. Звук был плохой, лента много раз рвалась и просмотр задерживался. Молодёжь свистела и топала, выражая своё недовольство. Кинщик (киномеханик) сердился и ругался так, что маты доносились из пристройки в зал. Был он, как всегда полупьян, не следил за старенькой аппаратурой и, заезженной многократными просмотрами, лентой.

Фильм Фросе понравился. Почему-то она примерила на себя судьбы героев и решила, что жить с матерью во много раз лучше, чем бродить по свету. После кино молодёжь осталась на танцы, а Фрося заторопилась домой. Завтра ей предстоял важный день. Нервировать мать сегодня она не хотела. Нужно было постараться и найти завтра своё свидетельство о рождении. Без него даже думать о паспорте было бессмысленно.

фото из интернета. Таки начиналось кино.
фото из интернета. Таки начиналось кино.

Чтобы Андрей не увязался следом, Фрося сразу после фильма вышла на улицу и спряталась за толстым тополем. Парень выбежал следом, но девушку не заметил. Пробежался по дороге, но и там её не было. Вернулся в клуб. Фрося, прячась за деревьями, вышла в центр и сделала хороший круг по станице, чтобы незамеченной вернуться домой.

Мать не спала. Она сидела на печи и при свете еле мерцающего каганца, вязала.

- Мама, я пришла.

- Запыхалась, будто стая видьмидей за тобой гналась. Йисты будэшь?

- Не хочу. Вам завтра рано вставать. Давайте уже ложиться спать, - сказала и задула фитилёк. Боялась, что Андрей будет подсматривать за нею в окно. Сняла платье. Под ним была рваная рубашка. Подумала, что в таком рванье стыдно в город ехать. Нужно купить рубашку и панталоны. Ноги она растирала, как и в детстве. Спасали длинные трусы с названием панталоны. В магазине такие были, но Фрося стеснялась их покупать у мужчины. Вот стеснялась и всё тут. Поэтому мучилась. Двое трусиков она себе пошила, но этого было мало.

Только сейчас до Фроси дошло, что у неё нет нижнего белья. Лифчик тоже был самодельный. Она пошила его себе, чтобы купаться в реке. Но носила постоянно. Стирала и снова надевала. Фрося стеснялась своего большого размера груди. Сама маленькая, тоненькая, а грудь большая. У Моти тоже была большая грудь, но она ведь рожала и детей кормила.

Фрося завидовала Маше, у которой были «прыщики». Но тут уж поделать ничего нельзя. А бельём новым нужно обзавестись.

***

Рано утром, как только Таиса ушла, Фрося встала, достала заляпанные глиной вещи, вышла на улицу и обмяла глину, вытряхнула юбки, блузки и косынки. Налила в корыто воды из бочки под стрехой и оставила отмокать. Сама подошла к материному сундуку и дрожащими руками приподняла крышку. Сердце от страха готово было выскочить из груди.

Опустила крышку на место, выбежала в сени и заперла дверь на засов. Вернулась, открыла крышку и внимательно осмотрела верхний слой одежды. Ведь нужно будет сложить вещи обратно именно в том порядке, в каком они лежат сейчас.

- Я, как воровка, лезу в материн сундук. Боже мой, если она узнает, сраму не избежать, - подумала девушка и закрыла крышку. – Я хочу жить в городе. Мне нужен паспорт. И я найду своё свидетельство о рождении, пусть меня хоть сто раз назовут воровкой.

В общем, подбадривая себя, Фрося аккуратно выложила вещи из сундука, добралась до дна. На самом дне лежала её книжка по физике за 7 класс, а внутри лежали оба свидетельства.

Фрося достала документы. Полистала книгу. Там лежало свидетельство о браке Кучерова Василия и Кучеровой Таисии, выданное в Воронежской области в 1898 году. Положила его обратно в книгу. Сложила в прежнем порядке вещи, закрыла крышку и только после этого вздохнула свободно. Теперь нужно было придумать, куда спрятать документы, чтобы мать случайно не нашла и чтобы они не помялись.

В хате такого места не было. В маленькой комнатке стояла огромная печь, топчан, стол, скамья и табурет. Всё. В холодной половине печи не было, только грубка, стол и старый стул. Да полка на стене. Фрося завернула документы в бумагу и положила под матрас на топчане. Нужно было начинать стирку и бежать на реку, полоскать тряпьё.

А то ведь мать может что-то заподозрить, если вернётся раньше.

Фрося стирала рабочие вещи, старательно оттирала глину так, что стёрла кожу на пальцах. Едкое мыло щипало потёртости и хотелось плакать.

фото из интернета
фото из интернета

Девушка сложила постиранные вещи в ведро, прикрыла дверь, повесив на неё старый замок и заторопилась на реку. Полоскала в лесочке, раскинула одежду на кустах, искупнулась сама в протоке. Вода была тёплая. Обсохла, набрала 2 ведра воды, повесила просохшие вещи на плечо через коромысло и пошла домой.

Мать ещё не вернулась. Фрося поставила вёдра с водой в сенцах на скамью, одежду развесила на плетне, а сама решила сбегать в магазин и отнести туда свои документы. Справку она удачно припрятала за высокими полками. Туда же можно засунуть и оба свидетельства.

Стёртые пальцы болели, но обращать на них внимание было некогда. Решалась собственная судьба.

Решено. И Фрося побежала в магазин. Карен с удивлением посмотрел на влетевшую в торговый зал девушку:

- Чито случилося, красавица? Мать гонится с хворостиной?

- Нет. Я сама бежала. Нужно кое-что спрятать.

- Украла?

- Ага, свои свидетельства. Хочу… - и тут Фрося поняла, что проболталась. – Хочу, хочу… поехать учиться, а там нужны документы.

- Учиться – это хорошо. Наша Маринэ учится в городе Армавире. Марина по-русски. Будет бухгалтером. Там у нас много родственников. Живёт у моего брата. Учись и ты. Прячь, куда хочешь, я выйду, чтобы не видеть.

Фрося заморгала и чуть не расплакалась. Чужой человек советовал ей учиться, а родная мать тряпку в руки сунула, учиться не позволила.

Фрося со всхлипом вздохнула и, как только продавец вышел, сунула свёрток за полки. Открыла дверь в подсобку и сказала, что придёт позже. Направилась домой. На дороге её перехватил Андрей:

- Куда вчера подевалась? Я искал тебя.

- Домой побежала. Мамка не разрешила долго задерживаться.

- Сегодня после работы заходи к нам. Расскажу, что я выходил в Сельсовет. Ха-ха! Можешь считать, что ты уже горожанка.

- Расскажи сейчас.

- Нет. Я заработал поцелуй и только после него расскажу подробности,- ответил парень.

Фрося смутилась и опустила глаза. Только тут поняла, что стоит она в том старом платье, которое обещала перешить матери. Но ведь не стирала бы она в новом платье! А вот то, что забыла переодеться, было плохо.

Фрося посмотрела на парня и припустила по дороге домой. Было невыносимо стыдно из-за своей забывчивости и от того, что придётся с Андреем целоваться.

Продолжение здесь