Найти в Дзене
РЕТРОФИЛ

Басилашвили - 90: угроза ампутации, забвение, надежда на долгую жизнь

Оглавление

Самохвалов из «Служебного романа», Бузыкин из «Осеннего марафона», Рябинин из «Вокзала для двоих»... Это все он, Олег Басилашвили – народный артист, живая легенда и просто любимый миллионами актер. Скоро ему исполняется 90 лет! Олег Валерьянович уже давно не выходит в свет, редко дает интервью. Он больше не хочет жить на виду у всех…

«Не зовут в кино»

Два года назад Олег Басилашвили перенес коронавирус. Сначала попал в больницу он, потом жена. Инфекция опасна тем, что может разбудить дремлющие болячки. Вот и знакомые актера говорят, что после госпитализации он стал сдавать. Сильно похудел. Страдает тромбофлебитом – настолько, что одно время даже стояла угроза ампутации ноги.

В недавнем прошлом он мог передвигаться только с тросточкой. Но все равно выходил на сцену родного Большого драматического театра, в котором служит большую часть своей жизни – почти 70 лет! Перед каждым выходом ему ставили новокаиновые блокады, которые на короткое время снимали рези. Зрителям было больно смотреть на блистательного актера, которому каждый шаг давался с большим трудом. Но все три часа, что идут спектакли, Олег Валерьянович не показывал и виду, как ему тяжело. Но вот выход на поклон уже давался ему с большим трудом.

Сегодня в репертуаре БДТ значится три спектакля с участием Басилашвили. Вот только на ближайшие осенние месяцы в афише их нет…

Олег Валерьянович снялся в десятках картин, многие из которых стали культовыми. Он может часами травить байки со съемочных площадок. Рассказывал, например, как в бессмертном «Служебном романе» упрашивал Рязанова отдать ему роль Новосельцева.

Я говорил Эльдару Александровичу, что гримеры тратят по нескольку часов, чтобы превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева. И столько же времени уходит на то, чтобы придать мне, замученному, вид лощенного Самохвалова. Так, может, пожалеем гримеров? Просил Рязанова: поменяйте нас с Мягковым местами! Но он уперся…

Фильмография народного артиста заканчивается 2015 годом. Почти 10 лет – ни одной роли в кино! А он так мечтает еще появиться на экране.

Это не от меня зависит, - вздыхает Олег Валерьянович. - Конечно, я отлично отдаю себе отчет, что в моем возрасте для актеров очень мало кинематографических ролей. Поэтому у меня пока нет приглашений, но я смотрю на это без упрека. Понимаю и продюсеров, и режиссеров. Мне хотелось бы, чтобы мне вдруг неожиданно поручили роль, где я мог бы сказать не только словами, но и поведением своего героя о том, что меня сегодня чрезвычайно волнует, угнетает и стыдит. Но не думаю, что кто-то из драматургов напишет для меня такой сценарий…
Басилашвили очень скучает по съемкам в кино (фото из открытых источников)
Басилашвили очень скучает по съемкам в кино (фото из открытых источников)

Утенок из детства

Из-за проблем со здоровьем Олег Басилашвили променял квартиру в пыльном центре Питера на загородный дом. У него дача на берегу Финского залива в элитном поселке Репино. Намоленное место – когда-то эти края облюбовала творческая интеллигенция. Точкой притяжения для многих стала усадьба Ильи Репина, который в конце позапрошлого века приобрел здесь участок.

Я себе воображаю, как они здесь жили, ставили самовары, играли в крикет или крокет, серсо, бильбоке, карты, рассказывали друг другу различные истории, - с улыбкой представлял актер. - Маяковский писал, что он ходил здесь по побережью, перепрыгивая с камня на камень, и слагал свое «Облако в штанах», великую поэму. Репин, которому Маяковский впервые прочел «Облако в штанах», рыдал у него на груди, настолько ему это понравилось.
Одно из редких фото, где можно мельком, но увидеть убранство актерской квартиры (фото из открытых источников)
Одно из редких фото, где можно мельком, но увидеть убранство актерской квартиры (фото из открытых источников)

Утопающий в зелени Репино называют «питерской Рублевкой». Когда только произносится название поселка, цены на местную недвижимость устремляются в космос. От обилия люксовых иномарок рябит в глазах. Среди навороченных многоуровневых коттеджей дом Басилашвили – самый скромный. Он считается двухэтажным, но верхний этаж – это переделанный под спальню чердак. Свою крепость Олег Валерьянович строил и доводил до ума почти 15 лет. Рассказывал, что совершенно не хватало времени на бытовые хлопоты. Теперь эта дача его спасает. Хвойные деревья на участке народного артиста и Финский залив напитывают здешний воздух целебными свойствами.

Почетное место в доме Басилашвили занимает … обычный утенок. С этой пластмассовой желтой игрушкой у актера связаны теплые воспоминания.

Утенка мне подарила мама. Мне он очень нравился. И вот как-то раз мы с мамой гуляли в лесу и утенка этого потеряли. Долго искали, искали, но так и не нашли. А потом, когда я уже стал взрослее и принимал участие в самодеятельности, мама подарила мне еще одного утенка, почти такого же – только чуть-чуть другого цвета. С тех пор прошло много лет, но этот утенок до сих пор стоит у меня дома на видном месте и напоминает мне о прошлом.

Счастье в жизни предскажет гадалка

В болезни и здравии, в радости и горе рядом с Олегом Басилашвили всегда верная жена – с Галиной Мшанской, бывшей журналисткой, он вместе больше 60 лет. Впечатляющий супружеский стаж!

У нас все хорошо, - откровенничал актер в одном из редких интервью. - Конечно, мы стали значительно старше. Это накладывает отпечаток на наш образ жизни. Я безумно благодарен ей, что она всегда меня поддерживала и понимала. За снисхождение, которая она ко мне проявляла, когда я работал над очередным спектаклем и становился неуправляемым и сварливым. От всего сердца я желаю ей, чтобы она не хворала и не болела. Чтобы наша совместная жизнь продолжалась длинно-длинно. И чтобы всегда мы были вместе.

У супругов две взрослых дочери, Ольга и Ксения. И двое внуков - 15-летняя Мариника и 11-летний Тимофей. Правда, видеться с ними удается не так часто. Олег Валерьянович сетует:

Раньше я часто приезжал к ним. Гуляли, играли. Бывало и дурака валяли – внучка включит телефон и записывает мои импровизации на камеру. А сейчас они все живут в Москве. Но мы общаемся по телефону.

Олег Басилашвили ни о чем не жалеет. Ни о том, что не принял в свое время приглашения от крупных столичных театров. Ни о том, что отказал Борису Ельцину, который дважды предлагал ему стать министром культуры. Ему хорошо там, где он есть. В свой юбилей народный артист, скорее всего, получит поздравительные телеграммы от президента России, от губернатора Санкт-Петербурга, от других больших людей. Но самые главные звонки будут от близких людей. Семья обязательно соберется за уютным столом, чтобы поздравить любимого мужа, отца и деда с впечатляющей датой. А потом у Олега Валерьяновича начнутся будни, заполненные прогулками, чтением книг, общение с женой и, конечно, работой. Нужно столько успеть!

Как-то очень-очень давно – я в ту пору был еще студентом – я шел по Москве, и вдруг меня за руку схватила цыганка. И она нагадала мне, что я буду жить до ста лет. Я в это предсказание верю.