Сенсационная находка: свитки «Второзакония»
В августе 1883 года Лондон охватило небывалое волнение. Антиквар Мозес Шапира, прибывший из Палестины, заявил об обнаружении древнейших иудейских рукописей «Второзакония». Эти манускрипты, якобы датируемые IX веком до н.э., состояли из пятнадцати кожаных полос размером 18 на 9 сантиметров. В них описывались странствия евреев по пустыне после исхода из Египта.
Шапира предложил свитки Британскому музею за астрономическую сумму - один миллион фунтов стерлингов. Это известие мгновенно стало главной темой обсуждения в обществе. Пресса ежедневно публиковала новые подробности, а толпы лондонцев осаждали Британский музей, где под стеклом были выставлены фрагменты рукописей.
Интерес к находке проявил даже премьер-министр Уильям Гладстон, известный своими глубокими познаниями в истории Древнего мира. Он лично побеседовал с Шапирой и экспертом по древнееврейским текстам доктором Кристианом Гинзбургом, которому Британский музей поручил изучение свитков.
Загадочный антиквар: кто такой Мозес Шапира?
Центральной фигурой этой истории стал Мозес Шапира - личность во многом загадочная и противоречивая. Родился он в 1830 году в Каменец-Подольске, где получил традиционное еврейское образование. В возрасте 25 лет Шапира вместе с дедом эмигрировал в Палестину, по пути отказавшись от российского гражданства.
В Бухаресте Шапира принял христианство, а в 1858 году прибыл в Иерусалим, где присоединился к общине англиканских новообращенных. Получив прусское гражданство, он женился на немке-лютеранке Розетте Йокель, от брака с которой родились две дочери.
Шапира открыл лавку древностей на Христианской улице в Иерусалиме и со временем стал известным торговцем манускриптами и артефактами. Он поставлял ценные древнееврейские тексты в библиотеки Берлина и Лондона, в основном из Йемена. Среди его находок был комментарий к Мидрашу, принадлежавший перу Маймонида, который Шапира продал Германии.
Однако репутация антиквара была запятнана скандалом с так называемыми «моавскими идолами». В 1868 году, после обнаружения в Месопотамии камня с надписью моавитского царя Меши, на рынке Иерусалима появились глиняные изделия, выдаваемые за древние предметы из окрестностей Моавского камня. Шапира продал 1700 таких «артефактов» Берлинскому музею за 22 тысячи талеров. Позже выяснилось, что эти «древности» были изготовлены в мастерской некоего Селима, знакомого Шапиры.
Тайна происхождения свитков
История появления кожаных свитков «Второзакония» у Шапиры окутана тайной. Сам антиквар рассказывал, что в июле 1878 года он посетил дом арабского шейха Махмуда ал-Араката, где от бедуинов узнал о пещерах в Вади-эль-Муджиб, у восточного берега Мертвого моря. В одной из этих пещер пастухи якобы обнаружили «несколько тюков ветхого тряпья» с «колдовскими заклинаниями» внутри.
Шапира утверждал, что с помощью шейха ему удалось заполучить фрагменты «набальзамированной кожи», в которых он распознал пересказ «последней речи Моисея на равнине Моава». Антиквар предположил, что это может быть автографическая версия самого Моисея, поскольку в тексте отсутствовали строки о смерти пророка, которые появились в более поздних копиях Писания.
Однако противники Шапиры выдвигали иную версию происхождения свитков. Согласно их рассказам, в 1877 году антиквар, выдавая себя за странствующего раввина, обошел еврейские общины Йемена. Он собирал старинные манускрипты и свитки Торы, якобы для создания хранилища рукописей в Иерусалиме. Многие тексты ему дарили, некоторые он покупал, а иногда даже отбирал силой с помощью подкупленных мусульманских шейхов.
Вернувшись в Иерусалим, Шапира якобы нанял каллиграфов из Еврейского квартала. Они стирали со старинных свитков древние надписи, а затем наносили новый текст «Второзакония», придуманный самим Шапирой.
Экспертиза и разоблачение
Шапира держал у себя рукописи «Второзакония» несколько лет, прежде чем решился их продать. Он утверждал, что повез их в Европу только после того, как профессор Шредер, консул в Бейруте, в мае 1883 года подтвердил подлинность рукописей.
Антиквар отправился сначала в Лейпциг, чтобы снять копии со свитков. Там их изучали местные профессора, в частности, доктор Герман Гуте, который, по словам Шапиры, «вполне в них верит». Однако Шапира умолчал о том, что во время предыдущей поездки в Германию он уже передавал свитки на экспертизу в Королевский музей в Берлине. Тогда комиссия под председательством профессора Рихарда Лепсиуса объявила манускрипты «хитроумной и бесстыдной подделкой».
В Лондоне Шапиру встретили доброжелательно, хотя и здесь не все считали кожаные свитки «Второзакония» подлинными. Многих экспертов смущало состояние рукописей: чернила казались слишком свежими для двухтысячелетнего возраста, а условия хранения в якобы сухой пещере в Моаве вызывали сомнения у специалистов, знакомых с климатом региона.
Решающий удар по подлинности свитков нанес французский археолог Шарль Клермон-Ганно. Даже при осмотре рукописей через стекло витрины он пришел к выводу, что это фальшивка. По мнению Клермон-Ганно, Шапира использовал нижний край одного из больших синагогальных кожаных свитков трехсотлетней давности, обработал его химическими реактивами для придания древнего вида, а затем написал на нем свой вариант «Второзакония», используя шрифт Моавского камня и вводя в библейский текст различные «разночтения».
Хотя некоторые английские газеты пытались опровергнуть выводы Клермон-Ганно, указывая на различия в толщине кожи рукописей Шапиры и обычных синагогальных свитков, специалисты были впечатлены аргументами французского археолога. В библиотеке Британского музея даже обнаружились несколько старых свитков Торы с обрезанными краями, приобретенных у Шапиры в 1877 году.
Трагический финал: крах надежд и самоубийство Шапиры
Разоблачение подделки стало сокрушительным ударом для Шапиры. Он понимал, что отныне ни один коллекционер или музей не захочет иметь с ним дела. 23 августа антиквар написал горькое письмо доктору Гинзбургу, упрекая его в неожиданном предательстве: «Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, считаете фальшивыми. Не думаю, что я смогу пережить этот позор».
У Шапиры не хватило смелости вернуться в Иерусалим. Полгода он скитался по европейским странам, пока не решился на отчаянный шаг. 11 марта 1884 года в роттердамской гостинице «Блоумендал» было обнаружено тело Мозеса Вильгельма Шапиры. Он застрелился двумя днями ранее, унеся с собой тайну происхождения рукописей.
После смерти антиквара свитки были проданы на аукционе за 18 фунтов и 5 шиллингов торговцу древностями Бернарду Куарицу. Тот выставил их на англо-еврейской исторической выставке в Альберт-Холле в 1887 году, описывая как «подлинную книгу «Дварим», написанную рукой Моше Бен-Амрама около 1500 года до Р.Х.», но оценил всего в 25 фунтов стерлингов. Затем свитки приобрел профессор Сиднейского университета сэр Чарльз Николсон. По одной из версий, рукописи сгорели во время пожара в лондонском доме Николсона в 1899 году.
Неожиданный поворот: реабилитация Шапиры?
Казалось бы, история с рукописями Шапиры завершилась, но в 1947 году произошло событие, заставившее многих ученых взглянуть на «дело Шапиры» под другим углом. В Кумране были обнаружены «рукописи Мертвого моря» - древние еврейские манускрипты, рассказывающие об исторических событиях времен Второго Храма.
Удивительно, но свитки из кумранской пещеры прекрасно сохранились и были обернуты в полотно - точно так же, как описывал свою находку Шапира. Форма и внешний вид этих несомненно подлинных манускриптов оказались необыкновенно похожи на пергаменты Шапиры. Кумранские рукописи датируются в основном I веком до нашей эры, но написаны особым архаичным стилем еврейского алфавита, вышедшим из употребления за сотни лет до этого.
Эти открытия заставили многих исследователей пересмотреть свое отношение к «делу Шапиры». Одним из главных сторонников реабилитации антиквара стал профессор Менахем Мансур, заведующий кафедрой гебраистики и семитологии Висконсинского университета. Он считал «Второзаконие» Шапиры подлинным. Однако проверить это утверждение невозможно, так как сами свитки бесследно исчезли.
В 1990 году Британский музей в каталоге для выставки подделок признал, что случай с Шапирой является классическим примером ошибки экспертов. Возникло предположение, что манускрипты могли быть именно тем, чем их считал сам Шапира: древнейшими фрагментами Ветхого Завета.
История Мозеса Шапиры и его рукописей «Второзакония» остается одной из самых интригующих загадок в мире библейской археологии. Она демонстрирует, насколько сложным и неоднозначным может быть процесс установления подлинности древних артефактов, как легко даже опытные эксперты могут ошибиться в своих суждениях, и как новые открытия способны полностью изменить наше понимание прошлого.
Возможно, однажды свитки Шапиры будут обнаружены «плесневеющими на каком-нибудь чердаке», и тогда ученые смогут окончательно разрешить эту загадку. До тех пор история антиквара из Иерусалима, едва не совершившего величайшее библейское открытие XIX века, но вместо этого ставшего жертвой собственной репутации и скептицизма научного сообщества, будет продолжать волновать умы исследователей и любителей истории.
Понравилось? Поставь лайк!
Обязательно прочти эти статьи:
Алмазная лихорадка: как два хитреца обвели вокруг пальца финансовых воротил Америки
Червонные валеты: как банда аристократов-аферистов потрясла Российскую империю
Гений обмана: как провинциальный банкир обвел вокруг пальца всю Российскую империю
Он украл целый штат: невероятная история афериста, который чуть не стал бароном Аризоны