Не на ту лошадку
Дивиденды от яркой речи, произнесенной на церемонии закрытия штатов, Ришелье начал получать в том же году. В ноябре 1615 года Мария Медичи женила Людовика XIII на испанской инфанте Анне Австрийской. Епископ Люсона назначен духовником юной королевы.
Кстати, тут есть любопытный момент. Если, как утверждали злые языки, Ришелье позже влюбился в Анну, в этом, по церковным традициям, было что-то от кровосмешения. Всё-таки Ришелье, хоть и временно, приходился ей отцом. Хоть и духовным. Но я не верю злым языкам.
В 1616 году королева Мария использует епископа Люсона для переговоров с мятежными принцами. Задание выполнено, королева довольна, путь наверх открыт. И уже неважно, что буквально через пару месяцев Мария арестовала принца Конде – это не влияло на карьеру епископа Люсона.
Ришелье делает решительную ставку на королеву и ее фаворита Кончино Кончини (или маршала д’Анкр – как кому угодно). Он пишет им (и ряду других лиц) письма с выражением преданности. И вот итог – в ноябре 1616 года епископ Люсона введен в королевский совет. Он назначен государственным секретарём. То есть министром иностранных дел.
Торжество! Успех! Сбылась мечта! Не имеющий опыта в международных делах Ришелье с рвением принимается за работу. Он еще не ведет свою линию. Да у него и линии-то нет. Государственный секретарь следует пожеланиям королевы. Мария Медичи четко настроена на союз с Испанией во имя торжества католической веры.
Ришелье уселся на государственную лошадку и едет куда прикажут. Только вот беда – лошадка оказалась не та. Она скоро пала – 24 апреля 1617 года происходит переворот. Кончини убит, фавориты королевы Марии и друзья Кончини отодвинуты от постов. Власть перешла к друзьям короля во главе с его фаворитом де Люинем.
Счастье не продлилось и полугода. За ним последовало бесславное падение.
В изгнании
Период 1617-1619 годов, возможно, самый унизительный в жизни Армана дю Плесси. Да и к тому же некрасивый.
Потрясенный уже бывший государственный секретарь даже не смог удалиться в изгнание с гордо поднятой головой. Как будто не понимая свершившегося или желая обратить на себя внимание нового фаворита, он осмелился прийти на заседание Королевского совета. Откуда его попросту выпроводили.
Ришелье уезжает следом за отправившейся в Блуа королевой Марией. Но не для того, чтобы крепко держаться за свою благодетельницу. Нет, из провинции он шлет письмо де Люиню с предложением услуг по шпионажу за королевой. Услуги добровольного шпиона отвергнуты.
В какой-то момент Ришелье запаниковал и тайком бежал от двора королевы в свою епархию. А ведь Мария предложила епископу возглавить ее личный малый Совет.
Де Люинь между тем начинает зачищать связи Марии Медичи, обрубая щупальца ее агентуре в Париже. На всякий случай принято решение законопатить подальше и епископа Люсона. В апреле 1618 года ему приказано выехать в Авиньон.
Этот город расположен во Франции, но не подчиняется короне. Это город папы Римского. Таким образом, ссылка в Авиньон равна изгнанию из страны.
Это ужасно. Делать нечего, надо покориться. Ришелье едет в Авиньон и от нечего делать пишет там богословские трактаты. Что у него есть, как показала история, так это терпение. И оно было вознаграждено.
Робкое возвращение
Ситуация изменилась в 1619 году. Доведенная до края честолюбивая королева Мария начала против сына форменный бунт, названный первой войной матери и сына. И вот она, ехидная ухмылка истории – теперь королева является союзницей принцев. С которыми ранее сама воевала.
«Война» для конфликта матери и сына – название слишком громкое. Дело обошлось без сражений, ограничившись бряцанием оружием и переговорами. Но вот в чем соль: кто будет вести переговоры? Кому поверит королева-мать? Конечно же Ришелье!
Армана дю Плесси срочно вызывают из Авиньона и посылают на переговоры с королевой. Задание успешно выполнено. И даже дважды, поскольку в 1620 году произошла вторая война матери и сына.
Не был обойден милостями и успешный переговорщик. Де Люинь лично пообещал ему исхлопотать у папы кардинальскую шапку. Ришелье счастлив (ну, я так думаю). Впрочем, скоро он разочаруется. Ни король Людовик XIII, ни де Люинь не стали относиться к епископу лучше.
Дело с поставлением в кардиналы не продвигалось. И ладно бы вакансий не хватало. Так ведь нет – места как раз освобождались, но назначались на них другие.
Как знать, долго бы пробыл в таком положении Ришелье, кабы не случай. В 1620 году произошла очередная вспышка религиозных войн между католиками и гугенотами (или между центральной королевской властью и сепаратистски настроенными провинциями).
Де Люинь, ставший коннетаблем Франции – то есть верховным главнокомандующим, принял участие в войне. И в декабре 1621 года при осаде небольшой крепости подхватил какую-то лихорадку, от которой скоропостижно скончался.
Ришелье смог пережить своего самого сильного недоброжелателя.
Возвышение
Свято место пусто не бывает. Людовик XIII, видимо, по своей натуре не мог обходиться без опоры. Место выбывшего де Люиня начинает занимать мать короля. И, само собой, подтягивает своих сторонников.
Что касается Ришелье, то для начала Мария обеспечила-таки ему кардинальскую шапку. Как раз в это время умер кардинал де Рец. Королева усилила нажим, противостоять особо было уже некому, и 5 сентября 1622 года достигший 37 лет Ришелье стал наконец кардиналом.
Арман знает, кому обязан саном. Более того, он рассчитывает на дальнейшую поддержку со стороны королевы-матери. Он обращается к ней со словами:
«Мадам, эта мантия, которой я обязан благоволению Вашего Величества, всегда будет напоминать мне о торжественном обещании – жизни не щадить, служа Вам».
Насчет «жизни не щадить» и «служить Вам» мы еще увидим. Но в 1622 году можно поверить, что кардинал говорит искренне.
Верит в него и Мария Медичи. Ей требуется укрепить свое влияние в Совете. И она проводит туда своих друзей. 29 апреля 1624 года кардинал Ришелье вошел в состав Королевского совета. Точнее, в Государственный совет.
Тут надо понять, что управление Францией осуществлялось Королевским советом, включавшим в себя три частных Совета: Государственный, Финансовый и Тайный. Государственный совет был главным. В него входили, кроме короля, первый министр, канцлер, министр финансов и государственный секретарь. Приглашались и другие лица. Например, коннетабль.
Вскоре партия Марии Медичи начала атаку на первого министра. Наступление завершилось полной победой. 12 августа старый министр отправлен в отставку, 13 августа 1624 года новым первым министром становится кардинал Ришелье.
Продолжение:
-----------
Все очерки рубрики "История Франции":