Найти тему

Обследование у нейропсихолога. Интересно, но ничего не понятно. 😅

Оглавление

Перед отпуском я успела сводить Агнию (5 лет) к нейропсихологу на диагностику и на одно занятие. Диагностика длилась час и всё намеченное проверить специалист не успела. Занятие длится 40 минут.

Заключение по обследованию нейропсихолог мне прислала уже в отпуске. Я его читала с телефона, что не очень удобно. Очень интересная вещь это заключение, но малопонятное. 😅

Публикую заключение полностью. В конце статьи напишу пару строк от себя. Если устанете пробираться сквозь нейропсихологические термины, то спускайтесь вниз публикации.

Причина обращения родителей:

нейропсихологическое обследование проводилось по запросу логопеда.

Краткая медицинская история:

40,5, Апгар 7/7, асфиксия, тяжелая дыхательная недостаточность, ИВЛ 12ч

Сильные стороны ребенка, отмечаемые мамой и предпочитаемые игры:

хорошая память.

Заключение по результатам нейропсихологического обследования

В ходе нейропсихологического обследования использовались методы наблюдения, специальные пробы, сбор анамнеза у родителей, беседа с родителями, практические пробы для оценки процесса сенсорной интеграции и неинтегрированных младенческих рефлексов.

Данные наблюдения за ребенком в ситуации обследования

Агния выглядит в соответствии со своим возрастом. Границы общения соблюдает, хотя иногда бывает слегка импульсивна.

Эмоциональный фон ребенка стабильно приподнятый, эмоциональные реакции живые, адекватные ситуации, преобладают яркие положительные эмоции, не меняющие деятельность в целом.

Контакт: полноценный вначале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, и в связи с появлением пресыщения деятельностью.

Контакт глаз: устойчивый.

Интерес к деятельности: достаточно выражен, но избирателен. Агнии требовалась незначительная стимуляция деятельности в большинстве заданиях, и массивная стимуляция в отдельных заданиях, трудных для ребенка.

Оценка собственных достижений: снижение первоначально завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки.

Анализ состояния функций поддержания тонуса и уровня бодрствования.

Темп деятельности средний, но замедляющийся после столкновения с трудностями. Истощаемость выявляется к середине исследования, ухудшается ориентировочная деятельность, замедляется темп, внимание нарушается в субъективно сложных заданиях или в непривлекательных в связи и быстрым пресыщением деятельности, трудностью спокойно сидеть за столом, требуется отдых, возможность подвигаться, после чего готова продолжить выполнять задания.

Импульсивность: выявляются единичные симптомы импульсивности или отвлечения, которые ребенок может корригировать после того, как специалист укажет на них.

Присутствует инертность в некоторых заданиях.

Исследований функций серийной организации, программирования и контроля

При составлении рассказов предложения связные, последовательные, высказывания точные и понятные, Агнии нужно больше времени, чтобы выложить последовательность картинок и составить связный рассказ. Сначала она рассказывает каждую картину отдельно, затем выделяет в них связи, может исправлять ошибки самостоятельно, меняя местами карточки, в результате получается верная последовательность и связный рассказ.

При копировании домика: присутствуют персеверации, упрощение программы.

Одно из заданий. По-моему, неплохой результат для 5 лет. Треугольники Агния не может рисовать, сложно ей рисовать наклонные линии, которые должны встретиться в пространстве. Я научила ее рисовать три точки и их соединять. Обходим сложные для нее моменты.
Одно из заданий. По-моему, неплохой результат для 5 лет. Треугольники Агния не может рисовать, сложно ей рисовать наклонные линии, которые должны встретиться в пространстве. Я научила ее рисовать три точки и их соединять. Обходим сложные для нее моменты.

В пробе на динамический праксис, программу усваивает не сразу, после нескольких повторений, выполняет на правой и на левой руке с ошибочным порядком элементов, сокращает элементы, ошибки не исправляет.

Кулак-ребро-ладонь. Агния с такими пробами знакома, но последовательности ей в принципе тяжело даются
Кулак-ребро-ладонь. Агния с такими пробами знакома, но последовательности ей в принципе тяжело даются

У логопеда весной
У логопеда весной

Заданный ритм не может повторить, не фиксирует ошибки.

Таким образом, можно говорить о слабости функций программирования и контроля ВПФ

Особенности базовых сенсорных систем

Проприоцептивная система

Поведение Агнии на занятии и дома свидетельствует о гипореактивности проприоцептивной системы, что подтверждается дома: как частое желание перетаскивать, толкать, тянуть тяжелые предметы, слишком сильно сжимает при рисовании карандаш. На занятии Агния много раз забиралась на качель, забиралась на лестницу, прыгала.

Оральные пробы доступны.

Вестибулярная система

Агния показала слабое развитие вестибулярного различения: она продемонстрировала замедленные реакции равновесия на фитболе. После некоторых медленных повторений можно было наблюдать сгибание и разгибание туловища, голова возвращалась к центру отсрочено. Во время пробы на мяче ноги были крепко прижаты к мячу, что свидетельствует о потребности в дополнительной опоре.

Поведение Агнии дома и на занятии говорит об гипореактивности вестибулярной системы.

В тесте Шильдера у Агнии руки движутся за головой и вправо, и влево. Родители отмечают Агния часто играет в подвижные игры, раскачивается, бегает, прыгает, в таких видах деятельности не устает больше, чем другие дети. На занятии Агния часто ёрзает, когда сидит, быстрее хочет закончить задания и встать, бегать.

-4

Околомоторный контроль, постуральный контроль нарушен.

Наличие неинтегрированных младенческих рефлексов: поисковый, Моро, РПС, Галант, АТШР, СШТР.

Гипореактивность проприоцептивной и вестибулярной системы и наличие неинтегрированных младенческих рефлексов затрудняют формирование схемы тела и возможность управлять собственным поведением, а также возможность обучаться новому.

Кинестетический праксис: В пробе на праксис позы пальцев отмечается правильное выполнение. При отсутствии зрительного контроля переносит позу с одной руки на другую.

Пробы орального праксиса повторить за специалистом смогла безошибочно.

В пробе на реципрокную координацию выполнению в среднем темпе с тенденцией к ускорению, руки не напряжены.

Исследований функций приема, хранения и переработки информации.

Зрительный гнозис: сенсорные эталоны сформированы. Геометрические фигуры соотносит по форме и размеру с рамкой, основные цвета и оттенки различает. Отмечаются нарушения в зрительном восприятии. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы. Фиксирует взгляд на предъявляемых предметах. Узнает и показывает по просьбе простые картинки, допускает ошибки в зашумленных и наложенных изображениях, неполных изображениях.

Зашумленное изображение, пример
Зашумленное изображение, пример

Таким образом, можно увидеть дефицитарность зрительного гнозиса .

Слуховой гнозис: на шумы реагирует, источник звука в пространстве определяет. Выражено затруднение при оценке и воспроизведении ритмических структур. Повторение слогов, близких по звучанию без ошибок.

Эмоциональный гнозис: различает и соотносит эмоции по картинкам верно.

Исследование памяти

Слухоречевая память: не получилось воспроизвести.

Агния отказалась выполнять это задание. То ли инструкцию не поняла, то ли характер демонстрировала
Агния отказалась выполнять это задание. То ли инструкцию не поняла, то ли характер демонстрировала

Зрительная память: выбор из 16 картинок совершила верно, нашла нужные картинки, показала их непоследовательно.

Внимание: Функции произвольного внимания недостаточны для возраста, может поддерживать активное внимание при организующей и стимулирующей помощи взрослого, нуждается в частых двигательных перерывах.

Исследование интеллектуальных процессов

В методике «4 лишний» исключает по категориальному принципу (одежда, обувь, подводные обитатели, птицы, цветы.)

Со стороны операциональных процессов мышления в стадии формирования функция оперирования логико-грамматическими конструкциями.

В методике «Последовательность событий» Бернштейна А.Н., Смысл всей ситуации на картинках поняла и рассказала после того, как описала каждую картинку отдельно.

-7

С методикой «Разрезанные картинки» из 4 частей не справилась, не сразу узнала полученные изображения.

Разрезные картинки я Агнией начала мучать в 1,8 года. 4 части она сейчас собирает, но конечно с трудом. Про методику я не один раз рассказывала.
Это тест для диагностики умственного развития дошкольников, с 2-х лет. Методика "Разрезные картинки". В норме дети 2-3 лет складывают картинку из двух половинок методом проб. То есть складывают картинки рядом и понимают, что нужно сложить по другому. Дети 4-5 лет складывают методом зрительного соотнесения. То есть они видят части и в голове у них появляется понимание, как выглядит картинка целиком. Выкладывают в соответствии с образом в голове.
Дети с ЗПР складывают картинки из половинок к 4 годам. С 4 лет для диагностики предлагают картинки из 3-4 частей.
Важно: собирать нужно разрезные картинки. То есть картинки, разделенные прямой линией. Пазлы, замочки, ломанные линии не подойдут. Они облегчают задачу ребенку. Не дают ему шанса сделать ошибку.

Рассказ по сюжетной картинке «Разбитая чашка» составила, описала, что происходило на картинке, но не связала детали, что повлияло на понимание смысла рассказа и ответ на вопрос «Кто разбил чашку?». После некоторого времени нашла и исправила свой ответ.

Заключение:

На первый план при обследовании выступает относительная слабость зрительных и зрительно-пространственных функций по правополушарному типу, но менее выраженных трудностей серийной организации и программирования и контроля (возможно вторично от проблем энергетического обеспечения деятельности).

1. Терапия нарушения сенсорной интеграции: балансировка восприятия сенсорных систем, интеграция рефлексов, развитие праксиса.

2. Нейропсихологические занятия

3. Занятия спортом для стабилизации общего уровня активности и развития произвольной регуляции деятельности ребенка.

4. Развитие самостоятельности в домашних условиях.

5. Развитие навыков саморегуляции.

От себя

В целом, я проблемы Агнии знаю и даже о них писала. Зрительные проблемы, пространственная ориентация, выкладывание последовательностей, рядов, сложности с конструированием. И всё вышеперечисленное. Но у меня были и есть большие сомнения, что нейропсихолог это может починить.

А вот работа с рефлексами мне интересна. Само наличие неугасших младенческих рефлексов говорит несбалансированной работе нервной системы. Агнии до года ставили перинатальное поражение ЦНС, пирамидную недостаточность.

Нейропсихолог будет работать с Агнией в том числе и над рефлексами. Она отметила, что рефлексы у дочки выражены значительно, что ведет к избирательности, повышенной тревожности, избеганию социального контакта.

Если хотя бы избирательность у Агнии снизится или повышенная тревожность, то я буду очень рада.

Повышенную тревожность дочки отметил и психиатр. В качестве примера ее тревожности, я рассказываю причину страданий Агнии после сдачи крови:

  • "У меня дырка в пальце. 😭
  • У меня пластырь. 😭
  • Я теперь всегда буду ходить с пластырем, иначе кровь пойдёт. 😭
  • Я не смогу помыть руки, потому что у меня пластырь. 😭
  • Я не смогу есть, потому что у меня грязные руки. 😭
  • Ааа, я буду ходить голодной!!! 😭😭😭 ".

Я читаю блог одной мамы, у сына которой тоже были проблемы с общением с людьми. Тоже нейропсихолог выявил неугасшие рефлексы. Мама отмечает положительную динамику у ребенка.

Надеюсь, что и Агнии пойдут на пользу занятия с нейропсихологом.

Небольшое продолжение темы:

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!