Найти в Дзене

Синдром слабости зрительно-пространственных (правополушарных) функций мозга.

Читаю про предполагаемый нейропсихологом диагноз дочери. Я под впечатлением. Очень много совпадений. Кроме того, есть такие нюансы, которые подмечаешь, проводя много времени с ребенком за занятиями. На мой взгляд, фото ниже наглядно иллюстрирует сложности дочери. Для Агнии это целое изображение жирафа. Она считает, что собрала его верно - голова, 4 ноги, хвост. Всё есть. Агнию никак не смущает, что пазлы расположены в разных рядах. Понимание рядов и строчек дается ей тяжело. Вроде и поняла тему, но пишет нужное значение не в той клеточке. Даже простые задания "нарисуй нужную фигуру в клеточке" (задана форма и цвет) для нее тяжелы. Я говорила специалистам, что иногда Агния игнорирует или упускает из вида то, что находится слева. Например, расставляет шашки на поле и крайний левый ряд пропускает. Вообще не замечала его, пока я не показала, где еще нет шашек. Нейропсихологу я тоже об этом сказала, но она при тестировании таких ошибок Агнии не обнаружила. Читаю описание синдрома и вижу, ч
Оглавление

Читаю про предполагаемый нейропсихологом диагноз дочери. Я под впечатлением. Очень много совпадений. Кроме того, есть такие нюансы, которые подмечаешь, проводя много времени с ребенком за занятиями.

На мой взгляд, фото ниже наглядно иллюстрирует сложности дочери. Для Агнии это целое изображение жирафа. Она считает, что собрала его верно - голова, 4 ноги, хвост. Всё есть.

Агнию никак не смущает, что пазлы расположены в разных рядах.

Понимание рядов и строчек дается ей тяжело. Вроде и поняла тему, но пишет нужное значение не в той клеточке. Даже простые задания "нарисуй нужную фигуру в клеточке" (задана форма и цвет) для нее тяжелы.

Я говорила специалистам, что иногда Агния игнорирует или упускает из вида то, что находится слева. Например, расставляет шашки на поле и крайний левый ряд пропускает. Вообще не замечала его, пока я не показала, где еще нет шашек.

Нейропсихологу я тоже об этом сказала, но она при тестировании таких ошибок Агнии не обнаружила.

Читаю описание синдрома и вижу, что там написано: "Из-за слабости правого полушария дети иногда могут хуже видеть левое поле зрения, поэтому делают большие, нередко расширяющиеся книзу левые поля."

Как Вам такое попадание?

Когда я начала Агнию читать, я быстро поняла, что она может начать с середины, с конца, с нижней строки. Мне приходилось ей напоминать о необходимости найти начало текста.

Вот, что я прочитала про синдром. Интересно, все ли учителя об этом знают?

Источник: Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 N 07-2627 "О направлении методического пособия" (вместе с "Методическим пособием по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма")

Этот синдром нельзя понимать как ограниченный только зрительно-пространственными проблемами. Он связан с отставанием в развитии холистической (целостной) стратегии переработки информации разных видов: зрительно-пространственной, зрительной и слуховой. В этом синдроме в речи наблюдаются трудности удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста, в письме - зрительно-пространственная дисграфия.

Характерными особенностями письма при зрительно-пространственной дисграфии являются следующие:

  • Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа в начале строки).
  • Трудности удержания строки.
  • Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова.
  • Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.
  • Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
  • Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).
  • Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных (было - бала).
  • Фонетическое письмо (ручьи - ручйи, шоссе - шесе).
  • Нарушение порядка букв в словах (перестановки).
  • Слитное написание нескольких слов.

Трудности запоминания зрительного образа слова (и корней, и приставок, и суффиксов) приводят к стойким орфографическим ошибкам с нарушением морфологического и традиционного принципов письма. Дети обычно запоминают написание часто встречающихся морфем, например, ся в возвратных глаголах, и не пишут строедца. Словарные слова, нерегулярные написания (типа "его", "красного" и т.д.) тоже необходимо запомнить, многократные упражнения способствуют закреплению двигательного и зрительного образа слов. Однако при дефиците холистической стратегии переработки информации стереотип вырабатывается плохо, и ребенок может написать слово "диктант" с разными ошибками в 7 из 10 попыток. При этом достаточно часто наблюдается факт "мигания симптома" - в одном коротком тексте слово его, пишется то правильно, то неправильно - "ево".

Фонетическое письмо (письмо-транскрипция) приводит к тому, что звуковой облик слова передается верно. Такая особенность ошибок при письме не характерна для других форм дисграфии.

Ошибки, связанные с холистической стратегией переработки информации

Второй источник, но авторы основные те же. Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. 2-е изд.

Существуют также трудности, обусловленные слабостью холистической (правополушарной) стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. Эта слабость вызывается дефицитом функций правого полушария. Именно оно ответственно за ориентацию в пространстве, обработку и запоминание целостных зрительных и слуховых образов. Детям со слабостью правополушарных функций трудно ориентироваться на листе бумаги, найти рабочую строку и ее начало, поддерживать определенный наклон и размер букв, поэтому у таких детей обычно очень плохой почерк. Они делают зеркальные ошибки, не запоминают написание даже часто встречающихся слов («классная работа», «задача», «упражнение»), могут написать несколько слов слитно, как одно слово. Такие ученики нередко пропускают или смешивают гласные, даже ударные («было — бала»). Из-за слабости правого полушария они иногда могут хуже видеть левое поле зрения, поэтому делают большие, нередко расширяющиеся книзу левые поля.

При трудностях обучения медленно осваиваемые учебные навыки долго остаются дезавтоматизированными и потому высокоэнергоемкими. Дети быстро устают от письма, чтения или счета. Их энергетический блок мозга, отвечающий за поддержание оптимального тонуса мозга, не справляется с нагрузкой. Эта проблема особенно выражена у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и синдромом сниженного когнитивного темпа, одной из причин которых является слабость этого блока. Дробная нагрузка и повышение мотивации - вот рецепт преодоления когнитивных проблем при этих синдромах. И педагоги, и родители должны быть внимательными к колебаниям работоспособности таких детей и предотвращать возможные срывы и полное падение мотивации к обучению.

Методы профилактики и коррекции трудностей в обучении

Можно ли предотвратить трудности в обучении? Давайте сравним две работы одного мальчика. Выше была представлена страница из его тетради в первом классе (рис. 5). Теперь посмотрим, как этот мальчик выполнял тест на копирование рисунка дома, когда он был в подготовительной группе детского сада. На рис. 6 видна особая, необычная стратегия рисования: мальчик рисует не целостный дом, как обычно делают дети, а копирует линии, что объясняется использованием аналитической стратегии рисования при слабости холистической (правополушарной) стратегии.

Не нашла в источнике работы мальчика. Вот работа Агнии.
Не нашла в источнике работы мальчика. Вот работа Агнии.

Копирование рисунка с трехмерным изображением, представленное на рис. 6, отчетливо показывает слабость холистической (правополушарной) стратегии переработки зрительно-пространственной информации у этого ребенка. Развитие такой стратегии в подготовительной группе или ранее позволило бы предотвратить или в значительной степени уменьшить трудности в школе.

Какие же еще приметы риска трудностей обучения стоит иметь в виду педагогам дошкольного образования и родителям?

Очень многое говорит о ребенке его речь. Если рассказ по картинке или серии картинок ребенка пяти-шести лет состоит только из простых стереотипных фраз длиной два-четыре слова и он неполон, а чтобы его понять, нужно задавать вопросы, то у этого ребенка можно предположить трудности программирования речи. У него важно развивать функции программирования и контроля действий. Если предложения в рассказе разной длины — и короткие, и длинные, — синтаксис хороший, а вот словарь страдает, что видно из поисков и замен слов, гиперупотребления местоимений, замен конкретных названий обобщенными, то в таком случае стоит проверить звуковой анализ, называние и слухоречевую память. Если они хуже, чем у других детей в группе, то с таким ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие этих умений, то есть на развитие переработки слухоречевой информации.

Агния долго использовала обобщенные слова. Диван - это и диван, и кресло, и стул. Колбаса - это и колбаса, и сосиски, и шпикачки, и сардельки. Булочка - пряник, круассан, пирожок и тд. Использовала одно слово для разных предметов.

Вот как выглядит рассказ по серии картинок мальчика пяти лет и одиннадцати месяцев с подобными трудностями: «Он пошел сюда… И не получилось. Ветер вот так: а, а… Это прямо на лицо… А дядя пошел ведро… И не получилось. Потому что не было удобно. Ветер, когда ты высыпаешь, он ш-ш-ш… И стал он черный».

Агния возможно чуть лучше рассказы составляет, но у нее солидный стаж работы с логопедом. В целом составление рассказов дается ей тяжело.

Для коррекции каждого варианта трудностей обучения нужны разные методики. Они подробно описаны в книге Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой. Для работы с проблемами программирования и контроля нужно вынести вовне программу действия, которой ребенок будет следовать.

По такому принципу построены пособия для работы с детьми. Например, «Школа внимания» Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной используется для подготовки детей к школе и в начале первого класса.

Книга «Школа умножения» тех же авторов помогает при развитии программирования и контроля у учеников второго и третьего классов.

Проблемы переработки слуховой информации требуют работы над звуковым анализом, словарем и слухоречевой памятью.

Детям со слабостью правополушарных функций помогут задания на переход от более сохранной аналитической стратегии к работе с включением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации с опорой на речь.

Также для профилактики трудностей обучения разработана книга «Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику». Здесь в увлекательной форме даются задания, которые позволяют детям тренировать их навыки программирования и контроля и пространственные функции.

Из Путешествия Бима и Бома. Кстати Агнии такие лабиринты, как с трубами, очень плохо даются. Она не понимает места переплетений, не понимает, что выше, что ниже.
Из Путешествия Бима и Бома. Кстати Агнии такие лабиринты, как с трубами, очень плохо даются. Она не понимает места переплетений, не понимает, что выше, что ниже.

Коррекция может быть эффективной только в том случае, если мы учитываем механизмы трудностей ребенка. Поэтому очень важно, чтобы учитель мог с подсказкой нейропсихолога различать варианты трудностей обучения у своего ученика. Если преподаватель или педагог не будет знать, что такие проблемы возможны, он будет удивляться и сердиться на ребенка. Поэтому знание вариантов трудностей обучения очень важно и родителям, и учителям.

Надо мне посмотреть книги, которые рекомендовали в источнике. Может быть с ними математика будет даваться Агнии легче.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!