Найти в Дзене
Анна, города и годы

О месте, где можно прикоснуться к древностям. Буквально

Помните, я вас как-то обещала "прогулять" в Гортине? - вот... я помню. И выполняю обещанное: как вам узор из осьминогов? или это волосы Медузы Горгоны? В общем, какие-то симпатичные щупальца!.. Ну классно же? (каждый раз, когда я какие-то такие слова употребляю, то чувствую шелест песка, который из меня сыпется...): Мы с вами уже побывали в самом туристическом месте Крита (пещера Зевса на втором месте:) - вот в этом дворце, где знаменитый царь Минос прятал своего страшного сына Минотавра. Но это не точно: Мы тогда жили в милой взору и сердцу деревни с названием Агия Пелагея (Святая Пелагея), о которой я ещё не писала, кстати. Однажды утром, помню, вбили в навигатор "Гортина" - высветилась базилика Святого Тита и... всё, кажется. В общем, поехали в это неприметное и спокойное место, чтобы посмотреть "раскопки" (там, поверьте, давно всё выкопали, соответственно, пускают праздного туриста): Этот полузабытый (полураскопанный?) античный город на острове Крит расположен в четырёх десятках ки

Помните, я вас как-то обещала "прогулять" в Гортине? - вот... я помню. И выполняю обещанное: как вам узор из осьминогов? или это волосы Медузы Горгоны? В общем, какие-то симпатичные щупальца!.. Ну классно же? (каждый раз, когда я какие-то такие слова употребляю, то чувствую шелест песка, который из меня сыпется...):

Греция, остров Крит, Гортина
Греция, остров Крит, Гортина

Мы с вами уже побывали в самом туристическом месте Крита (пещера Зевса на втором месте:) - вот в этом дворце, где знаменитый царь Минос прятал своего страшного сына Минотавра. Но это не точно:

Мы тогда жили в милой взору и сердцу деревни с названием Агия Пелагея (Святая Пелагея), о которой я ещё не писала, кстати. Однажды утром, помню, вбили в навигатор "Гортина" - высветилась базилика Святого Тита и... всё, кажется. В общем, поехали в это неприметное и спокойное место, чтобы посмотреть "раскопки" (там, поверьте, давно всё выкопали, соответственно, пускают праздного туриста):

Го́ртина (др.-греч. Γορτύν, Γόρτυνα, греч. Γόρτυς, лат. Gortyn, Gortyna, Gortynia)
Го́ртина (др.-греч. Γορτύν, Γόρτυνα, греч. Γόρτυς, лат. Gortyn, Gortyna, Gortynia)

Этот полузабытый (полураскопанный?) античный город на острове Крит расположен в четырёх десятках километрах от Ираклиона, который неизбежно встаёт на пути у гостей острова, ибо там... аэропорт. Есть ещё вариант с городом Ханья, где тоже аэропорт, но туда летает намного меньше авиакомпаний и думаю, что сейчас, когда я пишу эти строки, ситуация не слишком изменилась...

Итак, Гортина расположена на плодородной равнине, и оливы, замершие как скорбные вдовы, в чёрных своих одеяниях, нам об этом свидетельствуют:

-3

Гортина — один из древнейших городов прерасного острова Крит. Пишут, что её история измеряется тысячелетиями... примерно шестью, что ли?

Есть версия, что название города происходит от "karten" (корова, - в переводе с минойского языка). Некоторые лингвисты считают, что город был назван пеласгами (помните? - все народы, населявшие Грецию в те времена) ghordh- город. Вот так незатейливо...

это всё живое, настоящее и... трогать не возбраняется! - это не Парфенон, где всюду за этим следят:)
это всё живое, настоящее и... трогать не возбраняется! - это не Парфенон, где всюду за этим следят:)

В девятнадцатом веке тут был найден Великий Свод Законов Гортины. Это крупнейший письменный законодательный акт, найденный в Греции. И на территории Европы в целом.

У древних спартанцев существовала легенда, согласно которой Ликургу Спартанскому помогал в деле законодательства человек из Гортины, которого звали Фалет Критский (с острова Крит, то есть).

-5

На территории Гортины можно найти не только базилику Святого Тита (пятый век нашей эры), римские слои (они бросаются в глаза больше и настырнее других, конечно), развалины греческого храма Аполлона Пифийского и... сейчас все дружно удивились - руины египетских богов Исиды и Сераписа (поздний такой кудрявый бог загробной жизни)...

Знаю, что в трёх километрах к северо-западу от Гортины находится вход в гигантский Лабиринт, закрытый для туристов. Поэтому о нём я вам нынче ничего не расскажу.

на раскопках всегда беспорядок, если смотреть глазами обывателя (я - обыватель)
на раскопках всегда беспорядок, если смотреть глазами обывателя (я - обыватель)
смотрите, как корни старых олив обняли колонну...
смотрите, как корни старых олив обняли колонну...
сейчас я заметалась: какого ордена эта колонна? Коринфский! - вспомнила... уроки ИЗО недаром прошли - галочка поставлена:)
сейчас я заметалась: какого ордена эта колонна? Коринфский! - вспомнила... уроки ИЗО недаром прошли - галочка поставлена:)
мерим обувь древних греков! минойцев, если быть точной
мерим обувь древних греков! минойцев, если быть точной
мне идёт мраморная нога? - заметьте... никакой разницы между человеком ХХ века (я всё-таки оттуда ещё) и кем-то из до нашей эры...
мне идёт мраморная нога? - заметьте... никакой разницы между человеком ХХ века (я всё-таки оттуда ещё) и кем-то из до нашей эры...

Почему-то эта нога нас в тот приезд на Крит изумила больше всего... и меня, и родителей... за местных жителей не скажу - они невозмутимы:

кошки в Греции немного Древнеегипетские всегда
кошки в Греции немного Древнеегипетские всегда

Да... на чём мы остановились? - коты всегда сбивают с мыслей, ибо хочется либо покормить, либо хоть погладить...

Про лабиринт я писала... куда не пускают туристов. И мне нечего в кои-то веки рассказать...

Расскажу (вернее покажу) о вещах близких и понятных православным: зайдём в базилику...

А в двадцати двух километрах от Гортины был порт Лебен (сейчас он называется Лендас) - это побережье тёплого и ленивого Ливийского моря... странно всегда было осознавать, что где-то за горизонтом уже жаркая раскалённая Африка, буквально чувствовать её жаркое дыхание...

Ну, и Матала, в которой мы с вами уже побывали нынче - это примерно три десятка километра отсюда и... совсем другое там настроение, ибо это излюбленное место хиппи, но, впрочем, до нашего Коктебеля ему далеко (даже нудистского пляжа там нет:).

Ну и немного римского слоя... хочется процитировать Агату Кристи. Её второй муж был археолог, и я всегда с удовольствием читаю её романы о жизни на раскопках "Расскажи-ка мне, как ты живёшь", "Убийство в Мессапотамии", "Встреча в Багдаде" и т.д.):

финиковые пальмы
финиковые пальмы

"А если мы не найдем, что нам нужно, на Хабуре, то двинемся на Джаг-Джаг!

Впервые услышав от него это экзотическое название, я опросила:

– А что такое Джаг-Джаг? Неужели я никогда не слышала этого названия? Впрочем, многие не слышали, снисходительно добавляет Макс.

Я честно признаю свое невежество и добавляю, что и о существовании реки Хабур узнала только от него.

– А разве ты не знаешь, что Телль-Халаф стоит на реке Хабур? – изумленно спрашивает он.

Произнося «Телль-Халаф», Макс благоговейно понижает голос. Я качаю головой и сознаюсь, что если бы не вышла за него замуж, то не имела бы никакого представления о знаменитом Телль-Халафе! Должна сказать, что объяснять потом знакомым, где именно мы копали, бывает очень трудно.

– В Сирии! – обычно говорю я.

– О! – восклицает, как правило, собеседник, слегка ошарашенный моим ответом, и морщит лоб. – Да, конечно, в Сирии, но где это? – Это название сразу вызывает чисто библейские аллюзии. – Это ведь где-то в Палестине, верно?

– Это рядом с Палестиной, – говорю я ободряюще. – Немного дальше, вдоль побережья.

Моя подсказка ничего не дает, поскольку понятие «Палестина» у всех ассоциируется тоже скорее с Библией и с уроками в воскресной школе, нежели с конкретным географическим объектом.

– Нет, я все равно не представляю, где это. – И морщина на челе углубляется. – Где вы, в конце концов, копали – у какого города?

– Ни у какого. Возле границы с Турцией и Ираком.

На лице приятеля по-прежнему написано полное недоумение.

– Но ведь какой-то город есть там поблизости!

– Алеппо – в двухстах милях от нас!

Тут, как правило, твой собеседник вздыхает и сдается.

Но потом, вдруг встрепенувшись, спрашивает:

– А чем вы питались? Наверное, только финиками?

Когда я говорю, что у нас были с собой цыплята, яйца, рис, огурцы, апельсины, бананы, баранина, фасоль и баклажаны, он смотрит на меня с упреком и откровенным разочарованием:

– Ничего себе походная жизнь!"

(из романа "Расскажи-ка мне, как ты живёшь")

-14

"Телли, или, как называют их археологи, городища, в районе Меядина Максу не подходят.

– Римские! – бурчит он с омерзением.

Если честно, римляне всегда казались мне людьми интересными, но сейчас я в угоду Максу даже отшвыриваю в сторону презренный черепок:

– Римские!"

(из романа "Расскажи-ка мне, как ты живёшь")

Ну, я не жена археолога, ничего против римлян, собственно, не имею:

Хотя... иногда я использую этот мем, когда хочу поиронизировать над тем, что всё, что придумали греки, второй раз "открыли" римляне:

-16

Ну, а напоследок мы просто посмотрим ещё разок прямо под ноги:

Да, в избытке чувств я тут обняла и поцеловала какой-то стройный кипарис... сейчас сижу и вспоминаю - кого там злопамятные греческие боги превратили в кипарис?..

Пришлось проверять (убедиться!) - это Овидий писал в "Метаморфозах" про юношу, который просил богов превратить его в дерево, чтобы вечно тосковать о своём олене, которого он нечаянно убил на охоте...

Конечно, я не кипарис, но тоже тосковать умею... вечно не хочу точно. Хватит грусти и в жизни земной:

-18

На этом мы с вами прощаемся, и я процитирую Овидия, раз уж тут уместно упомянуть римских поэтов:

Иди, пере­дай местам счаст­ли­вым при­вет мой —
Ныне таким лишь путем их я достиг­нуть могу.
Еже­ли кто-нибудь там, в мно­го­лю­дье меня не забыв­ший,
Спро­сит, как я живу, чем зани­ма­юсь вда­ли,
Ты гово­ри, что я жив, но «жив и здо­ров» не ответ­ст­вуй.
Впро­чем, и то, что я жив, — богом нис­по­слан­ный дар...

Овидий, Скорбные элегии

Вдруг подумала, что одно из моих любимых стихотворений Дмитрия Воденникова - это тот же Овидий. Просто нашего века:

Если нет от тебя смс, значит, нет тебя больше в живых,
ну а если ты все-таки жив — значит, мы с тобой больше не вместе.
Начинается лето с грозы, обрывается зелень с крыш.
Я пишу тебе это письмо
в недоступном для сплетни месте,
два листка пополам сложив,
сильно сгорбившись, синий и влажный.
Есть три вывода: жив без меня, жив со мною и просто жив.
Я, естественно, выбрал «жив» — остальное уже не важно.