Найти в Дзене
Geek Galaxy

История комиксов в России

Оглавление

Комикс – это вид искусства, который объединяет текст и иллюстрации для создания увлекательных историй. Он может быть представлен в различных жанрах, включая супергероев, научную фантастику, детективы, графические новеллы, автобиографические рассказы и многое другое. Мы уже публиковали очень краткую историю комиксов: https://dzen.ru/a/ZEjxx6Q1XW-74vK6. Теперь настало время поговорить о комикс-индустрии в России.

Раздел комиксов и манги в "Читай Городе" в Екатеринбурге
Раздел комиксов и манги в "Читай Городе" в Екатеринбурге

История комиксов в СССР

Считается, что основы комиксов в СССР были заложены в период Гражданской войны. Революционные вожди понимали, что для безграмотного народа новые идеи лучше доносить через яркие картинки.

В 1919 году появилась серия агитационных плакатов «Окна РОСТА» – карикатуры, состоящие из нескольких графических изображений, где была показана разница между жизнью при царе и режимом при диктатуре пролетариата. К плакатам прилагались надписи, комментирующие действие на картинках. В основном они изображали были однотипные образы красноармейца, рабочего, крестьянина, буржуя и разгильдяя. Плакаты, которые отличались контрастом цветов и запоминающимися лозунгами, создавались В. Маяковским, Д. Моором, И. Малютиным, М. Черемных и другими...

-2

В 1924 г. начался выпуск известного журнала «Мурзилка», который на своих страницах, часто обращался к формату иллюстрированных рассказов: они именовались «изорассказами», «иллюстрированными рассказами» или «рассказами в картинках», хотя по своей сути являлись комиксами.

-3

Жанр комикса использовали и «взрослые» сатирические журналы («Крокодил», «Смехач», «Бегемот» и другие) – для агитации и борьбы с алкоголиками, тунеядцами или хулиганами.

-4

Другой детский журнал, выпускавшийся с 1928 г. – «ЕЖ» («Ежемесячный журнал», также содержал на своих страницах иллюстрированные образы тважного изобретателя и путешественника Макара Свирепого.
Истории о его приключениях печатались из номера в номер с иллюстрациями А. Успенского, Б. Антоновского, Б. Малаховского.

-5

С 1930 г. – появляется журнал «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал»), ориентированный на совсем маленьких читателей - и тоже широко использующий рассказы в картинках.

-6

*автор журналов – «ЕЖ» и «ЧИЖ», Николай Олейников, по ложному доносу был арестован в 1937 г. и расстрелян. оба журнала закрыли (в 1957 году Олейникова реабилитировали)

В 1937 г. знаменателен для советского комикса еще и тем, что Николай Радлов выпускает «Рассказы в картинках» первые в СССР рисованные истории в книжном формате. Книга пользовалась огромной популярностью, она была переведена на более чем 20 языков, включая хинди и урду.

-7

Как видно из краткого экскурса, в довоенное советское время «рисованные картинки, сопровождаемые текстом» (в настоящее время мы смело можем назвать этот жанр комикс-литературой), пользовались спросом у читателей (как, впрочем, и на Западе). Советская культура развивала индустрию, но в первую очередь была нацелена на детское восприятие.

В военное время фокус сместился жанра от детских картинок перешли к агитационным плакатам, направленным на взрослую аудиторию.

Уже 27 июня 1941 года на улицах Москвы были развешены военные плакаты, известные как «Окна ТАСС». Над созданием этих шедевров работали талантливые художники, среди которых были Н. Радлов, Г. Савицкий, П. Соколов-Скаля, Н. Денисовский, Б. Ефимов, Кукрыниксы и многие другие.

За время войны было создано около 1500 плакатов «Окна ТАСС». Кроме того, они выходили сериями в виде диафильмов, на каждой ленте которых было 40-50 плакатов. Эти диафильмы демонстрировались на лекциях, в клубах, отправлялись на фронт и даже передавались партизанам, которые вели борьбу в тылу у немцев. Кроме того, на страницах газет регулярно появлялись настоящие комиксы — серии рисунков, объединённых общим сюжетом. Как правило, это были истории о немцах, которые стремились поработить советских граждан, но были остановлены и получили достойный отпор.

-8

В послевоенные годы тематика советских комиксов в журналах также следовала веянью эпохи: главной мишенью стали высмеивания стали американцы и жители капиталистических стран.

Важный след в истории оставил журнал «Юный техник». Специфика издания определяла содержание комиксов: в них рассказывали и показывали, как изготовить своими руками поделки. Иллюстрированные рисунки «Юного техника» располагались в нижней части страницы под материалом статьи. Рисунки шли друг за другом, как кадры на пленке, и составляли единое произведение. .

В 1956 г. было принято решение о создании нового детского журнала. Издательству ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» поручили собрать команду художников и писателей, которые придумают русских персонажей, живущих в СССР. Так на свет появились Карандаш и Самоделкин.

-9

Журнал был назван «Веселые картинки» и стал первым официальным изданием советских комиксов. Кроме Карандаша и Самоделкина, героями были «Веселые человечки» – персонажи сказок разных стран. В комиксах подчеркивалась дружба, взаимопомощь, честность и доброта героев. Авторы рисованных рассказов – классики иллюстрации: В. Конашевич, А. Лаптев, В. Сутеев, В. Чижиков, Н. Радлов. Эти комиксы легли в основу мультфильмов «Приключения Карандаша и Самоделкина» от студии «Союзмультфильм».

Конкуренцию «Веселым картинкам» составила обновленная «Мурзилка» Герой журнала «Мурзилка» – Мурзилка, помогал детям в борьбе с хулиганами, бандитами и колдуньей Ябедой-Корябедой, попадал в различные переделки. В его приключениях ему помогали малыши, добрые звери и верный друг – птичка Чирик.

-10

Благодаря «Веселым картинкам» и журналу «Мурзилка» закрепился основной формат советского комикса, определяемый размером журналов: история на три полосы – по девять картинок на каждой, расположенные в три ряда.
Помимо художественной ценности, советские комиксы несли идеологическую и пропагандистскую нагрузку, демонстрируя идеалы дружбы, взаимовыручки, ударного труда и активного отдыха. Однако, благодаря невероятному таланту писателей и художников, а также их находчивости, герои, созданные в соответствии с идеологическими нормами, стали любимцами нескольких поколений читателей. И дали большой толчок для дальнейшего развития комикс индустрии.

После распада Советского Союза в 1991 году, комиксы в России обрели новое дыхание. Они стали более разнообразными и свободными, с появлением новых авторов и стилей. Это искусство быстро завоевало популярность и признание. Хотя российские комиксы все еще остаются относительно небольшой индустрией по сравнению с западными странами, они продолжают набирать обороты как внутри страны, так и за её пределами.

Комиксы в современности

Комиксы – отдельный вид искусства и радует, что это признают все больше людей. Самую большую концентрацию авторов и читателей комиксов по-прежнему можно найти в тематических пабликах и группах, а также на фестивалях.

По данным фонда культурных инициатив в 2010 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи появился первый комикс-центр. Приведем немного статистики с сайта центра:

https://izotext.rgub.ru/
https://izotext.rgub.ru/

Как видно из данных, интерес представляют не только сам формат, но различные мероприятия, которые с ним связанные: лекции, семинары, конференции, встречи, выставки, научные работы...

Индустрия комиксов переживает стремительное развитие, привлекая внимание читателей. Издательства приобретают лицензии и переводят зарубежные комиксы, включая японскую мангу, а также заинтересованы в создании своих, отечественных комиксах. Активно работают магазины комиксов и появляются новые.

Говоря о комикс-студиях в России, нельзя не упомянуть студию Bubble. Основанная в 2012 г., она выпускает комиксы с собственными персонажами, имеет множество фанатов и реализует несколько линеек, которые уже пережили перезапуск. Bubble также развивает киновселенную, основанную на комиксах.

-12

Крупные издательства также публикуют работы независимых художников, например, издательства «Миф» и «КомФедерация». Хотя у такого сотрудничества есть свои недостатки, оно открывает двери для проекта к большему количеству людей, что способствует более широкой поддержке и преданной аудитории. Каждый автор получает свой шанс найти себя в литературном творчестве.

Российские комиксы сильно различаются по стилю и сюжету. Некоторые авторы успешно осваивают жанр фэнтези, создавая свои уникальные миры и их особенности. Другие стремятся отразить нашу реальность, рассказывая истории, которые могли бы произойти в повседневной жизни. А третьи переосмысливают исторические личности и русские народные сказки.

Развиваются не только печатные комиксы, но и веб-комиксы. Некоторые художники, не сотрудничающие с издательствами, выкладывают свои комиксы на интернет-сайты, где авторов могут заметить крупные издательства и предложить сотрудничество. Например, комикс «Я – Авейра» начал публиковаться как веб-комикс, а затем продолжил выпускаться в издательстве.

В современных российских комиксах, как правило, главными героями являются обычные люди. Только недавно русское комиксное общество переосмысливает жанры героики и фэнтези, пытаясь создать своих супергероев или необычный сеттинг. Конечно же, эти жанры они смешиваются с русской культурой.

Согласно исследованию Т-журнала спрос на комиксы в последнее время стабильно растет на 6-11% в год. Пик популярности пришелся на весну 2020 года: после того как власти объявили локдаун, продажи комиксов увеличились на 16%. Интерес россиян к такой литературе во время самоизоляции отмечают и в «Ozon»: по данным площадки, заказы комиксов в апреле – мае выросли на треть по сравнению с февралем – мартом того же года.

Если говорить регионах то, согласно статистике сервиса объявлений «Юла», больше всего комиксов покупают в Москве и Санкт-Петербурге. Жители обеих столиц составляют 41% от общего количества заказов. Кроме того, комиксы пользуются спросом в Краснодарском крае, Свердловской и Новосибирской областях.

-13

После выхода фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» продажи отечественных комиксов увеличились в 12 раз. По данным «Объявлений Вконтакте», за полгода после премьеры количество поисковых запросов, связанных с комиксом «Майор Гром», выросло в 16 раз. Продажи комиксов на сайте издательства Bubble, которому принадлежат права на использование супергероя, увеличились в 13 раз. Этот же эффект произвел второй и третий фильм франшизы: «Гром: Трудное детство» и «Майор Гром: Игра».

На рост популярности российских комиксов на массовом рынке сказался также уход MARVEL и DC с отечественного рынка. Пропажа западных комиксов с полок книжных магазинов оставила пустоту, которую необходимо было заполнить. В первую очередь – появилось обилие переведенной манги, во вторую – активизировалась продажа русских комиксов. Отечественные комикс-авторы воспользовались шансом заполнить пустующую нишу и начали развивать комикс направление в нашей стране.

Вывод

Существуя во времена СССР комиксы сталкивались с рядом проблем: не хватало бумаги и было дорого печатать графические романы, затем наступили годы идеологического прессинга, когда считалось, что это искусство чуждо, и все попытки сделать советский комикс упирались в основном в детские комиксы: они печатались в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки». В перестройку началось зарождение комиксов как самостоятельного направления в искусстве, но с приходом 90-х это было разрушено.

Сейчас идет возвращение отношения к комиксу как к части литературы. Даже невооруженным взглядом можно заметить комиксы практически в каждом книжном магазине, а благодаря экранизации «Майора Грама» о комиксах начали говорить широкие массы. Растущее число магазинов комиксов и всё большее количество посетителей комикс-фестивалей говорит само за себя. Вывод неоспорим: в России начался подъём комикс-индустрии.

-14