Найти в Дзене

Особенный ребенок слушается только мужчин, и мама - не виновата

Оглавление

Хотя, в особенностях ли дело. Часто ведь можно замечать такое явление, с любым ребенком: при маме он чуть ли не на ушах ходит, а при папе - ведет себя тише воды ниже травы.

Папа - он же больше, сильнее, увереннее и жестче. Ну, по крайней мере, в большинстве семей так.

Конечно, я не отрицаю, что есть и немножко другие семьи.

Например, знаю одну такую… Семья одной хорошенькой девочки Даши, которая лежала несколько раз в дневном стационаре нашего спецучреждения для детей с особенностями развития (кстати, именно поэтому я и написала в названии "особенный ребенок": лишь потому что я чаще встречаюсь именно с такими ребятками, а не потому что у меня по ним "пунктик" и предвзятое к ним отношение).

Ну так вот, у этой Дашеньки - замечательная, порядочная семья. Только привычные "роли" родителей - немножко неожиданные.

Мама - строгая, жесткая, авторитарная. А еще достаточно громкая и резкая женщина со спортивной фигурой. Между прочим, следователь, в полиции работает. Даша при ней даже пикнуть боится, по струнке ходит и выполняет все требования даже еще до того, как мам их до конца озвучит. В общем, выдрессированная (ох, наверное, отчасти из-за этого качества все наши педагоги так любят Дашеньку).

А папа Даши - добрейший улыбчивый мужчина, мягкий и покладистый. Девочка при нем может и покапризничать, и чуть-чуть похулиганить. А папа - всё прощает, лишь раз в пятилетку типа замечание сделает:

- Ну, малыш, давай уже прекращай, некрасиво это.

Вроде как ругает, но сам в это время по головке гладит и снова улыбается.

Ну а педагоги, которые уже давно знают и саму Дашу, и обоих её родителей, всё удивляются…

Хотя, чему удивляться? Кажется, что уже во всем мире "грани и роли" смещаются со скоростью света… но это уже совсем другая история, в нее я ударяться не хочу, ибо написать хотела совсем о другом.

К тому же, в этом случае я склоняюсь больше к версии старшей воспитательницы из дневного стационара: "Навязанные роли жестких пап и мягких мам тут совсем не при чём. А то, что папы больше любят и балуют дочек, а мамы - сыночков, это больше похоже на правду, хоть и сама эта правда звучит наивно и по-детски…"

В общем, не смею даже судить о том, какими обязаны быть папа и мама отдельно взятого ребенка. Просто перескажу то, с чем сама сталкивалась на работе, в нашем же "творческом" кабинете, где мы с коллегами ежедневно проводим кружковые занятия.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик В.

Ребенок из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.

В принципе - "стандарт" для нашего заведения (тоже обидно, ведь даже лет 5 назад "стандартом" считались совсем другие ребятки).

Не разговаривает, не понимает обращенную речь, не выполняет простые просьбы и задания, почти не способный к самостоятельным бытовым действиям.

Занятия и процедуры - в штыки, а любая попытка "нежно и гуманно" контактировать с мальчиком В. - оборачивается агрессивной реакцией с киданием стульев и предметов вокруг и коктейлем из пинков, щипков, царапаний и укусов под громкий аккомпанемент дребезжащего "медного" крика на высоких нотах.

Вот правда, даже когда он кричит у соседки по кабинету на занятии, а я в это время занимаюсь с другим ребенком в противоположном углу кабинета - у меня складывается ощущение, что мальчик В. орет мне прямо в ухо! Да так, что голову как будто сверлят одновременно со всех сторон!

Да что там! Даже когда в другом кабинете мальчик В. "надрывается", все равно слышны на весь этаж и ор, и грохот.

При этом не важно, сидит ли мама в коридоре или находится в кабинете с ребенком. И эффект от ее присутствия на занятиях - минимальный. Хоть она и пытается его поймать, скрутить, что-то "внушить" (и криком, и спокойными уговорами, и угрозами наказать), хоть даже шлепнет его по рукам, по губам или по попе - результат "ноль целых ноль десятых".

А сама мама - лишь в тысячный раз извиняется и говорит:

- Ну не знаю я, что с ним делать. Он вообще только мужчин слушается. А женщин - совсем не боится и ни во что не ставит! Он даже чужого дядю больше послушается, чем родную мать. Потому что тот - мужчина. А маму и тётю - можно бить и кусать, конечно, конечно…

Бедная мамочка и не знает, куда себя деть: хватается за голову и чуть не плачет, а у самой - глаза красные-красные! Ну правильно, есть с чего! Ведь сынок прошлой ночью орал в отделении так, что народ из палат выбегал, возмущался и кричал:

- Да сделайте вы, наконец, что-нибудь со своим ребенком!

А что она сделает, если он "слушается только мужчин"?

Ну нееееет, нет, НЕТ здесь мужчин на этот раз, совсем-совсем! Ни одного папы в стационаре! И воспитатели - все женщины, и дежурная медсестра - женщина! А редкие сотрудники-мужчины (рабочие, компьютерщик, повар, массажист, врач-ортопед и еще "полтора землекопа") - они по ночам не работают!

Хотя… думаю и в дневное время этим сотрудникам-мужчинам делать нечего, только вне своих должностных обязанностей бегать на стационарный этаж и утихомиривать разбушевавшегося мальчика, который воспринимает только "дяденек" и плюет на тётенек.

А что папа?

Моя коллега из кружкового отдела (педагог по лепке) спрашивала маму, какие у мальчика отношения с отцом, насколько подход папы отличается от подхода мамы, применяются ли к ребенку какие-то наказания от мамы или от папы.

- Да наказываем мы его, да, - отвечает мама, - и муж с ним строг, и я тоже. Но при муже он - и замолкает сразу, и смотрит, и даже кивает. А я - ну вот так же всё делаю, и те же слова говорю, и так же зажимаю и давлю, и в угол ставлю. Но сын почему-то меня вообще не слышит: из угла выбегает, а когда я его заново пытаюсь поставить, он меня отталкивает, кусает и бьет. И что я ему сделаю?

- Ну а когда папа наказывает, он так же себя ведет? - спрашивает коллега

- А при папе он и в углу стоит, и не машет руками-ногами, если папа его в угол тащит. И даже молчит, если получает от папы… так я ж и говорю, он слушается только мужчин! - расстроенно отвечает мама.

И вот так, по одному и тому же сценарию, день за днем, проходят занятия и процедуры у мальчика В.: крики, скандалы, драки-собаки и мамины извинения в конце и попытки хоть чем-то оправдать ребенка… ну и еще её печальные высказывания типа "эх, как жаль, что вы - не мужчины, а тоже девушки".

Удивительное дело...

У дефектолога - мальчик В. кричал и дрался, у нас в творческом кабинете - тоже кричал и дрался, на уроке музыки - еще сильнее кричал и дрался… и даже в кабинете нового психолога (которая уже завоевала репутацию отличного "дрессировщика") - и то кричал и дрался!

А у логопеда Анны … ваааау, тишина в кабинете!

Точнее, немножко не так!

  • Сначала всё же слышались стуки-грюки и вой "трубы"… совсем недолго.
  • Потом - размеренный, но резкий голос логопеда.
  • А дальше - тишина…
Оу-оу, мы с соседями даже подумали, что ребенка увели с занятия! Или Анютке - хана... (тьфу-тьфу-тьфу, но нет, голос её - то и дело "мелькал"). Слишком уж непривычная тишина стоит в то время, когда по расписанию всегда обязано быть шумно!

А где-то через 20 минут к нам в кабинет, с ноги открыв дверь, влетела счастливая логопед Анна, и, щелкнув пальцами, издала победный клич рыком Джигурды:

- Ю-хууу! У меня это получилось! Да-да-даааа! Йййес-ес-ес! Он отсидел почти весь урок! Молча!

А когда наши аплодисменты закончились, логопед продолжила:

- Правда, мама парнишки - будто бы не удивилась даже. Знаете, что она сказала мне? Ага, сядьте чтобы не упасть! Она говорит, что он слушался меня, потому что я - "похожа на мужчину"! Я! Я - мужчина! Давайте заново знакомиться! Раньше я была Аней, теперь я - Ананий! Уауауааа!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Аня…

  • Смотрим на нашу Аню. Неее, ну мы привыкли, что Аня - такая же девушка, как и мы все. И она - тоже мама, а еще она умеет крестиком вышивать, тортики печь. А еще ей нравятся котики и мягкие игрушки.
  • Смотрим еще внимательнее… Ну, как-то да… короткая стрижка (современная, пацанская, с выбритыми височками), широкие тяжелые брюки-джинсы, рубашка, ремень… ну, в принципе - да, вполне так по-мужски! И обувь - тоже грубоватая!
  • Да и голос у Анюты - довольно низкий и чуть-чуть с хрипотцой (зато в сочетании с четкой-четкой артикуляцией звучит очень приятно).
  • А теперь смотрим еще более внимательно! О, да Аня наша, оказывается, такая высокая, плечистая! Как мы раньше этого не замечали?

Выходит, мама мальчика В. отчасти права? Ведь логично, что мальчик принял её за мужчину и стал вести себя на уроке так, как при мужчине? Мальчик-то все-таки психически не совсем здоров и вполне может воспринимать окружающий мир с некоторыми "искажениями"?

Уууу, так это же тогда здорово!

Получается, что сотрудницам можно больше не плакать по поводу отсутствия крепких мужчин-санитаров в штате, а просто позвать логопеда-девочку, которая похожа на мальчика? Или всем педагогам постричься под мальчиков и надеть мужские костюмы? Аааа, можно еще усы наклеить, для пущей убедительности!

Эх, жаль, что у меня рост совсем не мужской, а то бы попробовала!

А если серьезно… не понимаю я, вот хоть рвите меня, а не понимаю, зачем вообще такому ребенку как мальчик В. устраивать подобные "спектакли с бубнами и без", когда ему сейчас необходимы совершенно другие вещи… И уж точно не музыка с лепкой.

Но об этом - ни-ни! Лучше как-нибудь потом.

А пока пожелаю дорогим читателям спокойствия и равновесия.

Буду рада поддержке верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками