Найти тему

Иркутск - Улан-Батор: фотоотчет о поездке. Часть 1

Оглавление

В мае этого года съездили с семьей в ближайшую к нам соседнюю столицу другого государства - город Улан-Батор. Посетить столицу Монголии и провести там каникулы семьей было давним желанием. Осуществить его удалось на майских праздниках в 2024 году.

Расстояние по прямой между городами небольшое, около 500 км. Лететь на самолете всего каких-то полтора-два часа. Поэтому ближайший для нашего родного Иркутска город-миллионник - это не Красноярск, как может показаться на первый взгляд. До Красноярска по прямой почти 850 километров. Такие вот в Сибири расстояния... Ну а ближайший к нам региональный центр - это Улан-Удэ. Всего 200 километров - рукой подать. Но это по прямой на карте. В жизни все немного сложнее.

О маршруте

Для поездки в Улан-Батор мы выбрали сухопутный способ перемещения. Из-за этого расстояние резко увеличивается, причем сразу в два раза, и преодолеть придется уже больше тысячи километров. Причина такого положения дел проста: два города разделяют непроходимые и/или слабозаселенные территории.

Маршрут Иркутск - Улан-Батор на Яндекс-карте
Маршрут Иркутск - Улан-Батор на Яндекс-карте

На юге Сибири вся жизнь сосредоточена вдоль Транссиба, огибающего в этом месте озеро Байкал, проходящего вдоль долины реки Селенги и по северным склонам хребта Хамар-Дабан. От Иркутска до самого Улан-Удэ, столицы Республики Бурятия, из-за сложного рельефа Транссибирская магистраль несколько раз меняет свое направление: от юго-западного, до юго-восточного и северо-восточного.

Проехать напрямую из Иркутска до Улан-Батора, от Олхинского плато и южной оконечности Байкала, через хребет Хамар-Дабан, и попасть в монгольские степи не получится. Прямых дорог через горы нет (да и вряд ли появятся в обозримом будущем). Поэтому сначала нужно по Транссибу доехать до Улан-Удэ.

Кстати, поезд 305/306 соединяет одним маршрутом три крупных города и позволяет добраться с комфортом из Иркутска или Улан-Удэ до столицы Монголии.
На фотографии выше на табличке поезда номер 305/306 слово "Эрхуу" - это, как вы догадались, название нашего города Иркутска на монгольском языке. Казаки под руководством Якова Похабова, поставившие в 1661 году острог на берегу реки, как водится на Руси, назвали острог её именем. А имя реке дали местные жители, говорившие на одном из диалектов монгольского языка. Но слово Эрхуу, по-видимому, русскому уху показалось странным и поэтому река стала называться Иркут. Острог стал Иркутским, а город, соответственно, Иркутск.
Улаанбаатар - так звучит Улан-Батор на монгольском языке. Имя города переводится как «Красный богатырь». Лично мне все время казалось странным, что монголы называют свой город Улаанбаатар и не парятся по поводу сложносоставных названий и дефисов. А мы по-русски пишем Улан-Батор. Типа чтобы звучало похоже с Улан-Удэ?
Кстати в России, по-русски, а точнее по-бурятски, "улан" - это тоже «красный», а "батор" - это тоже «богатырь». А еще есть имя Батор. (Как там в Улан-Удэ говорят: от Шишковки до Элеватора нету круче пацана Батора!)
И раз уж мы упомянули город Улан-Удэ, то стоит сказать, что название столицы Бурятии переводится с бурятского как «Красная Уда». До 1934 года город назывался Верхнеудинск, он был основан в 1666 году, то есть спустя 5 лет после Иркутска, русскими казаками на высоком берегу реки Уда в том месте, где она впадает в Селенгу. А потом пришла революция, и красные, пролили много крови во время массовых расстрелов последователей Колчака и прочей контры. Да так много, что по легендам вода в реке Уда была красного цвета… Но назвали город, конечного же, в честь революционного трудового красного знамени, а не для того, чтобы увековечить память о кровавых событиях, и не потому, что река побагровела. Хотя…

После Улан-Удэ маршрут параллельно руслу Селенги сворачивает на юг в сторону российско-монгольской границы, на которой расположены два перехода: железнодорожный через Наушки и автомобильный через Кяхту. По монгольской территории дорога идет практически строго с севера на юг до самой столицы.

О транспорте

В качестве способа перемещения мы выбрали поезд. Для семьи с детьми с учетом расписания рейсов и поездов, а также состояния дорожной инфраструктуры и особенностей пребывания в пункте назначения этот способ наиболее оптимальный.

Электровоз ЭП1П-060 с поездом №306 Иркутск-Улан-Батор. Май 2024
Электровоз ЭП1П-060 с поездом №306 Иркутск-Улан-Батор. Май 2024

Из Иркутска в Улан-Батор и обратно курсирует поезд номер 306/305. Из Иркутска он отправляется два-три раза в неделю (в зависимости от сезона) в 8:05 утра. В Улан-Батор прибывает в 6:38 утра следующего дня. То есть дорога занимает почти сутки, из которых часть времени приходится стоять на пограничном переходе.

Перевозку пассажиров по данному маршруту осуществляют поезда российского, монгольского формирования или смешанные. Наш поезд, принадлежащий монгольским железным дорогам, состоял из шести вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. Все вагоны - с монгольской припиской.

О поездке

Выезд из Иркутска ранним утром имеет ряд преимуществ: можно в светлое время суток насладиться видами из окна, увидеть прелести Олхинского плато, полюбоваться байкальскими тоннелями и пейзажами величественного озера. Правда в начале мая здесь все еще ранняя весна, озеро полностью покрыто льдом, а температура за бортом на несколько градусов ниже чем в столице Приангарья. Поэтому картинка весьма серая и однообразная. Зато отсутствие зелени на деревьях позволяет получше рассмотреть ландшафт.

Длинных остановок на своем пути по территории России поезд совершает немного: пара минут в Слюдянке, длинная остановка со сменой локомотива в Улан-Удэ и затем пара часов в Наушках.

В Улан-Удэ можно выйти и спокойно прогуляться по привокзальной территории - время позволяет. Здесь уже чувствуется дыхание весны, температура в этот день была около 24 градусов.

Станция Улан-Удэ - крупный транспортный узел на Транссибе. Здесь начинается российский Дальний Восток, здесь соединяются маршруты с запада, востока и юга (из Монголии и Китая). При этом южная ветка на Наушки и далее в Монголию и Китай не слишком нагружена, не электрифицирована, однопутная, и поезда по ней движутся, прямо скажем, не быстро.

Для поезда 305/306 это означает довольно длительную стоянку с заменой электровозной тяги на тепловозную. В Улан-Удэ происходит первая смена локомотива. Вторая, связанная с пересечением границы, произойдет уже на территории сопредельного государства.

Погуляв по Улан-Удэ около получаса мы поехали дальше, на юг в сторону границы.

Продолжение истории этого путешествия читайте в следующей публикации на канале "Железнодорожный моделизм" Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую часть, и, если вам понравился рассказ - не забудьте поставить лайк и поделиться ссылкой. Мы публикуем для вас все самое увлекательное в мире отечественного ЖД моделизма!