Найти тему

К. Вагинов – Гарпагониада, роман и спектакль Активного театра, реж. Вениамин Скальник

 

Этот спектакль я посмотрела еще в конце мая, однако очень хочется рассказать о нем, тем более, что уже есть даты новых показов.

«Активный театр» сам по себе бездомный, как я поняла, показывают свои постановки на разных сценах. «Гарпагониада» идет на сцене театр-студии Всеволода Шиловского. Это очень атмосферное место в одном из любимейших мною районов Москвы – на Петровке. Очень уютное и, что важно, хорошо вентилируемое подвальное помещение театра-студии, любопытная оригинальная публика, где каждый выглядит так, словно пришел с паролем, ощущение, что «чужие здесь не ходят». Даже дорога от метро к театру подарила мне ощущение какого-то приключения, которое было изначально заложено в самом факте того, почему я иду на эту постановку.

 

Совершенно случайно увидела анонс, в котором мне хватило двух фактов: восстановленный спектакль Мастерской Фоменко ( и режиссер Скальник - ученик Петра Наумовича) и то, что литературной основой является роман Константина Вагинова – писателя и поэта. ОБЕРИУта и друга Хармса.

Заверните, пожалуйста. Я беру.  А что такое «Активный театр» разберусь на месте.

 

И с первых же минут действа я поняла, что завидую сама себе: текст, странный юмор в нем заложенный, персонажи, появляющиеся на сцене - действительно ОНО, то, что мне нужно. Я никогда не читала Вагинова до этого момента, спасибо всем этим совпадениям, что мы познакомились. 

Спустя какое-то время после спектакля я прочитала «Гарпагониаду». И постановка, и книга – смех сквозь слезы и слезы сквозь смех. Спектакль живой, динамичный, но чуть абстрактный: по сути ты угадываешь, кто перед тобой появился, кто к нему присоединился, в принципе даже имена героев озвучиваются не всегда. В книге же у каждого есть текстовый портрет, четкое описание условий жизни персонажа, его родственные и прочие связи, немного прошлого и то, что я очень ценю, когда описывают – источник доходов. На что люди живут – реальные ли, придуманные ли, очень многое проясняет. Так что читать «Гарпагониаду» после просмотра спектакля не просто можно, но и нужно, чтобы пересмыслить увиденное.

 

А что же, собственно, за Гарпагониада такая?

 

Название роману Вагинова дал персонаж комедии Мольера - скупец Гарпагон. Большинство героев романа и спектакля заняты каким-то собирательством.

 

И первый чудак, которого мы видим на сцене - это Жулонбин ( Денис Яковлев). Жулонбин - хищный коллекционер буквально всей ерунды, которая есть на свете. От визиток до ногтей, от коробочек до огрызков карандашей. Он каталогизирует, бесконечно исследует свою коллекцию, заполняет ею все пространства жилища и не дает нормальной жизни близким. Жена Жулонбина ( Анастасия Немоляева) и дочь ( Таисия Дунаева) запирают свою комнату на ключ, чтобы не остаться совершенно без вещей, ибо предметы быта семьи Жулонбин способен беспощадно обменять на приглянувшиеся ему пустяки.

 

Локонов (Валентин Самохин) – фаталист-бездельник 30+, живущий достаточно скудно – и то засчет матери, но и он нашел что коллекционировать – сны. Фантазируя и поглощая чужие фантазии, он рисует себе идеальную жизнь, боясь сделать хоть какой-то практический шаг в жизни обычной, все у него от него не зависит, он - безнадежная жертва политического и социального детерминизма. Локонов влюблен в юную Юлию ( Таисия Дунаева), возможно у него даже были бы шансы, если б не феноменальная тухлость мышления. 

 

Анфертьев ( Николай Ковбас) – персонаж, необходимый двум предыдущим, а также иным чудикам, которые собирают что угодно - от ругательств до пуговиц. Он - спекулянт и создатель виртуальных магазинов. Находит все для всех. И сны, и песни, и предметы. Только беда – пропивает все до копейки, ночует чаще всего на улице или в притонах.

 

Пожалуй, это ключевые персонажи, в их взаимодействии, смешных и трагических моментах их судеб проходит основная часть спектакля и романа. Существует еще масса второстепенных героев, актеры «Активного театра» играют по несколько ролей. Шикарно играют все! 

 

Интересно, что уже потом, когда я изучала что такое есть «Активный театр», то в основном афиша заманивает на Анастасию Немоляеву, самую известную широкой публике актрису. А я ее сначала не узнала. Просто обратила внимание какая красивая, эффектная женщина. Остальных актеров я никогда не видела раньше, но буквально каждый из них прекрасен.

 

 В целом удивительно, как это произведение о пост-революционной эпохе перекликается с нынешним днем. Странное коллекционирование - как попытка обрести опоры: одного уже нет, другого еще нет. Так пусть же в ящичке будут и надушенные визитки с последних балов, и приглашения на партсобрания.  Столько на свете форм эскапизма - выбирай любые!

 

Конечно, в текущей ситуации нет такой нищеты 30-х годов прошлого века, но как живо встала перед глазами история с паникой по поводу уходящего с рынка ВСЕГО. И жесты отчаяния людей, которые хотели запастись «родными» вещами от брэндов в моменте – современная гарпагониада. В то время запастить, к примеру, самолетами или программным обеспечением невозможно, и жизнь неумолимо от этого меняется.

 

 У спектакля был интересный антракт. Актеры в образах вышлив пространство буфета и пели жестокие романсы, кружили зрителей в залихватских танцах. После прочтения книги стало ясно, что это не просто так, не рифма к эпохе - в романе это происходит в  галерее городского сада, где беседуют второстепенные персонажи, рассказывая весьма мрачные истории и наблюдают выступления всяких бедолаг.

 

Еще в книге явственно чувствуется дух города, Петербурга-Ленинграда, в то время как сценическое действо ограничено пространством чьих-то комнат. Но театр дал «Гарпагониаде» больше энергии и драйва, в то время как роман в последней трети становится совсем психологическим, некоторые фрагменты тяжело читать. Сатира вдруг превращается в док.

 

Я бы не сказала, что постановка больше развлекает, чем книга, нет. Просто она остается в рамках очень черного, но все же юмора, дарит какую-то надежду. 

 

Непрошенный лайфхак: если хотите максимально приблизиться к интерактиву – берите билет в 3 ряд. Именно там то и дело пробегают, проходят и даже падают в обмороки персонажи.

 

 Спектакль идеально вписался в линию «хармсовских», которые я отыскиваю в московской театральной афише. Но Вагинов все же другой, у него абсурд в деталях, а в целом в чем-то он близок к Зощенко и, возможно, Булгакову. 

Добавляю в хвост своего бесконечного списка к прочтению что-то еще этого автора, ибо мое.

 

И однозначно добавлю «Активный театр» в список проектов, за которыми нужно следить. 

-3