Найти тему
Янтарный отблеск

Какие впечатления у меня вызвала выставка Эльзы Силе, рисующая мир после глобальной катастрофы

Современное искусство – вещь непредсказуемая! В субботу я думала, что не встану. Открыла один глаз, второй – не смогла (шутка), но всё равно заставила себя подняться, чтобы понять, а могу ли я стоять на ногах после 19-километрового культурного забега в «Белую ночь», случившегося накануне?

И так как результат в целом был удовлетворительным – натёртые мозоли наполовину стянулись, а левая икроножная мышца, выбивавшая ночью чечётку боли, почти не давала себя знать – я, сменив вчерашние босоножки на сегодняшние хоббитсы, буквально выпихнула себя в сторону Старого города, чтобы продолжать закрывать прошлогодний гештальт (тогда я очень хотела попасть в один из местных храмов, но не смогла его найти) – посетив ещё одну евангелическо-лютеранскую церковь – на этот раз Мартина Лютера, в которой можно было полюбоваться на аудиовизуальную инсталляцию «Северное сияние».

Рига, 7 сентября 2024. Желающие попасть на рейв-трамвай!
Рига, 7 сентября 2024. Желающие попасть на рейв-трамвай!

В расположенный на другом берегу Даугавы храм я решила пойти через Старый город, отметив для себя две локации, которые могли бы быть мне интересны: «Искусство на колёсах» на Ратушной площади и выставку Эльзы Силе (Elza Sīle), которая, скажу прямо, привлекала меня двумя вещами: тем, что она была по пути (на улице, предшествующей Ратушной площади), и носила странное название – «Zaķīšu pirtiņa» («Заячья/Кроличья банька», «Заячья сауна», «Купание кролика» - как мне это только не переводили разнообразные переводчики, включая мой собственный мозг).

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

При этом вот прямо очень сильно я на неё идти не хотела. Просто отметила для себя как запасной вариант, если вдруг мне не понравится «Искусство на колёсах» или останется время, чтобы ещё куда-нибудь заглянуть. И поначалу я реально прошла мимо. Так как было лениво искать, где находится «Rīgas Mākslas telpā» («Рижское художественное пространство/комната»). Но когда я увидела, что на Ратушной площади стоят уже знакомые мне «машинки с игрушками для детей» с Праздника левого берега Риги (он проходил в августе в рамках Дня города), то поняла, что нужно искать «Bailes un trīsas» («Страх и трепет» - второе, перечёркнутое, название выставки), чтобы хоть что-то посмотреть перед выходом на Каменный мост!

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Впрочем, у страха – глаза велики: за пару минут я нашла требуемый объект, и ещё минута у меня ушла на размышление, насколько сильно я хочу идти в стильное, сияющее, современное полуподвальное помещение, охраняемое сразу несколькими солидными мужчинами в костюмах? Сразу стало как-то грустно и знакомо. В прошлом году я пошла на «Белую ночь» в классическом платье и, попав на выставку странных картин, среди которых тусовался весьма оригинально одетый художник, моментально почувствовала себя неловко – было вот прямо очевидно (и мне, и всем), что не подхожу я ни этому месту, ни современной культуре.

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Правда, на этот раз ощущение чуждости длилось совсем недолго и, когда я, пересилив себя, прошла ресепшн, где меня радушно поприветствовали сразу на всех языках, вручив информацию и о выставке, и о всей «Белой ночи» в целом, и оказалась в заполненном странными арт-объектами зале, случилось чудо – я слилась с тем, что видела, поскольку всё вокруг было ровно таким же странным, как и я сама. Футболка с Мышаней и кроксы с джибитсами сделали своё дело! Я поняла, что ещё один гештальт – нежданно-негаданно для меня закрыт. И даже вспомнила, как один раз случайно в Юрмале попала на конец открытия художественной выставки, где арт-объекты были – вынос мозга в квадрате, а создавшая их девушка – сама элегантность - в платьице а ля 50-ые и классических туфельках на каблучке. То есть, получается, можно быть и обычной, но создавать совершенно нетривиальные вещи, а можно и ничего не делать, а просто быть – собой, являясь воплощением современной культуры – как есть – исключительно одним фактом своего существования… Хи!

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Вернёмся к «Страху и трепету», который должен обуревать каждого из нас, выжившего после глобальной катастрофы. Именно такую задачу для воображения посетителей ставит Эльза Силе на входе, хотя я, как обычно, изучаю всю информацию уже дома, а на самой выставке бесцельно брожу между объектами, пытаясь (для разнообразия) понять, из каких же материалов всё это сделано, можно ли найти среди арт-объектов хоть что-то фотогеничное/интересное/красивое и насколько выше 0 шанс организовать собственную выставку, если взять полиэтиленовый пакет, прорезать в нём несколько дырок, наклеить полоски из фольги, капнуть пару капель краски, прилепить в хаотичном порядке… да хоть бы лейкопластырь и нанести в самых непредсказуемых местах лак для ногтей с блёстками?

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Именно так я поначалу и воспринимаю всё, что вижу, - критически-игриво-непринимающе, но со временем и это ощущение улетучивается, поскольку я начинаю видеть в погребённых под белой краской, выплюнутой лопнувшим химическим заводом, предметах знакомые очертания гладильных досок, сорванных… ядерным ветром дверей, присыпанной пеплом баскетбольной площадки, едва различимого распятия, устанавливаемых на востоке Латвии «зубов дракона», затвердевшего под воздействия огня и времени нанизанного на палочки зефира, импровизированных рождественских ёлочек, собранных из разбросанных по городам палок и украшенных случайно оставшимися в живых новогодними шарами и женскими украшениями, рухнувших с неба звёзд, чьи раны надёжно перемотаны бинтом из аптечки…

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Да, это вам не рухнувший самолёт в исполнении Артурса Виртманиса, чья не менее впечатляющая выставка «Психопомп: гид по запредельному для начинающих» проходила в начале года в Латвийском Национальном художественном музее. Там автор напрямую пытался показать прекрасное в страшном. Здесь же мы видим сущую идиллию света, за которой стоит всепоглощающий ужас, поскольку действительность настолько далека от привычных констант, что хочется выть в голос, пытаясь найти хоть что-то знакомое. Скажем так, у Эльзы Силе здесь не столько трансформация осмысления мира после глобальной катастрофы, сколько следующая ступень восприятия – когда всё уже оплакано и забыто и надо как-то жить дальше.

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Впечатляюще! Не думала, что это напишу, но мне понравилось. Словно в будущем побывала и вернулась назад с новым осознанием того, насколько хрупок наш мир и бесценна жизнь в нём, даже если это - всего лишь трепетание одного, но зелёного листка!

Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024
Рига, 7 сентября 2024

Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.