Найти тему

Необычный календарь: история российской реформы

Оглавление

Мы все знаем, что у нас неделя начинается с понедельника, который считается трудным днем. Кто из нас хотя бы раз не говорил себе: «С понедельника начну всё с чистого листа!»? Тем не менее, у наших предков понедельник не был связан с новыми начинаниями. На Руси первым днем недели считалось воскресенье.

Шесть плюс один

Существует как минимум два объяснения, почему в неделе семь дней. По мнению ряда ученых, количество дней соответствует числу небесных «светил», известных в древности: воскресенье — это Солнце, понедельник — Луна, вторник — Марс, среда — Меркурий, четверг — Юпитер, пятница — Венера, и суббота — Сатурн. В то же время, некоторые религиозные учения связывают это с библейским циклом сотворения: шесть дней Бог работал над созданием мира, а седьмой предназначил для отдыха.

С давних времен воскресенье считалось особенным днём, когда люди приостанавливали все свои дела. В европейских культурах этот день ассоциировался с солнечной энергией, тогда как понедельник, под влиянием Луны, воспринимался как день печали. С приходом христианства воскресенье не утратило своего статуса, но обрело новый смысл и значение. Известный богослов Александр Петровский писал...

Спаситель воскрес и предстал перед своими учениками в первый день, за что он и получил свое название. С тех пор он становится для апостолов днем особенной радости, и тогда же, можно думать, полагается на­чало его празднованию, выделению из ряда других

Император Рима Константин I, приняв христианскую веру, в 321 году провозгласил воскресенье как день покоя.

Словообразование

Воскресенье именовалось «неделя» от фразы «не делать», что подразумевало отдых в этот день. Понедельник, в свою очередь, получил название как день, который следует за «неделей», то есть по сути он является «первым днем после недели».

Примечательно, что в таких странах, как Северная и Южная Америка, Япония и нескольких других, воскресенье до сих пор рассматривается в качестве первого дня недели.

Безрадостное воскресенье

В первые годы после Октябрьской революции большевики не уделяли внимания календарю, и поэтому воскресенье сохраняло статус первого дня недели вплоть до 1929 года. С переходом молодой Советской страны к индустриализации и внедрением непрерывного производства начали вести учет времени по новым правилам. На протяжении двух лет народ жил по календарю, основанному на пятидневной неделе, который включал 72 недели вместо привычных 52. В 1931 году был установлен шестидневный рабочий цикл. В архивных источниках сохранились календари того времени.

Месяцы формировались из шести дней, каждый из которых отмечался римской цифрой. Выходные дни определялись по фиксированным числам: 6, 12, 18, 24 и 30. Это изменение можно объяснить необходимостью стимуляции быстрого развития промышленности, чтобы не отстать в конкурентной борьбе с империалистическим Западом. С точки зрения руководства, такой режим работы способствовал достижению поставленных целей.

Табель календарь-непрерывка 1930 года.
Табель календарь-непрерывка 1930 года.

Некоторые современные историки полагают, что причиной происходящего являются антирелигиозные настроения. Советская власть, убрав воскресенье из числа выходных дней, приравняла его к остальным дням недели. Рабочие воскресенья ограничили возможность верующих присутствовать на богослужениях: «Религия — это опиум для народа!» Это означает, что никаких «особых радостей» не предлагалось.

Новый отсчет

Переход к традиционному календарю состоялся лишь в 1940 году. Власти считали, что начинать неделю с выходного дня не соответствует пролетарским идеалам, поэтому трудовому понедельнику было отведено центральное место. В Указе Президиума Верховного Совета о введении семидневной недели и восьмичасового рабочего дня говорилось:

Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных пред­приятиях и учреждениях работу с ше­стидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскре­сенье — днем отдыха

В документе, подписанном Всесоюзным старостой М. И. Калининым, советским гражданам было запрещено самостоятельно покидать свои рабочие места. Разумеется, подобные значимые для страны изменения были согласованы со Сталиным.

Тем не менее, несмотря на то что после выхода указа большинство типографий начали изготавливать новые календари и табель-календари, некоторые продолжали обозначать воскресенье как первый день недели. Эти календари также пользовались спросом: некоторые люди не желали отказываться от привычного уклада, а для учреждений культуры воскресенье часто являлось рабочим и основным днем, из-за чего они начинали отсчет недели с этого дня.

Эти факты подтверждает сохранившийся табель-календарь Московского зоопарка за 1945 год. Последний «неправильный» календарь был напечатан на фабрике «Светоч» в Ленинграде в 1949 году.

Однако это относится только к официальной типографской продукции, а в ручных календарях воскресенье традиционно могло отмечаться как первый день недели. Примером служит нарисованный от руки календарь на 1950 год, найденный в одном из учреждений ГУЛАГа в Новосибирской области, что свидетельствует о запоздалом появлении новых тенденций.

Разночтения в системах календарей окончательно исчезли в эпоху Хрущева. В 1952 году были установлены технические стандарты 59-51, которые определили порядок выпуска всей полиграфической продукции. Если ранее издательства имели свободу действий, то с 1953 года новый порядок отсчета дней недели стал обязательным для всех. Вероятно, поэтому считается, что именно Хрущев инициировал перенос начала недели на понедельник.

После дождичка в четверг

Существует известная поговорка: «После дождичка в четверг», которая означает нечто маловероятное. Почему именно четверг, а не какой-то иной день? В языческие времена наши предки почитали Перуна, бога грома и молний. Четверг (четверток) был посвящен именно этому божеству. Когда наступали засухи, славяне обращались к Перуну с просьбами о дожде, хотя их молитвы не всегда были удовлетворены. С приходом христианства культ Перуна исчез, однако поговорка сохранилась.

Интересен и другой фразеологизм: «Семь пятниц на неделе». Обычно так говорят о людях, часто меняющих свои решения. Но в чем связь с пятницей? На Руси пятницу называли «Параскева Пятница» или просто «пяток». Этот день посвящался святой Параскеве, защитнице домашнего благополучия, покровительнице полей и хозяйства. Пятница традиционно была рынком.

В этот день покупатели часто получали товары, обещая рассчитаться на следующем рынке, или, наоборот, отдавали деньги в ожидании товара. Часто случалось, что сделки не завершались, и за таких людей говорили: «У него семь пятниц на неделе».

В. Маковский. Толкучий рынок в Москве. 1879–1880 годы.
В. Маковский. Толкучий рынок в Москве. 1879–1880 годы.

Старый и новый стиль календаря

Россия использовала юлианский календарь до 1918 года, когда был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР. С введением григорианского календаря юлианский стал именоваться «старым стилем», а григорианский — «новым». В год принятия декрета россияне пропустили две недели: после 31 января сразу начиналось 14 февраля, в результате чего 1918 год содержал только 352 дня. Долгое время в официальных документах указывали дату по новому стилю, добавляя в скобках соответствующую дату старого.

Сомнительная идея

На фоне множества реформ в СССР Союз воинствующих безбожников предложил изменить традиционные названия месяцев на новые. Январь стал месяцем Ленина, февраль — Маркса, март — Революции, апрель — Свердлова, май — Май, июнь — Советской Конституции, июль — Жатвы, август — Мира, сентябрь — Коминтерна, октябрь — Энгельса, ноябрь — Великой Революции, декабрь — Сталина. К счастью, эта инициатива не получила поддержки.