Найти в Дзене
ДАО ИСКУССТВА

«Золотая Адель». Как любовный треугольник стал частью истории искусства

В день, «когда горят костры рябин» и из каждого утюга выглядывает Шуфутинский, информируя о приходе 3 сентября, а мы расскажем историю картины, репродукцию которой печатают везде: на тарелках, кружках, футболках, вазах, подушках, чехлах для телефона, чайниках… Ну вы поняли — везде.

«Золотая Адель», так прозвали самую известную и значительную работу австрийского художника Густава Климта. На картине изображена жена сахарного магната Фердинанда Блох-Бауэра и, так уж совпало, по совместительству любовница самого Климта.

В 1903 вся Вена обсуждает бурный роман Густава и Адель. Доходят сплетни о шурах-мурах и до её мужа. Тот задумывает изощрённую месть.

Фердинанд заказывает Климту портрет супруги, но придирается к каждой мелочи, заставляя делать сотни эскизов. Блох-Бауэр рассчитывает, что работа продлится несколько лет и художник возненавидит и картину, и натурщицу, а обманщица Адель всё это время будет наблюдать, как чувства воздыхателя угасают.

Всё идёт по плану «рогоносца». Работа длится 4 года, роман давно истлел, бывшие любовники едва выносят друг друга, но картина более, чем щедро оплачена и должна быть завершена.

Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнает, что муж не просто так заказал её портрет Климту, да ещё и повесил на самом почётном месте в доме, поиздеваться хотел.

В 1938 в Австрии начинаются еврейские погромы, «Золотая Адель» конфискована нацистами и передана Австрийской галерее. Фердинанд Блох-Бауэр, бросив оставшееся имущество, бежит в Швейцарию. И Климт, и Адель к тому времени уже давно мертвы.

После войны «Золотая Адель» попадает в венский музей Бельведер, но тут неожиданно всплывает завещание почившего недавно Фердинанда. Всё имущество он оставил племяннице — Марии Альтман. Но вот незадача, она переехала в США и стала американской гражданкой.

Австрийцы не хотят отдавать за океан своё национальное достояние, судебные разбирательства длятся 7 лет, но Мария всё же вступает в наследство. Альтман готова «оказать любезность» и оставить унаследованное от дядюшки в Вене, в обмен на рыночную стоимость — $300 000 000. Сумма оказывается непосильной для австрийцев и картины уплывают из их рук. Спасибо, что не на «Титанике»

В США Мария всё же продаёт наследство, правда значительно дешевле, за $135 000 000. Картины покупает семья еврейского бизнесмена Рональда Лаудера, владеющая «Новой Галереей» в Нью-Йорке. С тех пор «Золотая Адель» находится в постоянной экспозиции музея. Увидеть её могут все желающие.

Ну а в Австрии можно купить абсолютно любую бытовую безделушку с портретом неверной жены, кисти её любовника. Правда, любую — хоть ночной горшок, хоть футбольный мяч, хоть носки, хоть попону для собак… Вот Фердинанд Блох-Бауэр ухахатывается.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт, 1907
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт, 1907

Больше интересных историй в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь