Предыдущий фильм марафона:
И ещё раз: о советских фильмах ужасов, которых до Перестройки как бы не существовало, а те немногочисленные кинокартины, которые всё-таки можно условно причислить к хоррорам, формально были представителями совсем других жанров. "Вий" - экранизация русской классики, "День гнева" - научная фантастика, "Злой дух Ямбуя" - приключения. "Дикая охота короля Стаха" в этом ряду стоит особняком.
Да, это как бы тоже экранизация, но сюжет первоисточника значительно изменён, да и упор сделан на создание особой мрачно-таинственной атмосферы, знакомой нам по итальянским готическим фильмам 70-х. Серьёзно: не знал бы, что это советский фильм, решил бы, что он снят в стране Большого Сапога. Все атрибуты на месте: помпезные старинные замки, разнаряженные в пух и прах аристократы, даже раздетые женщины - на последнее макаронники особенно падки. В "Дикой охоте" можно заметить двух девушек "без верха", что не мотивировано сюжетом - просто режиссёру захотелось их показать.
Хотя главное, чем выделяется фильм в скудном списке "советских хорроров" - это атмосфера полного безумия и нереальности происходящего. Такое трудно сделать, тем более - в условиях тогдашней системы. Остаётся лишь удивляться, как режиссёру сошло это с рук. Видимо, сыграло роль то, что все события фильма, несмотря на кажущуюся мистичность, поддаются рациональному объяснению.
Итак, сюжет: молодой этнограф приезжает в белорусскую глухомань, чтобы записывать старинные сказки, легенды, тосты... Он заводит дружбу с юной помещицей, наследницей знатного рода и узнаёт легенду о "дикой охоте короля Стаха" - означенный король, давно покойный, во главе маленькой армии призраков наводит ужас на округу. И действительно: вокруг этнографа начинают гибнуть люди. Герой начинает расследование, несмотря на то, что представители власти (вполне по законам жанра) настоятельно рекомендуют не лезть в это дело. Да и местные аристократы ведут себя странно, будто хотят отвлечь этнографа от чего-то: один назойливо набивается в друзья, второй провоцирует на конфликты.
Сюжет, впрочем, развивается довольно медленно, ибо главное здесь - та самая мрачная готическая атмосфера, которая не отпускает ни на секунду. Особенно жуткими получились кукольный спектакль про короля Стаха и финальная сцена сражения с "дикой охотой", которая не совсем "дикая охота"... Отдельной похвалы заслуживает ощущение огромного пустого пространства с маленькими островками цивилизации в виде замков и деревень. Невольно закрадывается мысль, что здесь не всё так просто, и помимо ряженой "охоты" в этих краях водится и самая настоящая нечисть. Вполне возможно, что режиссёр именно это и подразумевал, но открытым текстом проговорить побоялся: всё-таки, снималось это в эпоху господства материалистической идеологии...
Что тут добавить? Шедевр.