Все фото из открытых источников Интернета
Как и в других видах спорта, связанных со скоростным прохождением, предварительные соревнования определяют порядок старта, который может оказаться важным в случае ухудшения состояния трассы. С 2018 женщины могут соревноваться в парах. На крупных турнирах проводятся эстафеты, в которых команда состоит из женщины, мужчины и пары. Начиная с чемпионата мира 2016 года, в программу соревнований включен санный спринт. Дистанция в спринте является укороченной, измерение времени саночника начинается не со старта, а после прохождения им начального отрезка (от 100 до 150 метров), а победитель определяется по результатам единственной попытки.
Сани – самое древнее средство передвижения. По мнению ученых, они появились задолго до изобретения колеса и первоначально представляли собой связанные между собой две жерди, передние концы которых привязывались к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Древнеславянское слово «сань» означало «ползущий».
Его форма множественного числа – сани – и стала названием первого на Руси транспортного средства, чье скользящее движение ассоциировалось со змеей.
В древнерусских летописях это слово упоминается с 9 века.
Сани на Руси были не только самым древним, но и самым почетным видом повозок: даже после появления экипажей на колесах, езда на санях все равно считалась более престижной, поэтому даже летом торжественный выезд царя в санях был в порядке вещей. Самые просторные сани были изготовлены в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда двора императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. Этот «возок императрицы», или, как его еще называли, «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и отапливался в пути серебряными жаровнями с углем.
Самые дорогие сани производят в Швейцарии, наряду с эксклюзивными часами и лучшим шоколадом: сделанный вручную швейцарский «Король салазок» стоит более семи тысяч евро.
В XVIII веке были популярны сани с парусом — на них дети и взрослые совершали прогулки по покрытым льдом озерам. Первые аэросани были изобретены в России в 1908 году. Русский инженер А. С. Кузин снабдил сани пропеллером - авиационным двигателем, который вращал установленный в трубе винт. Эта модель развивала удивительную по тем временам скорость - до 70 километров в час – и стала прародительницей современных аэросаней.
Для неторопливых и комфортных прогулок с малышом имеются сани в виде коляски на полозьях: А непостоянство погоды и недостаток снега в современных городах подтолкнуло конструкторов к созданию саней-трансформеров с колесами («санимобиль» или «универсани»).
Существуют и летние санки – слайсеры. Благодаря специальным решеткам со льдом, прикрепленным к днищу таких саней, на них можно кататься с ветерком круглый год. На территории нашей страны официальные соревнования по санному спорту
впервые провели на Воробьевых горах в Москве в 1910 году.
В 1969 году в стране создали Федерацию санного спорта, а через 2 года в Братске провели Чемпионат СССР. В 1972 году российские спортсмены первый раз участвовали в
Олимпийских играх в Саппоро (в Японии). В 1914 в Рейхенберге (ныне чешский Либерец) состоялся первый европейский чемпионат. Победили местные, то есть, чехи (Рудольф Каушка из Либерца, и Карл Лёбел и Эрвин Поссельт в паре из Яблонца).
Так случалось чаще всего на первых турнирах, и странного в этом ничего нет – кто лучше знает трассу, тот и побеждает. Так в 1928 году, когда к санкам впервые были допущены женщины (с непременным условием самим возить саночки) в польском нынче городе Шкларска Пореба (а ранее опять-таки немецком Шпрейберхау) лучшей стала местная жительница Хильда Рапах. В двухместных санках более тяжелый саночник должен располагаться сверху.
В 1879 году в Давосе была построена первая трасса для санного спорта, её длина составляла 4 километра. Минимальная длина трассы для мужчин на одноместных санях – 1000 м, а для женщин – 750 м. Максимальная длина трассы для мужчин на одноместных санях должна быть не больше 1300 м, а для женщин – 1050 м.
При проведении международных соревнований и по решению главного судьи трасса может быть сокращена до 400 метров. Средний уклон составляет от 8% до 11 %.
Современные сани состоят из 800 узлов и деталей, которые направлены на улучшение аэродинамических свойств. Сани для одиночных заездов не должны быть тяжелее 23 кг, а для парных – 27 кг. В английском варианте название дисциплины звучит как «skibob», что дословно означает «сани на лыжах». В общем смысле санный спорт — это спуск на скорость по склону, покрытому снегом или льдом, на санях различной конструкции: одноместных, двухместных, четырехместных, с различной мощностью разгона. Некоторые разновидности снарядов оснащены тормозами и ручным управлением, остальные управляются положением корпуса спортсмена.
В парных и четырехместных санях один спортсмен выступает рулевым, остальные разгоняют приспособление и выступают пассажирами. Пассажиры играют важную роль — они увеличивают массу саней, а это повышает скорость движения.
Иногда победителя от соперников отделяют буквально доли секунды.
Этого можно добиться только с помощью отточенной техники вхождения в повороты. Стартуют участники по очереди либо параллельно друг другу.
Для одновременных заездов строятся идентичные друг другу искусственные трассы. Некоторые разновидности данного вида спорта входят в программу Зимних Олимпиад, по остальным состязания проходят на региональных и международном уровнях. В обязательном порядке проверяется температура полозьев саней, от чего зависит право на участие в заездах. Спуск в санном спорте представляет собой сложную конструкцию. Он выполняется в форме открытого желоба, который устанавливается на сваи из железобетона. Внутри желоба при помощи специального термооборудования поддерживается температура, оптимальная для поддержания должного состояния льда.
Помимо системы контроля климата, в основание желоба встроено искусственное освещение и разнообразные камеры-датчики, позволяющие определять местоположение гонщика в любой момент времени.
Скелетон - Название также происходит от саней особой конструкции, внешне напоминающих скелет грудной клетки человека и имеет свои особенности: Заезды являются одиночными.
Скорость, развиваемая спортсменом, достигает 100 км/ч на первом же участке, еще до вхождения в поворот. Перепад высот между стартом и финишем составляет не менее 100 м, что по высоте сравнимо с 33-этажным домом.
Поза гонщика на санях — лежа на животе, вперед головой, с прижатыми к телу руками. Управление осуществляется при помощи шипованной обуви.
Победитель устанавливается по сумме баллов, полученных в 2-4 заездах.
В скелетоне принимают участие представители и сильного, и прекрасного пола, главное — соответствие нормативу по весу (вместе со снарядом) — 92 кг для женщин, 115 кг для мужчин.
НАТУРБАН - Представляет собой скоростной спуск по естественным склонам.
В нашей стране этот санный спорт не получил признания, а вот за рубежом, особенно в Норвегии, пользуется большой популярностью.
В программу Олимпиады натурбан не входит, поскольку построить трассу, соответствующую установленным требованиям, не всегда возможно.
Ведь это должен быть непременно естественный склон, никакие желоба не допускаются. Особенности натурбана таковы: Заезды могут быть одиночными или парными. Поза спортсменов — сидя на санях. Капитан держит в руках специальную уздечку, с помощью которой выполняет повороты. Основание снаряда оснащено специальными отбойниками — это предотвращает боковые удары.
Натурбан признается довольно рискованной дисциплиной, поскольку можно вылететь за пределы трассы либо упасть с саней, потеряв равновесие.
К состязаниям допускаются и женщины, и мужчины, однако первые могут выступать только в одиночных заездах. Санный спорт по праву признается экстремальным. При любой невнимательности спортсмена им может быть получено серьезное увечье, вплоть до летального исхода. Участникам важно следовать всем установленным правилам, которые довольно просты: Победа достается тому, кто за меньшее время доберется до финиша. В одиночных заездах участники выполняют 2 спуска в день и соревнуются два дня, после чего высчитывается сумма очков за 4 заезда.
На основании этого выявляется чемпион. Парные состязания проходят 1 день, команды выполняют по 2 спуска, первенство получает участник, показавший лучшее время.
Санный спорт - Стартующий садится на снаряд, отталкивается, ложится и начинает набирать скорость.
Финишировать участнику необходимо только на санях, в противном случае он снимается с заезда. Если спортсмен упал с болида на трассе, можно остановиться, занять прежнее положение и продолжить движение.
Самым титулованным саночником в истории является немец Георг Хакль, трехкратный олимпийский чемпион 1992, 1994 и 1998 гг.
Долгие годы с ним сражался итальянец Армин Цоггелер, выигравший два "золота".
Самым юным олимпийским призером в санном спорте, традиционно "взрослом" виде, является Уте Рурольд из ГДР, которая в 1972 году выиграла "серебро" в 17 лет.
На предыдущих 13 Олимпиадах в санном спорте разыгрывались три комплекта медалей - среди мужчин, женщин и мужских "двоек". В Сочи к ним добавилась новая дисциплина - командная эстафета. Если не разделять отечественную и немецкую школы, то медали в санном спорте за 50-летнюю историю выигрывали спортсмены всего шести стран - Германии/ГДР, Италии, Австрии, СССР/России, США и Латвии.
А "золото" - всего четырех, американцам и латышам оно не доставалось.
Подразделяются снаряды на несколько типов: Сани со стальными полозьями и тяжелой рамой, без рулевого управления.
На таком болиде спортсмен располагается вниз лицом и управляет им с помощью шипованной обуви.
Сани с рулевым управлением в виде ремней. Гонщик размещается на них сидя или ложится на спину вперед ногами, набирает скорость за счет собственного веса и управляет болидом, натягивая либо придавливая ремни.
Сани давно помогают человеку. Первые упоминания о них встречаются у викингов, которые использовали нечто похожее в своих походах еще 800 лет тому назад!
Сани – непременный атрибут северных народов. Современные сани – настоящее произведение искусства! Главное, над чем постоянно бьются спортсмены, тренеры и производители – это улучшение материала лезвий. В некоторых странах это является государственной тайной! Минимум в течение часа до старта они полируются, чтобы уменьшить силу трения. Спортсмены тщательно скрывают, из чего сделаны их полозья: после финиша они спешно убирают сани, чтобы никто не успел сделать фотографии крупным планом.Одна из легенд о появлении санного спорта гласит, что однажды владелец небольшого отеля в Альпах предложил своим гостям забаву – покататься с горы на почтовых санях. Игра пришлась по душе. Через некоторые время решили провести и первые соревнования. Российский спортсмен-саночник Альберт Демченко является рекордсменом по количеству участий в зимних Олимпийских играх. Он делал это 7 раз!
Поистине спортивное долголетие. Он самостоятельно изготовлял себе полозья и постоянно улучшал конструкцию саней.
150 км/час – такой скорости достигают спортсмены на санях!
Решающее значение в результате имеет разгон – важно максимально раскачать себя в стартовом створе, а затем помочь себе руками при наборе скорости.
Существует несколько разновидностей санного спорта.
Ранее также существовал такой вид, как тобогган – спуск с горы на бесполозных санях.
Они представляют собой несколько досок, скрепленных между собой, с загнутым носом впереди. В данный момент соревнования по нему не проводятся, но в дань памяти о нем Международная Федерация бобслея называется «бобслей и тобогган».
Большое внимание в санном спорте уделяется экипировке спортсмена.
Когда идет разгон после старта, саночник использует специальные перчатки с шипами – он цепляется ими за лед и придает дополнительное ускорение.
На голове его – фиберглассовый шлем с маской. Дополняет картину специальный обтягивающий костюм. Кстати, спортсмены с легким весом также могут использовать утяжелители – таким образом, они компенсируют преимущество в скорости, которое получают более тяжелые спортсмены. Вес саней также строго регламентируется для одиночников и двоек соответственно. В санном спорте спортсмены зачастую не видят, куда едут. Поэтому очень важно досконально знать трассу и максимально быстро реагировать на профиль трассы. Перегрузки достигают 5G – похожее испытывают космонавты при взлете космического корабля. Тренировки по санному спорту начинаются с простого катания с горок – к ним вы всегда можете присоединиться в любом возрасте!
Что касается профессиональной подготовки, то она начинается строго с 10 лет, не раньше. Секций по санному спорту не так много, но выбор есть.
Для многих в детстве катание на санках было самой захватывающей зимней забавой. Превращение санного спорта в профессиональный произошло еще в конце XIX века, когда в Швейцарии в 1883 году состоялось первое организованное собрание спортсменов-саночников и были проведены первые соревнования.
Международная федерация санного спорта, которая регулирует соревнования и правила, была основана в Дрездене (Германия) в 1913 году.
С тех пор большинство представителей этой организации — немцы.
Кстати, в медальном зачете среди всех стран лидирует Германия, в запасе которой 55 олимпийских медалей (26 из них завоевали спортсмены из ГДР).
Санный спорт был впервые представлен в программе Олимпийских игр в 1955 году, а в программу самых престижных соревнований был включен в 1964 году.
Санный спорт имеет самые простые правила среди других зимних видов спорта.
Побеждает в соревновании тот спортсмен, который пройдет трассу за наименьшее время. Единственным условием можно считать то, что спортсмены обязаны финишировать только вместе с санями, но при этом разрешается останавливаться и вставать с саней на трассе. Спортсмен управляет санями с помощью натяжного ремня и с помощью подъема изгибов полозьев. На естественной снежной санной трассе, длина которой может достигать 2 км, может быть оборудовано до 20 виражей.
Искусственные трассы значительно меньше (до 1200 м) и имеют до 16 виражей с минимальным радиусом 8 м и высотой до 4 м.