Найти тему

Нужно ли строго следовать молитвослову в утреннем и вечернем правиле?

По опыту мы знаем, что если бы мы молились только по воскресеньям, когда собираемся на Божественную литургию в церкви, нам было бы трудно быть частью того, что происходит. Служба могла бы показаться нам чем-то внешним, а молитва — очень трудной, возможно, даже чем-то ненормальным. Однако на самом деле Бог присутствует всегда и везде. Почему бы нам тогда не говорить с Ним?

Святой апостол Павел учит нас, что мы можем и должны молиться в любое время (1 Фес. 5:17). Все, что мы делаем, должно быть во славу Божию (1 Кор. 10:31). Нам не нужно ждать особого времени!

Приглашаем в наш телеграм канал Православный Молитвослов. В канале есть молитвы на все случаи жизни, обязательно подпишитесь! Вот ссылка - https://t.me/+DQRgepIYbZ8yOWYy

-2

Схиархимандрит Зосима Сокур советует:

«Если вы встретили человека, помолитесь за него. Если вам вспомнился кто-то — будь то живой или усопший, или кто-то из вашего детства или юности, — возможно, душа его страдает в этот момент. Да вздохните и помолитесь за него! Может быть, в этот момент происходит какая-то авария или что-то ещё, может быть, человек лежит на операции, и вашими молитвами, вздохом вашим сердечным Господь спасёт…» .

С другой стороны, Священное Писание показывает нам, что вечер и утро — это время, особенно подходящее для молитвы. Псалом 141 говорит о возношении фимиама и молитве на закате. В Псалме 117 мы читаем о восхвалении Бога семь раз в день (ст. 164). Мы даже читаем о молитве в полночь (ст. 62) и о различных стражах ночи (Пс. 63:6). А в Новом Завете мы читаем о часах молитвы, которые соблюдали Апостолы в Храме (Деяния 3:1; 10:9 и 30).

Мы можем различать молитву, которая сопровождает многие и разнообразные дела, которые мы делаем в течение дня, и молитву как наше главное или единственное занятие, которое мы совершаем в определенное фиксированное время, особенно вечером и утром. Именно этот второй вид мы имеем в виду, когда говорим о молитвенном правиле.

Давайте рассмотрим эту практику молитвенного правила и попытаемся понять, что она означает. Я думаю, что это важно, потому что мы можем легко отойти от пути соблюдения нашего правила. Иногда обстоятельства делают его невозможным, но мы также можем лениться и впадать в дурные привычки. Когда по какой-либо причине наша ежедневная молитва становится исключением, а не правилом, мы знаем, что что-то не так!

Первое, что мы должны осознать, это то, что христианская жизнь — это активное общение с живым Богом. Это не должно нас удивлять, поскольку святой апостол Павел говорит нам, что Христос разрушил стену разделения и ввел нас в Святилище, за завесу (Евр. 10:19-22): Он дал нам «доступ» к Богу. Таким образом, христианская молитва — это использование этого доступа. Когда мы молимся, мы получаем доступ к той «дерзновению» и легкости речи со Христом, которой Адам наслаждался в раю и которая была восстановлена для нас в Церкви. Когда мы молимся, мы проводим время с Тем, кто любит и заботится о нас.

Вечер и утро — это, так сказать, шарниры, на которых вращается день, а значит, и наша жизнь, поскольку каждый день — это своего рода микрокосм нашей жизни. Читая определенные молитвы в эти особые часы вечера и утра, мы вверяем «друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу нашему». Что это говорит о нас, если мы проводим целый день без молитвы, в забвении? Насколько это возможно, нам нужно читать наше правило, независимо от того, хотим мы этого или нет, просто потому, что «время служить Господу» (Пс. 118: 126).

Слово «правило», или «канон», означает именно это! Оно подразумевает постоянство, благословенную объективность, в которой мы возвращаемся к месту здравомыслия от перемен и давления нашей жизни. Соблюдая время молитвы, мы выходим — иногда с большим усилием! — из-под власти наших настроений. Если мы позволим себе стать заложниками того, что мы чувствуем и думаем, молясь только тогда, когда нам это хочется, мы в конечном итоге пренебрежем делами Божьими. Опыт показывает это! Или если мы не будем полностью их игнорировать, мы будем склонны искажать их, сводя их к нашим собственным пропорциям, к нашему собственному образу и подобию, вместо того, чтобы самим изменяться и формироваться ими.

Однако, когда мы изо всех сил пытаемся преодолеть свое сопротивление и вовлекаемся в слова псалмов и других молитв и стремимся войти в них, тогда мы освобождаемся от скучного повторения наших мыслей и настроений. Мы выходим за пределы нашего изолированного «я» и, в той степени, в которой мы общаемся с Богом, мы оказываемся в единении с другими членами Церкви в этом мире и в следующем, а они с нами.

-3

Старец Николай Гурьянов говорил:

«Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий. Главное бедствие эпохи перед воцарением антихриста — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще будет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят антихриста, более того, узрят в нем…» .

Какие слова мы используем в нашем молитвенном правиле?

Наше правило должно состоять в основном из слов, данных нам вдохновленными Богом писателями Священного Писания и другими святыми людьми на протяжении веков, чьи писания были признаны выражениями Святого Духа, действующего в них, и которые доступны нам в православных молитвенниках. Когда мы используем эти слова, делая их своими, мы открываем свои сердца действию Святого Духа, Который вдохновил их — и Который таким образом вдохновляет их в нас! Таким образом, мы молимся со Святым Духом и в Святом Духе. Такие святые слова имеют священную силу. Они подобны порталам или иконам, через которые мы можем войти и вкусить вещи Бога. Принимая их на наши уста и в наше сердце, мы получаем возможность познать Бога.

Придерживаетесь ли Вы молитвенных правил?

Какие молитвы Вы читаете утром и вечером?

Приглашаем в наш телеграм канал Православный Молитвослов. В канале есть молитвы на все случаи жизни, обязательно подпишитесь! Вот ссылка - https://t.me/+DQRgepIYbZ8yOWYy

❗️ Напишите "АМИНЬ" и поставьте сердечко - это поможет распространить запись 👇