Сразу же скажу - меня едва ли можно назвать знатоком современного искусства. Более того- я в нём совершенно не разбираюсь. Более того - никаких переживаний по данному поводу не испытываю. Остаюсь в этом смысле дилетанткой. Более того - будь моя воля, я бы посмотрела что-нибудь другое. НО ураган по имени Борис коварно нарушил мои планы, принеся в Австрию ливневые дожди, сбивающие с ног ветра и прочие прелести непогоды типа наводнения в нижней части Дуная и снегопада в горах. Вариантов проведения досуга было два. Первый - продолжать сидеть в гостинице и смотреть из окна девятого этажа на стремительно повышающийся уровень воды в реке Вена. Второй - добраться до какого-нибудь музея короткими перебежками, а таковых в пешей доступности (то есть не более 20 минут ходьбы) оказалось сразу несколько. Пишем список:
Музей прикладного искусства. Done:
Музей Вены. Done:
Музей Альбертина модерн. Как раз о нём и пойдёт речь в этом материале.
Музей Альбертина. Ждёт своей очереди на рассказ.
Именно в музее Альбертина модерн (название говорит само за себя) меня и ждали сразу несколько открытий выставок современных художников (с некоторыми определение весьма спорно, но я как-то привыкла верить музейным аннотациям).
Итак, Эрик Вурм (он же Вюрм, так как в русском варианте я встречала оба варианта перевода фамилии, но Вурм встречается чаще). Знала ли я что-то до выставки о нём. Не буду лукавить - совсем немного. Как-то мне попалась статья о нём как об авторе самого узкого в мире дома. Ну, попалась и попалась. Как говорится, чего в жизни не бывает. Альбертина модерн предлагала нечто совершенно новое - ретроспективную выставку к 70-летию Эрика Вюрма, "самого известного и самого успешного современного художника мирового уровня". Ну, мирового, так мирового, кураторам выставки виднее.
Что меня зацепило. На выставке было довольно много людей, которые с энтузиазмом фотографировали всё, что было выставлено. Вот просто переходили от одного экспоната к другому. Особенно меня поразила одна дама, которая с каким-то маниакальным упорством снимала огурцы один за другим в композиции, которая так просто и называлась "Огурцы". Меня же больше всего доставала одна-единственная мысль: это просто хорошо выполненные "портреты" разных огурцов или их как-то законсервировали? Воспитание и камеры, натыканные повсюду, не дали мне возможности получить ответ на данный вопрос. Аннотация гласила, что это портрет мастера в виде солёного огурца, причём, который из них он, а которые - просто прохожие, не объяснялось. По всей видимости, дама то ли пыталась найти себя среди людей-огурцов, то ли угадать, за каким из них скрывается автор.
На выставке не присутствовало ни одного человеческого лица от слова совсем. Ну, ясно дело, он не портретист, но среди экспонатов присутствовали скульптуры, посвящённые конкретным людям. У них тоже не оказалось ни лиц, ни голов. Но туловища были довольно оригинальные. Были туловища-подушки, туловища-облака, туловища-стулья, туловища-чемоданы. Головы встретила один раз, и те были закрыты одним свитером на двоих.
Кстати, о свитерах. В цикле "Скульптуры за одну минуту" мне как-то особо глянулась одна под названием "Свитер". Первая мысль: а я не знаю, куда деть старые свитера. Надо набить ими один и поставить где-нибудь с табличкой "Подражание Вурму". Самое интересное, сделать подобное своим поклонникам посоветовал сам Эрик Вурм. Было это в 1996 году на выставке в Хельсинки, когда он предложил каждому попытать счастья в создании "скульптур одной минуты" из привычных бытовых вещей.
Честно скажу, произвели впечатление композиции, которые можно было изменить или украсить собой. Одна милая семья была особенно активна. Ребёнок постоянно вносил коррективы то переставляя ёмкости с моющими средствами, то отлепляя и прилепляя в разные места вандуз, пока родители залезали для селфи на экспонаты, что совершенно не возбранялось, более того, предлагалось. Возникшая мысль "а вот интересно, меня эта конструкция выдержит или всё же рухнет?" а также опасение разрушить произведение искусства удержали меня от повторения их опыта.
"Не моё, не моё" - постоянно крутилось в голове. И вдруг направление мыслей сменилось - я увидела ЕГО. Кого? Пальто Родена. Бронзовая бестелесная фигура стояла в углу зала, увидев её я подумала: "Однако, как интересно и как правильно задумано. Пальто без человека, хочешь - примерь и стань Роденом, попробуй прежде чем судить художника, говоря, в чём он прав, в чём не прав пройти его путь хоть в чём-то". В этом материале я очень старалась делать именно так: не судить, не критиковать, а просто поделиться мыслями, возникшими у меня при знакомстве с экспонатами.
P.S. И всё же не могу не вставить свои пять копеек в тему пальто. Здесь, на мой взгляд, явная отсылка к памятнику Бальзаку, которого Роден "одел" в своё безразмерное пальто. Кстати, Эрик Вурм довёл эту идею до абсурда в своём видении классика французской литературы. Я об этом уже делала видео:
как всегда, больше фотографий с выставки в моём Телеграм по адресу: