Найти в Дзене

Что меня восхитило в Музее Вены, а что вызвало недоумение

Сразу же скажу: Музей Вены из серии must see. Если случится так, что вы будете в этом городе всего один день, и сможете посетить лишь один-единственный музей, выбирайте Музей Вены. Там есть всё и для всех: интересуетесь Климтом - вам сюда, обожаете рыцарские времена - вам снова сюда, зачитываетесь на ночь Фрейдом - опять же сюда, надышаться не можете на венский классицизм - ещё раз сюда. Ну, а если ни одно из всего выше перечисленного не ваше, а вы просто интересуетесь историей, пардон за прямоту... ватер-клозетов и эволюцией их применения в странах Европы, то, как ни странно, вам срочно надо сюда. Почему? Да, потому, что этот музей посвящён городу в разные периоды его жизни и тому, как жили в эти самые периоды самые разные его обитатели. Итак, что восхитило. Первое. Три этажа постоянной экспозиции, включающей в себя невероятное количество предметов искусства, можно посетить СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО. Политика музея состоит в том, чтобы зарабатывать на временных выставках, при этом давая

Предметы старины в современном интерье
Предметы старины в современном интерье

Сразу же скажу: Музей Вены из серии must see. Если случится так, что вы будете в этом городе всего один день, и сможете посетить лишь один-единственный музей, выбирайте Музей Вены. Там есть всё и для всех: интересуетесь Климтом - вам сюда, обожаете рыцарские времена - вам снова сюда, зачитываетесь на ночь Фрейдом - опять же сюда, надышаться не можете на венский классицизм - ещё раз сюда. Ну, а если ни одно из всего выше перечисленного не ваше, а вы просто интересуетесь историей, пардон за прямоту... ватер-клозетов и эволюцией их применения в странах Европы, то, как ни странно, вам срочно надо сюда.

Чтобы не быть голословной по поводу ватерклозетов, первые попавших в Вену в середине XIX века и только с 1970-х годов появившихся в домах обычных граждан. Рядом- бюст Эдуарда Суэса, создателя городской системы канализации.
Чтобы не быть голословной по поводу ватерклозетов, первые попавших в Вену в середине XIX века и только с 1970-х годов появившихся в домах обычных граждан. Рядом- бюст Эдуарда Суэса, создателя городской системы канализации.

Почему? Да, потому, что этот музей посвящён городу в разные периоды его жизни и тому, как жили в эти самые периоды самые разные его обитатели. Итак, что восхитило.

Первое. Три этажа постоянной экспозиции, включающей в себя невероятное количество предметов искусства, можно посетить СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО. Политика музея состоит в том, чтобы зарабатывать на временных выставках, при этом давая возможность каждому, независимо от состояния финансов, ознакомиться с историей города, в котором он находится.

Ну, как же без рыцарских доспехах. Никак
Ну, как же без рыцарских доспехах. Никак

Второе. Высочайший уровень подготовки и донесения информации. Наряду с привычными аудиогидами, есть масса точек подключения к единой информационной системе, компьютеров, интерактивных информационных панелей, что не исключает наличия прекрасно проработанного и грамотно размещённого традиционного этикетажа и информационных панно, органично вплетённых в экспозиционный материал.

Типичная картина
Типичная картина

Третье. Сквозная концепция всех разделов (экспозиция разделена на временные отрезки). Каждый раздел начинается с того, что вы видите макет или планы Вены в рассматриваемый период. Переходя от раздела к разделу (правильнее, наверное, было бы сказать, от этажа к этажу) вы понимаете, как рос и менялся город, какие события (в том числе и трагические) повлияли на его облик.

Макет Вены второй половины XIX века
Макет Вены второй половины XIX века

Четвёртое. Какой-то запредельный уровень экспозиционной работы как с точки зрения подбора, так и расположения экспонатов. Соединить воедино такое количество совершенно разных шедевров, чтобы ни один не потерялся на фоне других - высший пилотаж для музейщика.

Вена бальная
Вена бальная

Пятое. Громадный объём исторических событий и разнообразие форм его подачи. Впечатлило отражение этапов строительства одного из символов Вены - собора Святого Стефана, который строился почти два столетия (вполне традиционно для готический архитектуры), не считая первой церкви, стоявший на его месте уже в XI веке. Наряду с артефактами (витражи, часть каменных украшений, статус святых) можно увидеть, инструменты, которыми его строили, чертежи, рисунки подготовительные работ. Прибавьте к этому оличный громадный макет собора и современные технические средства, и вы получите полную историческую конструкцию, сжатую во времени. Впечатление на всю оставшуюся жизнь.

Макет собора Святого Стефана
Макет собора Святого Стефана

Шестое. Уровень экспонатов. Скажу кратко - зашкаливающее количество шедевров на единицу площади.

Седьмое Авторы не лакируют историю. Вена предстаёт не только как столица великой империи, город Балов, биенале и концертов, но и как "город контрастов". Наглядно показан быт не только королевских дворцов, буржуазных районов, но и рабочих окраин. В который раз поразилась демонстрации плакатов и пропагандистского искусства времён аншлюса и Второй мировой войны. Ни разу, как говорится, себя не пожалели. Показали всё как было.

Аншлюс.
Аншлюс.

Теперь что вызвало недоумение. Собственно пункт один. Первый, он же последний. Вот он.

Видео снимать нельзя, но видео снимать можно. Как это? Официально ничего как бы не запрещено. Знак с перевёрнутой телекамерой отсутствует, но при этом в индивидуальном порядке к вам подойдёт смотритель (здесь они все на редкость молодые) и предупредит, что на это видео не должны попасть другие люди, некоторые экспонаты (например, из частных собраний), и вообще видео может быть использовано исключительно в личных целях и не публиковаться в социальных сетях. Иными словами, самому смотреть можно, публиковать нельзя. При этом подобных ограничений на фотосъёмку нет. Для меня это странно, ведь из фотографий вполне можно скомпановать видеоряд и спокойно разместить его где угодно.

Климт. Спорим, мало кто знает. Между тем, это его видение Афины Паллады, бониги мудрости
Климт. Спорим, мало кто знает. Между тем, это его видение Афины Паллады, бониги мудрости

Попыталась обсудить этот вопрос. Рассказала о своих (вернее, моей подруги) студентах и друзьях, для которых я публикую свои материалы в Телеграм. У меня даже канал личный для этого имеется. Дзен, кстати, тоже к социальным сетям не относится. По логике вещей, это, так сказать, моя общественная трибуна, хотя, судя по количеству показов и вытекающих из них просмотров, он даже более личный, чем Телеграм. Задумались, посовещались. Что решили: материалы по "русскому следу" (это два видео) я могу опубликовать на Дзене, остальное (а это Климт, Сецессьон, обзор части наиболее интересных экспонатов) - в Телеграм.

Оригинал и его изображение. Все трое - участники Сецесьона
Оригинал и его изображение. Все трое - участники Сецесьона

Есть ещё одна мелочь, которая вызвала недоумение, но это такая мелочь, что просто о ней напишу. Всех посетителей, отправляющихся на платные выставки, просят прилепить к одежде жёлтый кружочек как показатель проведённой оплаты и при этом дают билет, который проверяет контролёр. А ещё сумки и рюкзаки непременно должны висеть впереди, а не с боку или за спиной.

Не удивляйтесь,  что рюкзак висит на непривычном месте. Причину я обозначила выше.
Не удивляйтесь, что рюкзак висит на непривычном месте. Причину я обозначила выше.

Мои впечатления от Музея прикладного искусства:

Как обычно, больше фото и видео в Телеграм