Постепенно исторические подробности о том, как страны Европы во время Великой Отечественной войны помогали советскому народу в борьбе с фашистской Германией, уходят в небытие.
О том, что по специальному соглашению во время войны в Советский Союз ввозили зарубежного производства мотоциклы, сохранилось совсем мало информации. Для тех, кому эта тематика до сих пор остается интересной, приходится буквально по крупицам отыскивать нужную информацию.
К середине 30-х годов прошлого столетия страны Европы постоянно жили в напряжении начала войны, наблюдая, как Германия наращивает свою боевую мощь.
Советский Союз, развивая свою экономику, хотя и вкладывал большую часть финансирования в оборону страны, тем не менее, сильно отставал от Вермахта в плане военной техники.
На начало военной кампании на балансе советских войск был всего один мотоцикл М-62, который успели создать советские инженеры.
С остальной техникой дела обстояли примерно так же: самолетов и танков было мало, из морских крейсеров в строю оставались только те, которые остались от царского флота.
Советский народ, практически, не имея в своем распоряжении боевой техники, смог не только остановить врага, но и переломить ход войны.
Вот тогда-то и произошла исторически важная встреча лидеров трех государств, которые заключили договор о союзничестве против фашистской Германии.
Ленд-линз, о чем гласил этот закон
Ленд-линз относится к государственным программам, которая была принята американцами в 1940 году.
Идея Министерства финансов, а именно это ведомство стало инициатором, заключалась в том, чтобы Америка и несколько других стран, в случае необходимости могла передавать своим союзникам необходимую помощь, как в технике, так и в других потребностях.
В основном эта программа считалась абсолютно безвозмездной, означавшей, что союзники США могли не возвращать все то, что было передано им американским народом в качестве помощи.
Какие мотоциклы появились в СССР
До 1940 года в СССР было всего несколько мотоциклетных заводов, поэтому эта техника, в отличие от автомобилей и тракторов, была довольно большой редкостью.
До войны общее количество выпущенных различными заводами страны насчитывало около 7 тыс. единиц мотоциклов.
К тому времени Германия выпустила чуть меньше 2 млн. экземпляров мотоциклов различных моделей. С навесным вооружением эта техника использовалась немцами не хуже войсковой кавалерии.
Поэтому когда страны-союзники начали поставлять в СССР различную технику, в список попадали и модели мотоциклов, разработанные и собранные на заводах Франции, США и Англии.
Конечно, Красная армия в самолетах и танках испытывала сильную нужду, но и роль поступивших в качестве помощи мотоциклов, уменьшать, тоже не следует.
В 1942 году страны Европы перенаправили по просьбе советского правительства мотоциклы, которые можно было бы использовать в подразделениях связи, разведки и как боевая поддержка при наступательных операциях.
Требовались в первую очередь колясочного типа мотоциклы, такие как были в германских подразделениях, которые, к сожалению, ни в США и Англии не изготавливались.
Выход из положения разрешили просто: к одиночным мотоциклам в Советском Союзе начали самостоятельно приделывать коляски, которые изготавливались на Московском и Серпуховском мотоциклетных заводах.
Поступавшие мотоциклы перенаправляли на предприятия и там завершали сборку, добавив коляску, на которой можно было закрепить и пулемет, и другое вооружение.
Из наиболее массовых мотоциклов, поступающих по программе ленд-лизу стали модели американских мотоциклов Harley-Davidson WLA 42 (Освободитель), Indian 741В и Harley-Davidson 42ХА.
Еще одной американской моделью, которая прошла модернизацию и получила название канадский вариант, стал мотоцикл Harley-Davidson 42WLC. Все перечисленные мотоциклы использовались исключительно с коляской.
Из одиночных моделей наиболее известными стали мотоциклы марки BSA (M20WD и WM30), выпускаемые англичанами серийно.
Были и другие модели от английских производителей мотоциклов, которые попали в Советский Союз в качестве военной помощи. 350-кубовый Veloсette MAF350, которые даже на участках с отсутствием твердого покрытия довольно шустро преодолевал русское бездорожье, а также подобный ему по своим техническим характеристикам Matchless G3L.
Сколько всего единиц мотоциклов попало в Советский Союз точно, сказать не берется ни один историк.
Союзникам не всегда удавалось перенаправить груз в целости и сохранности, так большинство помощи переправлялось морским путем.
На караваны с помощью немцы постоянно нападали как с воздуха, так и другими способами.
Нередкими были случаи, когда из нескольких отправленных из английских и американских морских портов гражданских транспортов в Советский Союз попадала лишь малая часть груза.
Тем не менее, эта помощь значительно усилила боевой дух советских солдат, что в конечном результате привело к полной победе советского народа над фашистской Германией.