Найти тему
ИСТОРИЯ и СОБАКИ

И я, Трувор... Часть I

Начало. Окончание - здесь.

21 сентября 862 года — основание русской государственности. Летописная дата «призвания варягов», согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), посольство чуди, веси, ильменских словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, отправилось в варяжскую землю, чтобы найти князя, который мог бы положить конец этим раздорам. Рюрик получил княжеский стол в Старой Ладоге, а позже и в Новгороде.

"Призвание варягов", Виктор Васнецов, 1909 год
"Призвание варягов", Виктор Васнецов, 1909 год
-2

Синеус княжил — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Одни историки считают Синеуса и Трувора — братьями Рюрика, другие — воеводами рюриковской дружины, третьи и вовсе подвергают сомнению их существование. А это значит, что такое разночтение и "непонятки" — предоставляют простор для фантазии и творчества, то есть идеально подходят для художественного авторского рассказа от имени вымышленного, малоизвестного, либо легендарного персонажа, каким безусловно является Трувор, который по моей задумке на самом деле является средним братом Рюрика и Синеуса, но только по отцу.

Более того, в моём рассказе Трувор, в отличие от братьев-язычников, — христианин.

Труворов крест, Изборское городище, Изборск, Псковская область, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Izborsk,_Pskov_Oblast,_Russia,_181518_-_panoramio_(4).jpg
Труворов крест, Изборское городище, Изборск, Псковская область, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Izborsk,_Pskov_Oblast,_Russia,_181518_-_panoramio_(4).jpg

На последнюю мысль наводит Труворов крест на месте крепости (Изборское городище), которой по ПВЛ, правил Трувор. Крест и плита, на которой он стоит, испещрены скандинавскими рунами, древнеславянскими знаками и рисунками, а также геометрическими фигурами. Предположение о том, что под крестом похоронен Трувор, высказала сама Екатерина Великая.

Почему крест, ведь варяги были язычниками, как и те, кто призвал их на княжение — ильменские словене, кривичи и финно-угорские племена? На этот счёт также существует множество версий. Одна из них: Трувор принял христианство перед кончиной. Но почему бы не допустить, что он был христианином изначально?

Итак, слово Трувору. Разговаривает он у нас на современном русском языке. Я решил обойтись без "паки-паки, иже херувиме"...

Изборская крепость, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Изборск_крепость_1.jpg
Изборская крепость, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Изборск_крепость_1.jpg

...Сначала мы долго плыли под парусами по огромному солёному озеру Аустмарр, как его называют викинги, а мы, русь, зовём его Янтарным морем, поскольку на южных берегах его много этого солнечного камня. Один из них вправлен в эфес моего меча, а резчик по камню Ингвар, язычник, хоть и плюясь от отвращения, но вырезал на нём крест и рыбу. Меня зовут Трувор, я средний брат, Синеус — младший, а Рюрик — наш брат старший, и владелец обширных земель на острове Готланд. Свеи, датчане и реже встречающиеся на нашем огромном острове норвеги зовут Рюрика ярлом, а некоторые даже и конунгом, то есть королём, но мы, русь, говорящие на другом, хотя и похожем языке, признаём Рюрика князем.

Нас ещё называют варягами, и некоторые думают, что это то же самое, что викинги или норманны. Ничего подобного, хотя проживая на одном острове долгие годы вместе с поклоняющимися Одину, Тору или Вотану, что одно с Одиным, и переняв многие их обычаи, мы живём не войной и набегами на вёслах, а морской торговлей.

Мы не ставим на нос и корму драконьи, змеиные и волчьи головы, а если ставим, то лишь для того, чтобы морские разбойники приняли нас за ровню; да и наши торговые судна не похожи на драккары норманнов.

https://udoba.org/node/30695?language=en
https://udoba.org/node/30695?language=en

Остров Готланд, как я уже сказал, огромен, и на нём нашлось место всем. Поскольку это место торговое, совет Союза славных людей, славян, Варяжский совет князей, куда входит и русь, тинг ярлов всех трёх норманнских племён и витенагемот саксов, которые тоже проживают на острове, совместно решили отказаться от набегов на соседей, а тем более — от всяческих войн. Каждый занимался своим делом, тем, что хорошо получалось: славные люди-славяне — обрабатывали скудноватую островную землю, выращивая ячмень, рожь и просо, да разводили скот: овец, коз и свиней, саксы специализировались на ремёслах, викинги — жили войной и совершали морские набеги, а мы, варяги-русь, — торговали, ходили на ладьях под парусами до земли норвегов на севере и дальше, к островам, где выпуская фонтаны воды, плавали огромные туши китов, а берег был усыпан клыкастыми свиньями, которые звались "моржами".

Плавали и к датской земле огромного острова англов, Денло, и к саксонским берегам Англии, королевствам Нортумбрия, Мерсия, Уэссекс, часто делая крюк к западу, к древнему населению этого огромного острова, бриттам, добираясь до соседнего изумрудного от яркой травы острова Ирландия, или к югу, до франков и бретонцев.

Ну а к эстам к югу от Готланда, по Янтарному морю, к залежам янтаря, и далее к востоку, к городам Гардарики, как называли норманны этот край сплошных бургов, городов и крепостей, мы проложили пути ещё при прадеде Рюрика, основателя руси, Гостославе. Хольмгард-Новгород и прибрежный к большому одноименному озеру Ладога-Альдейгьюборг, были отлично нам знакомы, как и другие города Гардарики, которые в настоящее время тонули в кровавом хаосе войны "все - со всеми", когда сын шёл на отца, а брат на брата.

Восточная Европа в середине IX века. Гардарика, в представлении норманнов.
Восточная Европа в середине IX века. Гардарика, в представлении норманнов.

Славенские города воевали с варяжскими и друг с другом, подключая в свои распри свеев, гётов и датчан, а южане звали в семейные и родовые распри и кочевников, стреляющих из длинных луков с низкорослых, но выносливых косматых лошадок.

Многие же города и крепости были покорены казарами, это был народ, поклоняющийся отцу Христа Иегове, богу евреев, их каган успешно воевал и с сильными славными воинами, не признающими иного бога, кроме Аллаха, и с самим Царьградом, как называли город Константинов прибрежные славене Янтарного моря, Ладоги и другого крупного озера Ильмень.

Кровавый хаос Гардарики, и не менее кровавая мясорубка, приключившаяся на западе, а там шла война данов и норвегов — с саксонскими королями, сделала морскую торговлю бесполезным занятием. Положение осложнялось постоянными рейдами пиратов по всему Аустмарру, пираты кишели как сельдь на шельфах и у берегов эстов, и по побережью Гётеланда и Свеаланда; и хотя наши торговые ладьи, которые никогда не ходили поодиночке, их всегда сопровождали военные суда, созданные по принципу норманнских драккаров, чаще всего отбивались от пиратских флотилий, но перед огромными армадами данов и норвегов, спешивших на помощь своим на войну с саксами и англами, к Уэссексу, Нортумбрии и Мерсии, мы были бессильны.

Нам приходилось откупаться, поскольку на абордаж нас брать не решались, ведь скандинавы отлично знали, что русь так просто не отдают свои жизни и товары, и наши мечи и топоры, купленные у франков, заберут немало жизней отправляющихся в Вальхаллу героев. А товаров становилось всё меньше, покуда морская торговля почти полностью не заглохла.

И тут на наше счастье в нашу большую, скалистую бухту и город, чьё сакральное имя нельзя произносить, окружённый деревнями, фермами и хуторами, приплыли три ладьи: одна из Альдейгьюборги, торговая, и две из Хольмгарда, более узкие, с хищным профилем, в них сидели воины. Издавна там правил союз племён славенских и финских. Наш дед лично общался с князем Гостомыслом, который правил землями по побережью Янтарного моря и двух великих озёр. В то время это была могучая грозная страна, а ныне там кипела братоубийственная война.

Новгородские ладьи и лодки пиратов-ушкуйников, https://vk.com/wall-96289661_9493
Новгородские ладьи и лодки пиратов-ушкуйников, https://vk.com/wall-96289661_9493

На наш берег сошёл в окружении небольшой дружины телохранителей отлично знакомый нашей семье староста Альдейгьюборги, управляющий вторым по значению городом, на службе князя Хольмгарда, северной столицы союза ильменских славян и лесных народов.

— Приветствую тебя, Вадимунд! Здоров ли твой господин князь Новгорода Торислейф, внук Гостомысла, мой дорогой друг?, — спросил гостя мой старший брат Рюрик, опираясь на древко большой секиры. Наши языки были на удивление похожи, и кое-кто говорил, что русь приплыла на Готланд в незапамятные времена как раз со словено-финских земель. В нашем языке было больше скандинавских и саксонских слов, а в языке наших гостей — финских.

— У нас давно нет князя, — глухо сказал Вадимунд, поглаживая рукоять сабли. В последнее время изогнутые клинки вошли в моду в Гардарике, постепенно вытесняя прямые мечи предков. С тех пор, как в распрях стали принимать козары и уже появившиеся с востока, из знойной Великой степи печенеги, кривые рубящие клинки и луки — стали вытеснять привычное оружие, хотя родовая знать славян по-прежнему пользовалась старыми добрыми мечами с рунами на рукояти.

— Земля наша богата и обильна, как ты знаешь, князь Рюрик, а вот порядка в ней не стало. Мы тонем в крови, поля не знают посевов, наши деревни горят, а наши города разрушены, — добавил староста Ладоги Вадимунд. — Однако в мирные и тучные времена мы скопили немало богатств и сумели их сохранить, — сказал после недолгого молчания управляющий Альдейгьюборги.

Поняв, что на родине гостей и друзей случилось недоброе, Рюрик пригласил гостей к столу, решив отложить главный разговор на потом. Наши дозорные давно заметили приближающиеся корабли и приготовили пиршество, заколов несколько свиней и овец, и даже успев зажарить на вертеле огромного вепря. Хлеб, мёд, овощи, эль, пиво — всегда были в княжеских погребах, поэтому стол мы собрали достойный...

Окончание следует, следите за нашим каналом! Уже сегодня! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и ставьте лайки!

Окончание - здесь.

Первый авторский рассказ "Простой рыцарь из Сен-Омера, пленивший короля": здесь

-8