Найти в Дзене
Заметки о культуре

Спящая красавица | Пробуждение Большого?

«Il vit sur un lit, dont les rideaux étaient ouverts de tous côtés, le plus beau spectacle qu'il eût jamais vu».

"Самое красивое зрелище, которое он когда-либо видел" — это не только можно отнести к прекрасной героине сказки, но и к изначальной постановке балета. Сама история создания балета может быть описана следующими словами: на широкую ногу. И.А. Всеволожский не только выбил четверть бюджета императорских театров, но и уговорил работать П.И. Чайковского вместе с М.И. Петипа и наоборот. Первые костюмы были также на директоре императорских театров. (Вы только посмотрите на костюм нимфы. Он же чудесен!)

Это всё было сделано для того, чтобы продемонстрировать всю мощь Российской империи. Ведь такой яркий, многослойный в плане декораций, богатый и достаточно большой балет (Три акта + пролог, который можно считать за полноценный акт) никто просто не мог содержать в то время. Не стоит и забывать, что И.А. Всеволожский был франкофилом и обожал эпоху Людовика 14-ого, Le Roi Soleil. Именно поэтому и костюмы, и огромное количество разных рангов непосредственно в спектакле просто были своеобразной адаптацией французского двора. Конечно сейчас не стоит ожидать такого пышного действия от этого балета, так как сейчас к такому масштабу никто не готов. Хотя можно говорить о том, что поставить «Спящую красавицу» означает показать, что у театра всё абсолютно прекрасно и с точки зрения танцовщиков, и со стороны финансов. Вспомните 2011-ый год, когда к открытию исторической сцены восстановили спектакль с итальянскими декорациями. Просто вот эта идея пробуждения никуда не денется. Как и много лет назад будет витать в воздухе подтекст о том, что пришёл принц (Кто инициировал восстановление спектакля вы знаете) и разбудил прекрасную принцессу (Театр) от злых чар.

Наверное, сейчас лучше перейти к самой постановке и её внешнему виду. Итак, это хореография Юрия Григоровича и восстановленные декорации и костюмы Симона Вирсаладзе. Я много раз смотрела разные записи «Спящей красавицы» и то, что сделал Симон Вирсаладзе было для меня настоящей детской книжкой с картинками. Да, мрачно немного, минималистично достаточно, но в этом всём есть вот этот характерный стиль, как будто бы это небрежные наброски линий, а цвет расплывается пятнами, выходящими за края рисунка. Конечно мне нравятся декорации 2011-ого года, поскольку они яркие и более масштабные. В этом есть королевский флёр и величественность балета, но для меня в этом нет сказочности. Удивительно, но это так. В несколько мрачных работах Симона Вирсаладзе я нахожу больше непосредственности и наивности, чем в работе Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино. Это, наверное, и логично даже, учитывая слова последних о том, что это как бы восстановленный дворец 17-ого века. Да, помпезность. Да, красота в деталях и этом блеске, но слишком серьёзно. Хотя если мы сравниваем вновь с изначальной задумкой, то это наоборот здорово.

Итак, вечер 21-ого сентября. Почему же всё-таки второй блок премьеры? Я просто не нашла состава, который мне нравится. Даже само открытие 7-ого числа я не смотрела в трансляции, так как мне был неинтересен состав, плюс, хотелось сохранить это предвкушение живой музыки до почти конца сентября. Почему был неинтересен состав? Главная причина — Артём Овчаренко. На него я просто не хотела смотреть. Да, он был хорошим Ромео, но его Зигфрид в дивертисменте меня так расстроил, что принца я пока не готова смотреть в его исполнении. Вот и пал мой выбор на Дмитрия Смилевски. Мне кажется, что он очень гармонично должен выглядеть в партии Дезире. А ещё в этот же вечер Аврору исполняет Екатерина Крысанова. Давно хотела на неё попасть и всё никак не находила времени, а тут всё совпало. Вторая главная женская партия (Фея Сирени) в исполнении Юлии Степановой (Чудесная Никия в «Баядерке») меня также порадовала в составе. Плюс, было ещё парочку артистов, которые меня интересовали. В общем, 21-ое сентября и вечерник стали единственным приемлемым для меня вариантом из всего, что было.

От костюмов и декораций в целом я осталась довольна. Каждый финал акта или определённого важного действия — картина художника. Это ещё одна из причин, почему я так обожаю эту редакцию. Каждая финальная точка — маленькое произведение искусства. К сожалению, часть костюмов кордебалета меня напрягли. С балкона казалось, что рукава многих девушек были сделаны не из лёгкой объёмной ткани, а из какой-то странной сетки непонятного качества. Причём это показалось не только мне, но и другим зрителям. Ощущение, что это был какой-то очень дешёвый материал, который не особо приятен тактильно. На мой взгляд, так быть не должно. Да, искусственное на сцене смотрится в тысячу раз лучше оригинала, но когда дело касается непосредственно ткани, то, увы, этот закон не работает. В остальном же я с удовольствием рассматривала в бинокль костюмы дам с воротниками, шубы, пачки танцовщиц и костюмы героев сказок.

Хотя я не очень люблю пантомимные постановки и восторгаюсь больше тем, как эмоции передаются в самом танце и движении, тем не менее в этой постановке мне всё показалось достаточно гармоничным. Вся пантомима была уместной и не перетягивала на себя внимание, как это иногда бывает в подобных случаях. Подобная гармония, как мне кажется, возникает по той причине, что "актёрская" игра плавно смешивается просто с волшебными движениями балета. Мурашки по коже от выхода феи Сирени и её пажей и слуг. Кордебалет выглядел хорошо, особенно девушки, которые передвигались плавно-плавно и линии держали ровно-ровно. Однако центром всё-таки была Юлия Степанова. Весь спектакль я готова была смотреть только на неё, поскольку её руки, её корпус создавали прекрасные линии. Каждое движение было наполнено лёгкостью феи, но при этом внутренне силой и могуществом волшебницы. Не оставалось никаких сомнений, что она справится с феей Карабос.

У остальных фей, к сожалению, не всё сложилось так хорошо. Да, были хорошие подкрутки и раскрытие ровно по очереди, одна за другой. Однако сольные фрагменты меня чуть-чуть разочаровали. Анастасия Денисова (Фея Кандид (Нежности)) порадовала шагом/отступом назад (Я обещаю, что в какой-то момент смогу подтянуть балетную терминологию, но пока на это просто нет времени :) ), но в остальном движения были какими-то деревянными. Станислава Постнова (Фея Флер-де-Фарин (Беззаботности)) тоже смотрелась тяжеловато в движениях, хотя финал был очень чётким. Ксения Жиганшина (Фея рассыпающая хлебные крошки (Щедрости)) наконец-то показала мягкие руки, но в остальном уж слишком резкие и оборванные движения. Екатерина Клявлина (Фея - Щебечущая канарейка (Резвости)) была чудесна в своей партии. Вот эта вариация мне понравилась от и до, поскольку всё было легко и очень остро по движениям. Хотя отчасти на моё мнение влияет музыка, поскольку мне очень нравится этот фрагмент с флейтой пикколо и темпом. П.И. Чайковский настоящий гений, что смог написать такую сказочную тему, ведь это сама искрящаяся магия по звуку. Последняя фея — Мария Кошкарёва (Фея Виолант (Смелости)) была увереннее всех в партии. Её вариация смотрелась цельной и для меня, как для любителя балета, выглядело здорово.

Вариация феи Сирени была восхищением для глаз. Эти линии, которые удлиняли силуэт танцовщицы, эти чёткие обороты и переходы из одной позиции в другую покорили меня. Думаю, что на «Спящую красавицу» стоит идти именно ради Юлии Степановой в этой партии и девушек в кордебалете, которые работают изо всех сил. К этому добавьте то, что за каждым движением именно у этих девушек стоит нечто большее, чем у большинства солисток.

Последняя фея, о которой надо поговорить — Фея Карабос. Она получилась своеобразной. Вообще, эта партия очень многогранная и у каждого артиста будет выглядеть по-своему. Если взять старые записи и посмотреть, например, на Юрия Ветрова, то там будет злая по своей сути Карабос. В его исполнении есть изначальная и естественная злоба. Можно сказать, что "Карабос — плохая просто потому, что она такой была изначально". От этой мысли становится невольно страшно и персонаж действительно пугает. Если посмотреть на Николая Цискаридзе, то там получается не то что злая, а, скорее, мстительная фея. В движениях прямо читается вот эта обида на короля за то, что не позвал. В этом образе больше элегантности и коварства, нежели чистой злобы. В случае Игоря Цвирко злобы и коварства не было. Простите за сравнение, но Карабос получилась похожа на Круэллу из фильма 1996 года. Не знаю почему, но в его движениях я видела Гленн Клоуз. В этом образе не было обиды или желания сделать плохо кому-то. Здесь мне показался подтекст "я хочу это сделать потому, что мне иначе скучно". Я не говорю, что такая интерпретация плоха, нет, она очень даже интересная. Просто я ожидала чего-то более яркого. Тут фея Карабос не показалась какой-то могущественной и страшной, просто своевольной.

День рождения Авроры. Музыка вальса как всегда греет душу. Вальс мне очень понравился, особенно юные танцовщики, которые всё делали с такой аккуратностью, что это просто не могло не понравится. Юные девушки вызывают только восторг своей пластичностью и прогибом корпуса. Да, и вся атмосфера вальса с этими цветами и музыкой, где колокольчики подчёркивают сказочность балета, не оставляет без трепета внутри.

И вот вбегает на сцену Аврора. Я слышала, что в первые показы спектакля многим не нравились Авроры, так как там было всё вроде как технично, но не очень и без какого-то озорства. Парадоксально такое слышать, ведь первые спектакли были отданы юным танцовщицам. В этот же вечер Екатерина Крысанова не только исполняла всё технично и легко, но и дала вот этот восторг принцессы, которая только знакомится с миром. Именно такой образ ведь и был изначально. М.И. Петипа славился тем, что делал образ юной девушки, открывающей мир, потом образ её в мираже для главной мужской партии, и потом уже её встречу со своим возлюбленным. В итоге, Екатерина Крысанова сделала всё, чтобы показать зрителю не маску наивной Авроры, а самого настоящего персонажа с этой идеей внутри. Все поддержки, прыжки, каждое движение руки и поворот головы выглядели очень красиво и опять-таки сказочно. При этом отыгрыш актёрский был естественен и, например, слабость перед погружением в сон была сыграна на отлично.

Жаль, что мужские партии у М.И. Петипа не такие яркие, как женские. Принцы изначально ничем не отличаются друг от друга, но один из танцовщиков смог чуть-чуть выделиться. Кажется, это был всё-таки Марк Орлов. Он единственный из принцев отставлял руку чуть назад, когда они вставали в линию, занимая чуть больше пространства и делая образ более грациозным, что мне сразу бросилось в глаза. Мне кажется, что это было хорошей идеей.

Наконец-таки второе действие. Крестьянский танец конечно был неплох и поддержки выглядели у танцовщиков хорошими. Однако Дмитрий Смилевски перекрыл просто всех. Знаете, есть в человеке стать, стержень и вот это такой случай. Легко, высоко, мягко и при этом приземления были железными, он просто не шелохнулся. Кисти, пальцы, всё продолжало линию и в каждом жесте была грациозность и аристократичность.

Далее идёт танец Нереид, который был для меня почти идеальным, исключая пару расстояний и концовку. Это очень сложная и тяжёлая партия, учитывая темп и сами движения. Я представляю, как это сложно и тяжело, поэтому девушки — огромные молодцы. Руки и корпус были восхитительными. Повороты были одна за другой и очень жаль, что зритель не уделил отдельное внимание этому танцу, а сосредоточился только на похвале солистам.

Победа на Карабос оказалась очень уж быстрой и я даже не сразу поняла, что добро восторжествовало. Отчасти это как раз связано с образом, который представил Игорь Цвирко. Однако где конец сна, там свадьба и герои сказок — одна из самых лучших частей балета. Во-первых, шикарные кошки в исполнении Ульяны Мокшевой и Георгия Гусева. Все движения и повадки были очень мягкими и эти небольшие "драки лапками" смотрелись очень мило. Я в который раз на сцене вижу Ульяну Мокшеву и просто восхищаюсь её артистичностью и жестами. С удовольствием буду следить за её дальнейшими успехами. Красная шапочка (Мария Мишина) и Серый волк (Ратмир Джумалиев) хоть и недолго были на сцене, но запомнились мне какой-то естественностью во взаимодействии между друг другом. На их фоне Золушка (Анна Тихомирова) и Принц (Максим Иванов) показались немного бледными, не было в их вариации задора сказочных персонажей.

Хоть вариация принцессы Флорины и маленькая, но она очень виртуозная в движениях. Это непростая вещь. К сожалению, мне даже не запомнились движения Анастасии Сташкевич. Просто всё было ровно. Чуть лучше ситуация с Климом Евимовым. Его сольные вариации были красивыми, но в дуэте он смотрелся очень уж серьёзным и прямо не отрывал взгляд от своих рук (Похоже на то, что было в дивертисменте). Первая поддержка вышла чуть смазанной, так как не сразу смог усадить на плечо Анастасию Сташкевич, а вторая уже была намного лучше и смотрелась более утончённо.

Там ещё были феи драгоценностей, но... это лучше не обсуждать. Успели оступиться на лестнице, с руками была беда, как-то всё дёргано было и блестели, к сожалению, только костюмы.

Финальное па-де-де Дезире и Авроры было хорошим. Поддержки и сольные вариации мне понравились. Хотя если бы вариации, предшествующие па-де-де были более изящными и захватывающими (Флорина, Золушка, Принц), то тогда солисты бы выложились ещё лучше и финал играл бы новыми красками.

Что сказать по итогу? Это прекрасная музыка П.И. Чайковского. Это удивительное соло арфы, которая просто звёздами рассыпается по залу и буквально оживляет балет. Это декорации, которые многим знакомы и напоминают о детстве. Это очень редко, но хороший состав, где можно посмотреть местами на мастерство танца. Получилось ли Большому проснуться от прикосновения прекрасного принца? Нет, это не самое лучшее восстановление спектакля из-за некоторых артистов и костюмов кордебалета. Стоит ли идти? Если вы не часто смотрите балет — да, если вы студент — да (Цена 1250 рублей кусается, но я не жалею об этой трате). Я в целом осталась довольна, но можно ли это назвать каким-то грандиозным успехом? Нет, для этого всё-таки необходимо вернуть уровень всех танцоров на должную планку и исправить ситуацию с костюмами.

Вообще, удивительно, что с тенденцией перевозить декорации из Мариинки и выдавать это за "премьеру" кое-кто не привёз реконструированную постановку 1999-ог года. Это же тот самый грандиозный спектакль. Кажется, это могло быть более эффектным, чтобы показать мощь маэстро. Однако выбор пал на Вирсаладзе. Возможно, просто дань уважения.

А вы что думаете? Буду благодарна вам за обратную связь, с удовольствием обсужу ваше мнение о премьере. До встречи в заметках о культуре!