Про этот более чем популярный и старый (уже как год ему!) развод меня уже неоднократно просят рассказать читатели. Судя по прессе и откликам комментаторов, развод занимает почетное третье место после "продлевающих договор операторов связи" и "замены счетчиков от Энергосбыта".
Уже описывались:
А вот письма-звонки от начальников и прочих важных персон я еще не разбирал. Потому как, увы, я с подобным мошенничеством не могу повстречаться лично, поскольку уже как больше 8 лет никакого «начальства» над собой не имею. А имеющиеся в контакте чины начальствующие и чиновничьи разве что периодически спам из-за взлома присылают. Со своих страниц настоящих.
То конкурсы, то «займи денег до обеда», то «Смотри какое фото, это не ты на нем?» с файликом-программкой. Короче, скука.
Через фрод-рулетку такие товарищи тоже не выйдут, потому что немного другой принцип работы, без первичного звонка.
А писать по короткому анонсу «написали, я раскусил и отправил в тишину» какой смысл? Присылали подобные ситуации и в чате, и на почту, но коротко и без детального описания ситуаций. Собирался из отрывочных комментариев и историй уже собрать материал, но…
На минувшей неделе улыбнулась удача. И мне, и человеку, поведавшему мне более-менее подробно эту историю. Последнему – в благополучном завершении истории.
Подозрительное сообщение…
Главный «герой» истории - мать поведавшей мне эту историю клиентки. Назовем героиню Натальей Петровной, ей 57 лет. Трудится главным бухгалтером в одном из бюджетных учреждений уже лет так 20 подряд, в целом человек разумный и достаточно продвинутый.
И хотя в нашей местности уже неоднократно предупреждали и в соц.сетях и даже в местной газете о том, что есть такой вариант развода и даже местные случаи, когда жулики мимикрировал в местных боссов – все оказалось тщетно.
В один из дней в Телеграм Наталье Петровне написал один муниципальных чинов уровня зам.зав.нач.чего-то там по вопросам, прямо касающимся деятельности ее конторы. По факту являясь вышестоящим начальником для всей организации.
Почему она решила, что это он? А потому что на фотографии постучавшего контакта был именно он, номер телефона скрыт, но он при этом знал информацию, которую условный далекий мошенник, как показалось Наталье Петровне, знать не может.
Хотя 95% этой информации находится в общем доступе, достаточно 5 минут погуглить, а для более детальной персонализации - пару сотен рублей потратить.
Диалоги, к сожалению, жулье оперативно трет в ТГ, поэтому все условно-сокращенно со слов моей собеседницы.
Назвал Наталью Петровну жулик по имени отчеству и сообщил, что в отношении ряда организаций, включая ту, где она работает, проводится серьезная проверка.
Ей позвонит некий Савинов, оперативник ФСБ, которому нужно будет все честно и прямо рассказать по части работы ее организации.
- Так может быть сначала с Петровым согласовать, - упомянула Наталья Петровна своего начальника на уровне организации.
На что получила строгий и возмущенный наезд, что Петров вообще может быть подозреваемым, там такого наворотили, что Аж Сам Высокий (упоминание мэра города) рвет и мечет от позора. Вообще готов всю контору разогнать, но надо ниточки все найти и посадить причастных.
Увы, очень значительное число потенциальных жертв становится вовсе не потенциальными именно из-за вот этой вот «абсолютности» властной вертикали в провинции. Козырнули известной в местечке фамилией и всё, скромный сотрудник «поплыл» от осознания потенциальных последствий и проблем для себя лично если «самый важный начальник» расстроится. Не задавать же ему или рядом сидящим с ним вопросы - а так ли оно всё?!
Добавляем сюда еще вполне вероятные злоупотребления почти в любой организации и естественное желание любого человека оказаться от них подальше. Особенно когда ничего не злоупотреблял сам. Я промолчу про очень любимую манеру решения конфликтов на работе в провинции, основанную не методе «Ославлю так – дворником не возьмут». Особенно когда поругался с большим и влиятельным начальником, способным позвонить начальнику поменьше с настойчивой просьбой «выпнуть этого куда-нибудь». Было такое, помогал в лечении особо зазвездившихся. Провинция, увы, этим печальна.
Вот видимо на этом фоне Наталья Петровна приняла все за чистую монету. Тем более были какие-то непонятные ей операции мелкие в фирме. А тут еще и собеседник туману пустил, что «вопрос стоит даже о финансировании сами-понимаете-кого».
Ужс, крче.
Вы в большой опасности!
Через буквально 5 минут тот самый оперативник отписался. В Телеграмму, разумеется. С аватаркой с логотипом той самой службы. Предварительно даже скинул какую-то липовую ксиву, удостоверился, что ему верят и позвонил.
Дальше по стандартной схеме.
В компании «засланцы», готовят деньги к хищению. Или директор или другой бухгалтер. У вас же есть еще бухгалтер? Вот она под подозрением! А прикрываются вами! И все документы подписывают вашей ЭЦП! Вы представляете?!
Кроме того, получили доступ к вашим данным и собираются через вас деньги ворованные направить во всякие экстремистские организации. А это ой-какая статья. И ой-как сложно будет вам отмыться.
Поэтому никому ничего не говорите, если кто спросит – отмалчивайтесь. Сейчас давайте сообщайте где у вас счета, чем пользуетесь, какие операции совершали за три дня – будем анализировать и искать «точки ввода».
Происходила вся эта… кхм… цирковая карусель в субботу. Звонящий отдельно акцентировал внимание, что звонит в выходной специально, чтобы на работе ничего не заподозрили.
В тот момент, когда Наталья Петровна уже собиралась диктовать все данные и, наверняка, принимать первые коды доступа, вернулась дочь.
Увидев отмахивающуюся от нее мать, судорожно машущую руками, она сразу поняла, что дело нечисто.
- Это мошенники, да? Кто это? – максимально громко рявкнула дочь, на что мама, отключив микрофон, слезно начала умолять не мешать, так как дело очень важное.
Доча не стала разводить уговоры-переговоры, выхватила с применением небольшой силы телефон, и всем своим знанием могучего русского языка в разговорном формате отпесочила собеседника. А на его грозные вопли про «15-летний срок и сейчас выедет опергруппа» еще и совсем уже открытым матерком с характеристиками выше колена, но ниже брючного ремня прикрыла отборным.
Еще минут 30 понадобилось чтобы убедить белугой ревущую мать, что никто не приедет, никого не посадят, а все это дешевый цирк. Драмы добавляли сыпавшиеся минуту через две звонки, которые дочь охотно принимала и от всей души упражнялась в нецензурной брани.
С той стороны грозном голосом угрожали неимоверными статьями, арестами, штрафами, а под конец чуть ли не физической расправой.
Мама успела разболтать, что у нее 800 тыс. на вкладе и что кредитная история хорошая, Сбербанк 2 млн. предлагал недавно. А тут такая добыча ускользнула.
Статьи, истории из интернета, видео и аудио-записи разговоров с жульем кое-как Наталью Петровну вернули в нормальное состояние. Решилась даже на звонок своему начальнику, который, выругавшись, обрадовал Наталью Петровну тем, что она уже третья из ему известных. Всю контору «шевелят», куда-то данные утекли.
На том все и успокоилось.
Что было бы дальше?
А дальше был всеми нами любимый «безопасный счет». По легенде звонящего, столь активно разоблачаемые им злоумышленники как пить дать уже получили доступ ко всем счетам и личным данным Натальи Петровны и вот-вот возьмут кредиты, которые перечислят врагам государства.
Поэтому нужно взять их самой и вместе с накоплениями передать на депозиты ведомства, те самые безопасные счета. А то и квартирку продать попутно, она тоже под угрозой.
Короче классическая классика, упомянутая уже неоднократно:
Так что будьте бдительны и не верьте, что некие, пусть даже очень серьезные и важные сотрудники органов и ведомств, будут вам написывать в Телегу в условиях строжайшей конфиденциальности.
Если вы будете нужны – вас или вызовут или к вам сразу придут. А коль что-то натворили - то сразу и уведут =) По телефону никто такие серьезные дела не делает, уж поверьте.
«Нравлик» по традиции, все остальное – как пожелаете…
А вот на мою «Телегу» можете без каких-либо опасений подписаться. Там всяко-разно интересно бывает =)