Про этот способ обмана неоднократно сообщали подписчики и вот по очередному звонку из Фрод-Рулетки был пойман этот достаточно распространенный, как я понимаю, развод.
Что такое Фрод-Рулетка и почему через нее звонят мошенники по вашему же заказу я кратко описывал тут:
Кратко напомню, что в случае истечения срока эксплуатации счетчика и при прочих плановых его заменах он действительно меняется бесплатно и за счет поставщика. Если же замена происходит по вашей инициативе, счетчик работает, срок поверки не истек, то оплачивать и сам прибор, и связанные с ним работы придется.
Поэтому мошенники, условно, эксплуатируют реальную ситуацию: плановая замена счетчика. Только в их выдуманном мирке она или бесплатна «вот прям щас» или «потом платно обратитесь».
Еще один важный момент: никакой ОБЯЗАННОСТИ что-то немедленно менять у гражданина нет, поскольку за техническое состояние приборов учета электричества у нас отвечает поставщик.
Звонили какой-то женщине, поэтому пришлось срочно импровизировать, убедив звонящую в том, что данный вопрос можно решить со мной.
Далее краткая стенограмма важных моментов разговора.
Я – как понимаете, я.
Ж – жулик.
Сегодня без особых шуток, мне нужна вся цепочка «развода» под запись.
Энергосбыт на проводе!
Ж: Добрый день. Мне нужна такая-то. Могу услышать?
Я: А кто её спрашивает?
Ж: Энергосбит по счётчикам.
Я: Она вышла в магазин. Что там со счётчиками?
Ж: Ну я тогда, наверное, лучше перезвоню. Она через сколько приблизительно будет домой?
Я: Она по счетчикам вам вообще ничего не скажет, я ими занимаюсь.
Ж: Вы кто, представьтесь.
Я: Муж ее, Александр.
Имя, разумеется, названо потолочное.
Ж: Да, Александр, здравствуйте еще раз. Меня зовут Анна. Дело в том, что было принято постановление на замену счетчиков электроэнергии. До 2025 года обязаны заменить старые счетчики на счетчики нового образца, которые будут автоматически передавать показания в энергосбыт. Сейчас Ваша очередь пришла, но Вы-таки не оформили заявку на бесплатную замену. Уточните, будете в порядке очереди менять или потом самостоятельно за свой счет?
Да. Вы-таки. Так захотелось шуткануть - Фима, вы-таки серьезно?! Вы-таки меня не обманываете?!
Фрагмент этой части «разъяснений» от мошенника опубликован в ТГ. Не забывайте, кстати, подписываться. Там-таки много интересного!
Я: Ну, если бесплатно, в порядке очереди, конечно.
Ж: Так, в порядке очереди. Хорошо, в таком случае мне необходимо будет оформить заявку. А для начала уточните свое полное ФИО.
Я *называю потолочные данные*, помня, что назвался Александром.
Ж: В Вашем доме будут проводить замены на следующую неделю, Давайте согласуем с Вами дату и время, когда будет удобно.
Я: На следующей неделе с девятого по четырнадцатого сентября. Давайте двенадцатого, если можно.
Тут обсуждаем дату, я дважды ее меняю, «вспоминаю» когда буду свободен и так далее. Еще уточняем номер счетчика, который я добросовестно пару минут искал, потом диктовал, потом сверял.
«Определяюсь» с датой.
Ж: Все хорошо. Я информацию записала. Также для того, чтобы новый счетчик я закрепила именно за вами, вы мне уточните номер любого вашего документа паспорта, СНИЛСа.
Несколько минут я «ищу СНИЛС», пока мадам висит на линии.
Называю липовые цифры из любимых цифровых комбинаций приличной части звонящих жуликов.
Тон голоса, как мне кажется, меняется. Поняла?
Ж: Так, сейчас проверяю информацию, буквально одну секунду. Вы же СНИЛС свой диктовали, а не супруги, правильно?
Я: Да, договор на меня был, не знаю, откуда у вас супруга в данных.
Ж: Тогда по вашему номеру телефона, не на номер супруги, а по вашему номеру телефона, я сейчас вам вышлю тогда код с заявкой, там четыре цифры будет, необходимо его внести в систему. Посмотрите, поступило ли вам сообщение.
Я: Ну, поступило, тут написано никому не сообщать. Это как?
Ж: Вам уже поступило сообщение? А я вам его еще не отправила.
Ах ты ж! Переиграла, а я реально поспешил.
Я: Ну блин, поспешил…
Ж: Да, да.
Я: СНИЛС не подошел, да?
Ж: Да, да.
И отключилась. 13 минут. Маловато. Ну да ладно, суть понятна, доводы ясны.
Далее два варианта развития событий:
- Восстановление пароля от Госуслуг, «жертва» сообщает код доступа и жулики перехватывают учетную запись. Далее по ситуации.
- Звонок из «службы поддержки Госуслуг» с информацией о доступе третьих лиц, если что-то пошло не так, СНИЛС не подошел или человек не повелся. И последующая обработка на отвязку номера телефона и «восстановление доступа».
Чем опасно хищение учетной записи Госуслуг – описывал тут:
Что делать, если все-таки похитили доступ – тут:
Развод, как мне кажется, относится к категории весьма опасных. Многие не в курсе порядка замены счетчика, срока действия и всего прочего, особенно пенсионеры. А учитывая, что поверхностно о том, что счетчики меняются бесплатно слышали многие – такие звонки не вызывают опасений.
Да, счетчик меняется БЕСПЛАТНО. Но без СНИЛС, ИНН и уже тем более всяких кодов, которые нельзя никому сообщать.
Кстати. В части доступа к Госуслугам появилась новая схема, когда человеку сперва звонит автоинформатор, который сообщает о «подозрительном доступе», а потом «переключает» на оператора. Дважды было, но дважды срывались звонки и я не успел их нормально отработать.
Поймаю – распишу.
Делимся статьей, сообщаем близким.