Найти тему
Психоложка

Возникновение и развитие психики. Часть 1

Оглавление

Когда мы говорим об изучении психики человека, то имеем дело с самым сложным явлением, с которым человечество когда-либо сталкивалось. И как же нам понять этот феномен? Отечественная психология предлагает рассматривать психику через деятельность. Так, изучая деятельность человека и других организмов мы можем посмотреть, как психика проявляется на разных стадиях её развития.

Дизайн: Иван Чернецкий
Дизайн: Иван Чернецкий

Конечно, нам тогда нужно выделить несколько этапов и А.Н. Леонтьев предложил рассматривать 3 стадии развития психики:

  1. Стадия элементарной сенсорной психики
  2. Стадия перцептивной психики
  3. Стадия интеллекта

В своей монографии «Проблемы развития психики» А.Н. Леонтьев поднимает изначально весьма непростой вопрос: «Что считать живым?». Ведь логично предположить, что психика есть только у живых организмов. Но что считать живым, а что нет? Для этого есть множество критериев: от способности передвигаться до способности к размножению. Но Леонтьев предлагает рассматривать то, что коренным образом отличает живую материю от неживой.

Он говорит, что живое не просто диссимилирует вещества (то есть перерабатывает их, расщепляет), но и ассимилирует (то есть создаёт новые вещества, клетки, ткани). То есть живое способно создавать новое: новые клетки, новые ткани из полученных извне веществ. Этим живое отличается от неживого – способностью восстанавливаться, поддерживать свою жизнь.

Стадия элементарной сенсорной психики

Перейдём же к психике живого организма. Сегодня остановимся на первой стадии. Она характеризуется возникновением чувствительности организмов. Леонтьев описывает чувствительность как способность реагировать на стимулы, которые указывают на желаемый объект.

Вот простой пример: волк, слышащий шум в кустах побежит в них в поиске добычи, так как этот шум и шевеление указывает на то, что там может быть добыча. Волк реагирует при этом не на саму добычу (это могло быть простое дуновение ветра), а на шорох листьев.

Есть ещё один пример: паук, почувствовавший вибрацию его сети паутины, бежит к месту откуда исходит эта вибрация и начинает опутывать жертву в кокон. Паук реагирует не на само насекомое, попавшееся в ловушку. Он реагирует на вибрации паутины. Если вместо мухи вы поместите на паутину звучащий камертон, то паук окутает паутиной и его, несмотря на то, что это камертон.

Почему же паук так реагирует на камертон? Потому что в нормальной ситуации вибрация паутины связана с его базовой потребностью в пище. Таким образом, как отмечает А.Н. Леонтьев, вибрация паутины приобретает для паука «биологический смысл».

Эти примеры и есть проявление элементарной сенсорной психики – чувствительности.

Но стоит отметить, что биологический смысл не является постоянным для живых организмов. Если кормить жабу червями, а затем положить перед ней спичку и кусочек мха, то жаба набросится на спичку, ожидая съесть червя. То есть её чувствительность будет заключаться в реакции на продолговатые предметы, похожие на червя. Но если мы после этого начнём кормить жабу пауками, то в следующий раз она набросится уже на кусочек мха. То есть биологический смысл для неё приобретут округлые предметы, напоминающие паука.

Леонтьев также отмечает, что формирование связей с объектами, имеющими биологический смысл происходит почти что сразу: в течение одной-двух попыток. Цыплёнку достаточно единожды попробовать яичный желток или семечко, чтобы у него сформировался к ним устойчивый интерес. Также быстро они и разрушаются. Цыплёнку достаточно один раз попробовать кожуру апельсина, подложенную вместо желтка и он никогда более не заинтересуется желтком.

В то же время двигательные навыки формируются с большей задержкой. Тому же цыплёнку требуется множество десятков попыток, чтобы подобрать наиболее удобный и эффективный способ клевательных движений.

Биологические смысловые связи имеют «двусторонний характер»: в результате их формирования не только действие внешнего раздражителя начинает вызывать у животного определённую реакцию, но и соответствующая потребность теперь как бы «узнаёт себя» в раздражителе.

Своеобразие этих смысловых связей подчеркивалось уже Ч. Дарвином, который цитирует, например, следующие наблюдения: «гораздо легче искусственно вскормить теленка или ребенка в том случае, если он никогда не получал материнской груди, чем тогда, если он хоть раз получил ее… Личинки, питавшиеся некоторое время каким-либо растением, скорее умрут, чем станут есть другое [растение], которое было бы вполне приемлемым для них, если бы они привыкли питаться им с самого начала»

Много вопросов также вызывают инстинкты, которые иногда приписывают даже человеку. Инстинкт часто понимается как наследственное поведение, не требующее никакого научения. Иногда под инстинктом подразумевают врождённое влечение к чему-то. Подразумевается также, что такое поведение одинаково у всех представителей вида и не зависит от внешних обстоятельств.

Но как же на самом деле: наше поведение скорее имеет заданную программу или скорее постоянно адаптируется и меняется? Для ответа на этот вопрос Жан Анри Фабр брал улей с пчёлами и помещал вплотную к нему конус из бумаги. Пчёлы же изначально прогрызают своими челюстями стенку своего гнезда, состоящую из прочной массы. Но далее они не прогрызают бумажное препятствие в виде конуса и не могут выбраться из своего гнезда. Тогда Фабр делает вывод о том, что пчёлы имеют инстинкт прогрызать только стенки своего гнезда и не в состоянии прогрызть что-то ещё.

Кажется, что вот оно – наглядное доказательство инстинктивного поведения. Но А.Н. Леонтьев отмечает, что этот эксперимент имеет чисто технические недоработки и был недостаточно проанализирован. Так, при детальном рассмотрении выясняется, что пчёлы из-за анатомии их челюсти просто не могут зацепиться за гладкую поверхность бумаги и поэтому её не прогрызают. Также если рядом с гнездом поместить не бумажный конус, а стеклянную трубку с глиной на конце, то пчёлы проходят вдоль всей трубки и прогрызают препятствие. То есть пчёлы всё же могут адаптировать свою способность прогрызать стенки гнезда под другие ситуации и условия, и это поведение не является инстинктивным в распространённом понимании.

Но с другой стороны вариативное поведение основывается всё же на врождённой, видовой способности пчёл к прогрызанию и никак иначе возникнуть не может. Таким образом врождённое поведение является основой для формирования многообразного индивидуального поведения.

На этом мы завершим обзор первой стадии развития психики. Если Вам понравился материал и Вам интересно узнать о том, как проявляется психика более сложных организмов, то пишите комментарии, делитесь с друзьями и читайте новые статьи на нашем ресурсе!

© Максим Гафаров, специально для медиа ресурса "Психоложка"