Из рабочего процесса:
Вчера была на родительском собрании, моя старшая дочь учится во втором классе. Очень бурно прошло собрание. Нет, основной темой были не сборы денег на шторы, как, наверное, можно было бы подумать. Учитель говорила о воспитании наших детей, о том, что дети невоспитанные: они не здороваются, не считают нужным обращаться к учителю по имени-отчеству, хлопают дверьми перед носом взрослого, не считая нужным ни пропустить взрослого вперед, ни придержать дверь.
Родители разделились на несколько групп, с диаметрально противоположными мнениями: одни требовали воспитания от школы – это учитель должна была всему перечисленному научить детей, а не жаловаться сейчас родителям.
Другие говорили о том, что школа привыкла оценивать детей, а не учить, вот уже и до воспитанности добрались, и учителя, будем честны, оценивают не учеников, а родителей, говоря: дети невоспитанные – это результат воспитательного попустительства родителей. По сути, учитель оценивает родителей, их воспитательную деятельность, а делать это – руки коротки.
Третьи считали, что все перечисленное не является показателем воспитанности, здоровается ребенок или нет, это ничего не говорит о его воспитании, потому что это показатель его отношения к другому человеку. Ну, не хочет он желать здоровья постороннему человеку – имеет полное право. Он личность, у него есть свои отношения, которые он выражает так или иначе: приветствует, придерживает дверь и другие приятности.
Четвертые вообще топили за то, что все это мелочи, на которых не стоит концентрироваться и тратить время. Лучше бы больше думали о математике.
Я поймала себя на том, что отмолчалась на собрании потому, что у меня нет четкой позиции по этому вопросу. Меня это озадачило, значит, ли это, что я где-то на задворках четвертой группы, которая не придает этим мелочам значения, раз об этом не задумывалась? Муж вообще сказал, после моего рассказа, что учителка отрабатывает спущенную сверху методичку, и заморачиваться по этому поводу вообще не стоит. Но меня мысль о воспитании: надо – не надо… не отпускает.
Могу ошибаться, но все же позволю себе предположить, что знаю, цель, с которой учитель подняла эту тему на родительском собрании – объединить усилия семьи и школы в воспитательном процессе. Но где-то что-то не докрутила, и возникли разночтения и разногласия.
В идеале семья и школа – партнеры в образовательном процессе каждого отдельно взятого ребенка. Образовательный процесс состоит из обучения и воспитания. Не исключено, что Ваш муж прав, и в год семьи есть отдельное распоряжение о проведении тематических родительских собраний. Что становится источником поднятия этой темы, по большому счету не так важно, как содержание и установление договоренностей о том, как семья и школа в деле воспитания могут помочь ребенку. Но это в идеале.
А на практике семья и школа оказываются противопоставлены как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Собственно, с последствиями этого противостояния Вы и столкнулись на собрании. Вы выделили несколько позиционных групп, но ни одну из них нельзя назвать конструктивной.
Вот смотрите, первая группа перекидывает ответственность за воспитание школе – Вы школа, Вы и должны. Вторая группа подозревает, что школа ставит каждой семье оценку за воспитание, не сотрудничает, а оценивает. Третья группа понимает под воспитанием, что-то в значительной степени не общепринятое. Четвертая группа не видит в воспитании никакой ценности. Кто из родителей, высказавших свою позицию, хотя бы теоретически мог бы пойти на воспитательное сотрудничество со школой? Судя по всему, никто. Поэтому и не конструктивно.
Может быть, даже и хорошо, что Вы, прислушавшись к себе, не обнаружили четкой позиции. И задумались в ее поисках. Это означает, что у Вас есть возможность выработать свою позицию конструктивного воспитательного сотрудничества со школой. Для этого в первую очередь необходимо определить для себя, что значит, быть воспитанным применительно к моему ребенку. А затем подумать о том, что в реализации этого может дать школа, и в каком соотношении это может находиться с усилиями семьи. Так и может родиться конструктивный диалог с учителем и другими родителями.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь