Из рабочего процесса:
На днях было родительское собрание. Как всегда решали финансовые вопросы, под занавес учитель – она у нас вообще-то вполне адекватная тетка – начала распределять между родителями проектную нагрузку. Назвала несколько фамилий учеников, среди них и моего сына, от нас она ждет в этом году проектов высокого уровня сложности, чтобы дети представляли класс и школу на районных и городских мероприятиях.
Мне, конечно, приятно, что учитель так в нас верит. Но это же не моя работа готовить ребенка ко всем этим конкурсам, конференциям. Школа на этом будет палки рубить, а готовить ребенка и дрюкать его при подготовке предлагается мне. Оказывается есть конкурсы проектов, которые включены в рейтинги, и школа без проектов высокого уровня не может войти в эти важные для нее рейтинги. Это прекрасно, но я тут при чем? Как мне ребенку объяснить, что он тут сейчас пахать будет под моим руководством, чтобы школу в каких-то там рейтингах посчитали?
Сейчас Вы видите в происходящем желание школы в целом и Вашего классного конкретно, въехать в рай на Ваших плечах. Вы с ребенком будете работать, прикладывать усилия, а школа получит плюшки от Вашей деятельности, благодаря Вашим усилиям войдет в какие-то мифические рейтинги. При таком раскладе, конечно, слабо хочется проявлять активность.
Однако посмотрите на ситуацию под другим углом: что Ваша активность даст не школе, а Вашему ребенку?
Если Вам удастся выбрать подходящую, интересную ему тему и инструменты работы, посильные ему по возрасту, то Вы можете таким образом сделать для ребенка чрезвычайно много. Именно в процессе выполнения проекта может свершиться профориентация ребенка: изучая, как растет картофель, ребенок может всерьез задуматься о профессии агронома, или наблюдая, за домашним питомцем, примерить на себя роль ветеринара или даже дрессировщика. Или работая с анкетами, понять, что область «Человек-знак» - это совсем не его область и работу в ней он не видит для себя в страшном сне.
Можно утолить сиюминутное любопытство: интересно мне, какие книги читают одноклассники и что им это дает. Выполняя проект, я могу удовлетворить свое любопытство.
Проектом можно решить значимую для себя задачу, актуальную в текущем моменте. Например, я боюсь выступать публично, испытываю гамму неприятных чувств, и если могу избежать выступления, обычно избегаю. Но иногда это значительно вредит академической успеваемости или какому-либо продвижению себя в имеющем значение направлении. Если сделать проект по изучению того, как одноклассники справляются с подобными страхами – можно узнать много полезного и интересного, а также извлечь для себя много практической пользы.
Обнаружив свой интерес, школьник может собрать вокруг себя группу заинтересованных в том же самом товарищей, или даже стать звездой в масштабах школы. На моей памяти такое произошло с десятиклассником, представлявшем на стендовой школьной сессии проект обучения игре на гитаре за три часа. Он стал кумиром пятиклассников, которых научил играть на трех аккордах какую-то популярную в тот год мелодию.
Это что касается выполнения проекта и применения его внутри школы, вне школы хорошим, качественно выполненным проектом тоже можно много чего заполучить. Во-первых, это конференции и конкурсы, с интересными лекционными и исследовательскими программами, во-вторых, это плодотворные встречи с действующими учеными, политиками, артистами (зависит от области, в которой выполняется проект). В-третьих, это портфолио, которое собирает ребенок. Оно может сыграть не последнюю роль при его поступлении в вуз мечты.
Если выиграть вполне конкретный конкурс «Большие вызовы» в своем регионе, то можно провести месяц в Сочи на полном государственном обеспечении, включая перелет.
Теперь закройте на секунду глаза и представьте, что Вы своими усилиями не школу в рейтинг запихиваете, а открываете эти и другие возможности для своего ребенка.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь