Найти в Дзене
Анна Бердникова

Скандал - самый простой способ достичь желаемого!

Как объяснить сыну "что такое хорошо и что такое плохо", когда в школе творится такое? Когда ученик может получить, что угодно, если его родители устроят скандал от положительной отметки за год до места в специализированном классе? Из рабочего процесса: Ситуация, которую я хочу обсудить, вроде бы напрямую не касается меня или моего ребенка, но перестать о ней думать не могу. Мой сын поступает в специализированный класс. Школа делает многоступенчатый отбор. Первую контрольную они писали еще чуть ли не зимой. Всего три отборочных контрольных этапа. В классе есть мальчик, который в этот класс категорически не хочет, да и учиться, наверное, тоже не хочет. Но его мама считает, что он обязательно должен там учиться и пихает его туда изо всех сил. Он уже и первые две контрольные слил, и в классе всем вслух сказал, где он этот класс видел. Это только из прозвучавшего громко и вслух. Учитель профильного предмета мальчика не пригласила на третий тур, раз два первых завалил. Это сын мне так сказ

Как объяснить сыну "что такое хорошо и что такое плохо", когда в школе творится такое? Когда ученик может получить, что угодно, если его родители устроят скандал от положительной отметки за год до места в специализированном классе?

Из рабочего процесса:

Фото из свободного  источника
Фото из свободного источника

Ситуация, которую я хочу обсудить, вроде бы напрямую не касается меня или моего ребенка, но перестать о ней думать не могу.
Мой сын поступает в специализированный класс. Школа делает многоступенчатый отбор. Первую контрольную они писали еще чуть ли не зимой. Всего три отборочных контрольных этапа. В классе есть мальчик, который в этот класс категорически не хочет, да и учиться, наверное, тоже не хочет. Но его мама считает, что он обязательно должен там учиться и пихает его туда изо всех сил. Он уже и первые две контрольные слил, и в классе всем вслух сказал, где он этот класс видел. Это только из прозвучавшего громко и вслух.
Учитель профильного предмета мальчика не пригласила на третий тур, раз два первых завалил. Это сын мне так сказал. Когда об этом узнала мама, начался большой скандал на всю школу: мальчика обидели, притесняют, даже не дали испытать свои силы, семья столько на репетиторов потратила, они будут жаловаться в прокуратуру. Приказом директора мальчика посадили писать третий тур в индивидуальном порядке. Он, как и ожидалось, все завалил. Теперь мама требует, чтобы ей выдали все контрольные, чтобы она убедилась, что ее сыну не дали вариант гораздо сложнее, чем всем остальным. Учитель, сопровождавший написание работы, психологически давил на сына, торопил, поэтому она должна извиниться. Иначе будет заявление в прокуратуру.
Что меня беспокоит в этой ситуации: мой сын прошел испытания, мы с ним много раз говорили о том, что спецкласс – это трудный, но интересный и полезный путь, что туда попадают лучшие, как ученики, так и учителя, интеллектуальная элита учебного учреждения, учиться там - круто… Весь этот скандал происходит на глазах всей школы, все родительские чаты гудят, дома, наверняка, обсуждается эта тема, во всяком случае у всех причастных. Все идет к тому, что этого мальчика в класс посадят, чтобы мама не пылила, не грозила прокуратурой. Как в такой ситуации объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, как работать с его учебной мотивацией, если можно оказаться там, где хочешь, просто пригрозив прокуратурой.

Эта ситуация имеет к Вам гораздо более прямое отношение, чем может показаться на первый взгляд. Суровый многоступенчатый отбор в такой класс нужен для того, чтобы его прошли те, у кого хватает способностей и мотивации много работать в соответствующем профилю направлению. Обучение в классе будет строиться исходя из того, что набраны дети, которые могут работать на высоком уровне сложности с соответствующим прилежанием. Когда в такой класс попадает ребенок, не способный к таким усилиям, у него начинаются сложности с академической успеваемостью. Обычно случайно попавшие в такой класс дети, либо уходят из него через пару четвертей, либо находят свою экологическую нишу, не всегда профильную, но интересную и в целом полезную. У мальчика, о котором Вы говорите, точнее у его семьи, есть апробированный успешный алгоритм поведения в таком случае – не справляешься академически – устрой скандал. Поэтому если мальчик окажется в классе, против своего желания, не имея достаточно развитых учебных навыков для такой нагрузки, скандалы в классе будут идти непрерывно. Это обычно негативно сказывается на психологическом климате класса и отборе учителей в него. Лучшие учителя имеют возможность избегать нагрузки, которую не хотят брать, образовательное учреждение идет им навстречу. Слухи о психологической небезопасности работы в классе, когда на тебя могут написать в прокуратуру за выполнение своих прямых должностных обязанностей, расползаются быстро. Следовательно, в классе вслед за психологическим климатом ухудшается и качество обучения.

Своему ребенку на этом примере можно показать, как работают эффективные и неэффективные модели поведения, что такое краткосрочная перспектива и выигрыш в ней, и игра в долгую. Да, много чего можно объяснить на этом примере. Даже то, что понятия «хорошо» и «плохо» не перпендикулярны, между ними существует обширная серая зона.

Школа сейчас зачастую бессильна в урегулировании ситуаций, подобных Вашей. Поэтому, не исключено, что работать над ней придется родителям класса для сохранения работоспособности и психологического комфорта класса.

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь