Что ж может быть лучше, как не почитать сказочку на ночь, особенно если эта сказка севернорусская да о победе над змеем.
Всем мы, конечно, такие сказки уже читывали в разных вариациях: про похищение принцесс, про Горыныча с его головами, про обманщика, который перед царям-королём выдаёт себя за героя. Сюжет о победителе змея – один из самых распространённых на свете. Он зафиксирован у 83 народов. Исследователи предполагают, что ему не так уж много лет: всего тысячи две примерно.
Собиратель сказок А. И. Никифоров записывал на русском севере все варианты сказок, которые только мог услышать, не ориентируясь на поиск мастеров сказочного жанра. Это дало неожиданные результаты: появлению в сказках бытовых подробностей, смешению жанров, так что в сказке стали появляться анекдоты. Королевские дочери, например, совсем не окружены ореолом изящества и красоты: чем их отличить от деревенских баб, кроме названия, совсем неясно.
Так и получилось, что всё-то на русском севере своими своеобразными деталями поинтересней будет: живую воду таскают из магазина шкаликами, культурные герои королевских дочерей понуждают искать в голове вшей да с перочинным ножиком их – под ноготок, в товарищах водят с собою медведя, а головы змеям рубят тесаком да без предисловий.
Приведённая сказка «Вод Водович» записана в Вожгорском сельсовете дер. Пустынь Лешуконского района Северного края в 30-х гг. XX века. Рассказчик – крестьянин, рыбак и охотник Яков Васильевич Поташов 55 лет. Он был женат, имел двух детей. Грамотен, но в школе не учился, читал лубочные сказки, слышал от разных лиц. «Сказочник артистической манеры исполнения. Эпик. Сказ четкий, ритмический», - отмечается в сборнике «Победитель змея. Севернорусские сказки. А.И. Никифоров».
«Вод Водович»
1. Не в котором царьстьве не в котором государьстьве был жыл король. У короля была доцька Марфа Прекрасна. Она росла во своём саду в терему за тяжолома замками. В ей сад нехто не являлса, в ейну крепось. Только были бабки, няньки. Она выростала, невестой стала, ходит по саду гуляет с няньками с мамками.
2. Шчо-то ей жажда долит. Подошла к своёму колодцю. На колодьци на крыши два стокана воды. Один стокан выпила — маловато и второй выпила. Жывёт пожыват, потом узнала в нутробе шо-то нехорошо. Вот и жывёт, брюхо росьтёт. Потом несколько времени родила двух сыновей. Бабок, нянёк заклйкала, шобы они не розьносили вёсьти. Но потом собрали таким побутом попов. Нельзя носить крестить. Одному дала имя Вод Водовиць, а другому Иван Водовиць, потому шо оны от воды зародились.
3. Ну вот эты детоцьки ростут не по цясам-по минутам, не по минутам — по секунтам. Выросьли болыны, даже стали из лука стрелки стрелять.
— Подай, говорит, дети, ваш дедка, мой папа узнат и у вас головы соймёт и у вас к сьмерти предаст.
Дала им по белому платку, дала по иконы, дала божье бла- гословленья.
— Подите дети на белый свет, куда знайте себе щасье ищйте. Выпусьтила за ограду, и дети пошли по дороги, роширя ноги.
4. Шли несколько времени по етой дороги, дорога пошла надвое. Одна дорога пошла ко сйню морю, а друга в путь. Ну вот они поменялися платками белыма.
— Ежели который платок потемнет, так другому искать брата. Вод Водовиць пошол ко синю морю, а Иван Водовиць пошол по прямой дороге.
5. Вод Водовиць шол по сйню морю, встретился медведь- Мишка. И говорит Мишка, говорит;
— Вод Водовичь — возьми меня в товаришы.
— Эх, Мишенька, Мишенька, я бы взять то рад, да кормить не могу тебя.
Мишка и говорит:
— А што пьёшь ешь, я хоть крошки, хоть коски, и тем питаюсь.
Ну вот пригласил он Мишку в товарышы. Пошли по дороге.
6. Идут по сйню морю на пристань. Рыболовы рыбу ловят на пристани. Он говорит:
— Рыболовы, говорит, продайти рыбы.
Рыболовы дали ему рыбы, он сварил, покушал и Мишку накормил.
— А шчо же, говорит, товаришчы, перевезьли [бы] меня за синё морё. Они и согласились его везьти в карбасе. Вот и повезь- лй. Перевезьли за синё море, он росьцёт им отдал, деньжонок горьсь безь сцёту. Пошол сам по дороги, роширя ноги, в путь, куда дорога идёт.
7. Шол, забрёл в город, пошол по за городу, зашол в дряхлу избушку, жывёт старуха. Старуха от молитвы отказалась, странника накормила, напоила и весьти стала спрашивать.
— Откуль, добрый молодець, идёшь и куда путь дёр- жышь?
А он и говорит:
— Што, бабушка, у вас здесь цярь царит, ли король коро- люет?
Она на ответ дала ему.
— Зьдесь король королюёт, да не совсем в радосьти весёлой. У ёгб три доцьки. Перву доцьцу просит троеглавой зьмей в жены. Все плацют и ревут, на спроводйны пошли, я пойду тоже.
Вод Водовичь остался у ей в ызбушки.
8. Но вот шим-хам, и ушол со своим Мишкой. Пошол о синё море. Приходит о синё море, стоит высокая башня. Он зашол в эту башню, сидит королева и улыбкой уливаетця слезми.
Он и говорит:
— Дева, поишчи у мня, прохожая, в голове вшей (просто).
А она и говорит:
— Ох, добрый молодець, соньце закатитьця и заря зазорить- ця, поганое издолишчо выдет из синя моря, троеглавый зьмей, меня съес и тебя съес.
— Время рано ешче, девиця, нечо пецялиться.
Дал ей перёчцинной нбжичёк и лёк ей на колени. Ана стала в еуо головы промышлять вбшок. Он заснул крепким сном у ея на коленях.
9. Потом соньце закатилось, заря зазарилась, вышел трех-главой зьмей. И говорит зьмей:
— Фу, говорит, руськой дух, не то што одна добыча, двойна.
Она его будила-будила одва розбудила. Он говорит:
— Ах ты, погана тварь. Каково то тебе понравиться. С головы косьливо, а с... не отеребил да и опалил.
Но. Побежал Вод Водовиць, свой тесак обнажыл, три головы его срубил на промах, ети головы под Златырь камень завалил, туловишчо в морё спехнул. Зашол к девици королевы. Королева зовёт его на родину домой. А он и говорит:
— Девиця, будешь на времени, так тогда меня поменй.
10. Водовозы приехали за водой. Она к им проситце. А старший водовоз говорит:
— Идёшь за меня замуж, так возьму и увезу.
Согласилась бутто как итти за иго.
11. А Вод Водовичь опять пришол к етой старухи. Старуха накормила, напоила, тогда на отдох по знакомсьву его повалила. На други сутки опять шестиглавой зьмей просит другу дочь. Ну вот старуха сходила в город, а Вод спрашиват:
— Шо, бабушка, у нас ведеться.
— А вот втору дочьку шесьтиглавой зьмей просит. Я тоже пойду спровожать. Старуха ушла.
12. Вод Водовичь пошол сзади ея тоже шляться ко синю морю. Где ходил — не ходил, опять пришол к етой башни. Опять королева сидит в этой башни, улыбкой слезами уливаетце. Он зашол в башню, поздоровался с королевой и говорит:
— Королева, говорит, поишчи, говорит, у меня, прохожая, в головы вшей.
А она говорит:
— Поискать то бы я рада, да нецим.
Он дал свои маленький перечиннои ножичек и повалился ей на колени. Она искала-искала, потом он заснул крепким сном.
13. Соньцё закатилось и заря зазарилась. Вышел поганой издолишчо из синя моря шесьтиглавой зьмей.
— Фу, говорит, руськой дух, не то шчо одна добычя, а двойна.
Она будила будила всяко. Ему на лицё сьлеза капнула. Он
вскоцил и побежал на побоишче, выхватил свой тесок, абнажыл тесок на поганого издолишча. шестиглавого зьмея и отрубил б голов своим тесаком. Головы завалил под Златырь камень, а туловишчо в морё спехал. Но. Зашол в башню королевы. Королева с улыбкой ёгб желат в госьти к ёгб к отцю к родителю. А он и говорит:
— Когда, королева, будешь на времени, так тогда меня помени. Мишки на шею дала шолковый платок. Сьвезала своими руками. Вод Водовиць пошол, она осталась в башни.
14. Опять приеждяют водовозы за водой, и проситця она к им уехать домой. Она говорит:
— Ежели скажешь, шчо мы спасьли, так возьмем, а не скажешь, так не возьмём.
15. Вод Водовиць пришол опять к той же старухи на отдох. Старуха накормила его опять по старому времени, как и раньше поцитала.
— Ну, говорит, што, бабушка у вас ведётця ново?
А, говорит, посьледню доцерь девятиглавои зьмей просит на сьеданье. Две то спасали водовозы, а ету то уж, говорит, не знаю.
16. Но. Бабушка пошла спровожать, на спроводины, а Вод Водовичь пошол ко синю морю. Де ходил не ходил, опять в ту же башню приходит. Сидит королева. Опять заставил таким же побутом вшей в головы искать.
17. Но вот соньце закатилось, заря зазарилась, из синя моря вышол поганой зьмей девятиглавой.
Она его будила будила за ревун-волос (за ухом) разбудила. Вод Водовиць побежал на драку с поганым издолишчом драться. Выхватил свой тесак, 9 голов сразу срубил. Головы под Златырь камень завалил, туловишчо стал спихивать в морё. Когти поганого ульнули в одежду. Потом вместе с туловишчем и сам ушол в морьскую глубину.
Закрицял:
— Эй, Мишка, брат!
Мишка прыгнул и его поймал за волосы и выташчил вместе с туловишчом. Но. Туловишчо худо ли хорошо, спехали воз- рат с Мишкой, обое перемокли. Пошли к королевы в холодную башню. Но. Вот королева звала их к отцю родителю на пир на бая. А он говорит:
— Когда будешь, королева, на временй, тогда нас помени.
Пошол опять о синё море к избушке к той же старушки.
18. Водовозы подъеждяют за водой к синю морю. Она про- ситця к им, говорит:
— Возьмите меня, водовозы.
А они говорят:
— Взять то бы и взяли, да выйдет нехорошо. Если скажешь, што мы спасьли, то — хорошо, а то побьём и в морё бросим.
Она согласилась и заклятье дала, шо худого от меня не выйдет.
19. Но вот приехала домой. Отець король собрал пир-бая, со всех держав наехали князья и бояра, короли и цари. Но вот. На етом пиру старша доць стала себе жениха выбирать.
Вод Водовичь тожо пришол на пир, на бал, со своим Мишкой, сел на пецьной столп (жест сказочника в сторону печи), а Мишка сел вот там (жест под порог) на диван. Ну вот ето старша доць подносит женихам по цярке водки, князьям и боярам, королям и царям. Выбрала себе жениха князеського сына. Вод Водовичь заиграл в рожок:
— Мне то цяроцьку да полведерьную, а Мишеньке то цяроцьку ка цетвертную.
Ну вот они стукнули одну цяроцьку полведерьную, а Мишенька цетьвертную. Маленько потоньцовали и оселись.
20. Вторая доць опять стала по цярки обносить. Всех обнёсла, жениха не могла найти. Подала цяроцку Воду Водо- вицю. И сказала — призвала своёго папашу.
— Вот, папаша, не водовозы нас спасали, а вот кто спасал. 1 от — оогосуженои, который сидит на пецки на столбу.
Он спусьтился с пецки. Она его в уста поцеловала, назвала своим боуосуженым.
15 Жест сказочника в сторону печи.
16 Жест под порог.
21. Ну и третья стала опять по цярке обносить. Всех обнесла тоже по цярки гостей, прихожых и приежжых. Но выбрала тожо жениха себе королевского сына.
22. А у короля ведь не пиво варить, не вино курить, свои магазиня стоят. Попов, дьяков в церьков да на подножник, за трех зятьей и три доцери. Повеньцял поп законным браком. Потом перовали столовали.
23. Вод Водовичь переспал одну ночьку. Пошли гулять по городу со своей королевой, по москам идут. Бежыт птичька очень прекрасна. Вод Водовичь хочет поймать ету птичьку. Она не дается в руки. Бежала, бежала, сьвернула с москов в дряхлу избушку. В сени сунулса, потом и в ызбушку. А сидела старуха на пеце с клюкой. Она ошчипетела его ловко, он помертьвел.
24. У Ивана Водовиця потемнел платок. Схватился брат ёгб. Пошол тоже искать брата по той же дороге ко синю морю. Тоже стретился Мишка, тоже пригласил его в товаришчы и тоже пришли на ту же пристань, где рыболовы рыбу ловят. Иван Водовиць купил рыбы, сам наелса накушалса и Мишку накормил. Потом попросил рыболовов за синё море. Рыболовы согласились, перевезьли его в карбасе, сколько ненабудь дал им копейок за перевоз.
25. Потом идёт по дороге в город. Королева його увидала.
— Ты, Вод Водовиць, говорит, де ты был?
Она посоштила хозяина. Ну вот они зашли в дом ея. Ноць принадлежит к носьлегу. Но вот он и говорит:
— Королева, говорит, которой руку накинем ле ногу, у того голова с плец. Вот и легли спать. У королевы серьце заболело — повеньцялись с хозяином, а спать нельзя. Как ненабудь ноць прошла, пропутались.
26. Утром стают, опять пошол гулять по городу под руцьку по москам. Опять та же птицька стретилась Ивану Водовицю. Королева и говорит:
— Вод Водовичь, не ходи, опять оманет.
Ну вот Иван Водовичь крался, крался с москов в избушку. Она в сеньци скочила, и он взади. Потом в ызбу то не сунулся. А старуха то клюкой то и треснула его. Он выхватил клюку да старуху то и убил.
27. Своёго Мишку послал в магазин за жывой водой. Мишка принёс два шкалика воды. Одной спрыскал — зьделалси целой, другой спрыскал — зделался жывой.
— Фу, говорит, долго спал скоро стал.
28. Но вот они тут два брата поздоровкались. Вод Водо- вичь повёл к тесьтю в госьти. Стали пировать да столовать да три недели всё гулели.
Вод Водовичь и говорит:
— Брат, Иван Водовичь, у купця то дочь хороша есь, стану свататься.
— А не пойдёт, говорит, за бродягу.
— А отцего не пойдет?
Вот пошли сватать. Сосватались тоже. Богу помолили да и спать. Но вот привыкли немножко. А у купца сыновей не было, его в принятые к купцю. Торговля широко идёт. Один брат взял королеву, а другой купецеску дочь.
29. Жыть пожывать и теперя жывут.
Но. Вот тебе одну побывалынину сказал.