Немного настоящего андерграунда с 700 оценками на IMDb. Дебютный фильм испанского независимого режиссёра Мигеля Льянсо, про второй фильм которого, «Иисус показывает тебе путь к шоссе», мы уже писали – можете почитать по ссылке. И, если вторая его работа – разгульная шизофантастика, цветастая, полная пародийной сатиры и заигрываний с образами американской поп-культуры, то тут всё намного спокойнее. Даже неожиданно спокойно, нежно и философично.
«Крошки» – медленная меланхоличная история о парне (темнокожем карлике) и девушке, которые пытаются сохранить любовь на обломках цивилизации. Вокруг – постапокалиптическая Эфиопия, с большой войны прошло несколько веков. Людей практически не осталось, а те, что остались, занимаются странным. Но процесс выживания тут совсем не агрессивный, как это обычно принято в постапокалиптических фильмах. Люди не страдают от голода или холода, у них, будто бы, всё есть. Но неясная тоска сопровождает каждый их вздох, толкая сражаться. И сражения эти идут не за пищу или другие ресурсы, а за смыслы. Такой мир после апокалипсиса постмодерна. Пирамида Маслоу сработала как-то не так, как задумывалось. Вместо оружия у людей здесь – пластмассовые мечи от Mattel, вместо амулетов – фигурки черепашек-ниндзя, вместо икон – портрет Майкла Джордана. Из артефактов умершей цивилизации остались лишь игрушки да металлолом. Всё мертво.
Главный герой, карлик, настолько шокирован десемантизацией окружающего, что решает, будто он – Супермен, пришелец из иного мира (потому что этот мир не может быть родным). Всеми силами он пытается добраться до зависшего в воздухе с древних времён ржавого корабля, напоминающего пепелац из «Кин-дза-дзы». Он идёт по бескрайней пустыне из металлолома и заброшенных конструкций, не зная, к чему и, в конечном итоге, не зная, зачем. Практически посмертное путешествие. Метафизика здесь совсем не выписана, она лишь сквозит в обрывочном стиле диалогов, абсурдистском масскультурном фетишизме и случайных, полных бессмысленности персонажах, встречающимися на пути. Мертвы смыслы, мертва культура. Всё мертво.
Сопровождается всё это откровенно шизовыми закадровыми пояснениями, которые, по всем заветам сюрреализма, ничего в действительности не поясняют. И вот, среди всей этой посмертной тоски, всё же живёт настоящая любовь – и в этом, пожалуй, главное послание фильма. Оно простое и чистое, это послание. Пусть все смыслы вокруг разрушены, пусть культура самоуничтожилась, но любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Любовь всему верит, всего надеется, все переносит. Мелодраматическая линия выписана парой лёгких мазков, очень скудно, но искренне. Она такая и должна быть. Чем проще, тем ближе к корням. А корни – это важно. Корни не умирают.
К слову, декорации у фильма очень атмосферные, даже интересно, что из этого было создано специально для фильма, а что представляет собой повседневные ландшафты реальной Эфиопии. Учитывая, что бюджет фильма составляет микроскопические 200,000 евро, скорей всего, Эфиопия как-то так и выглядит.
Снят фильм сдержанно, на обычный цифровой Blackmagic, никаких древних плёночных 16-мм камер, как в «Иисусе показывает тебе путь к шоссе». Впрочем, и бюджет у фильма в два раза меньше, чем у следующей работы режиссёра. Цветокор тоже мягкий, будто мы смотрим какую-нибудь «Дорогу».
Стоит ли смотреть ленту? Скорее да, чем нет. В ней есть чуткая, лишённая надрыва трагичность, есть скрытая рефлексия о бессмысленности масс-культуры. Она достаточно красивая, в конце концов. И, несмотря на сдержанность повествования, всё же она достаточно сюрреалистична. А ещё у неё 100% положительных рецензий на Томатах, что для некоторой части публики тоже аргумент. Действительно, прикопаться в фильме не к чему. Конечно, это не «большое кино», да оно так себя и не позиционирует. Маленькая нежная история о попытках самопознания в мире постмодерна, аляповато склеенного из обрывков больших нарративов. История про всех нас.
Моя оценка - 6.1/10
IMDb - 5.9/10
КП - нет оценки
RottenTomatoes - 100%