Техническими средствами в пространство массовых коммуникаций вливаются произведения искусства. Уникальность растворяется в огромных скоростях копирования и подражании авторскому стилю.
В стремлении к результатам, значимым для широких масс, утрачиваются во времени смыслы, символы и ценности, оставляя после себя едва уловимый образ эпохи прагматизма.
Из глубин времени прагматический образ соприкасается с творениями эстета, поэта, драматурга Оскара Уайльда. В эссе "Упадок лжи" он протягивает сквозь время вдохновляющий символ, направляя к новой культурно-исторической эпохе:
«Лучше наслаждаться розой, чем помещать ее корень под микроскоп» [1, с.103].
Наблюдать за лабораторными экспериментами естественного отбора и воспринимать произведения искусства - это два разных стиля творческого мышления личности, способствующие адаптации и самоопределению.
Для успешной адаптации к растущей скорости получения научно-технических результатов на фоне усиливающихся вооруженных конфликтов нам следует повышать творческий потенциал, уделяя внимание самоопределению, исследованиям психических процессов и искусству, способствующих развитию культуры и единению.
Интеграция противоположностей в целое, социальное единство берут начало не в изучении взаимодействий материальных объектов, а в развитии способностей творческого мышления и воображения субъекта, методах классификации и упорядочивания воспринимаемого.
Многозначная красота, оригинальность, гармония, утонченность, завершенность - эти и многие другие качества постигаются субъектом именно в искусстве.
Согласно взглядам О. Уайльда, более развитая способность к объединению, упорядочиванию и классификации воспринимаемого формируется не практической жизнью, а развитием искусств.
«Смотреть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту. Тогда да, лишь тогда все обретает существование» [1, с.36,37].
Достижение творческих высот в искусстве достигается тремя ступенями.
Первая ступень – стремление создать прекрасное и восхитительное, направляя внимание к искусству и качествам воображения, постигая гармоничное целое путем оформления, то есть придания формы и украшения, не имеющего практической цели.
«Воображение по сути своей является творческим, оно вечно занято поиском новых форм» [1, с.31].
Это направление внутрь, ведущее к пониманию высот через погружение в глубины, готовность охватить не ширину, а прочувствовать нюансы и контрасты целого.
Вторая ступень творческого процесса, это стремление воплотить в жизнь воодушевляющую форму, даже если она причиняет боль, но формирует гармоничную личность, раскрывая ценности нераздельного целого.
«Истинный художник тот, кто идет не от переживаний к форме, а от формы к мысли и страсти. Неверно полагать, что вначале он обдумывает идею и потом говорит себе: «Я выражу эту идею в четырнадцати стихах, написанных таким-то размером», – нет, вначале он должен постичь красоту сонета как формы, постичь его особую музыку и особую рифму, и сама форма подскажет, чем она должна быть заполнена, чтобы обрести интеллектуальное и эмоциональное значение [1, с.193].
Разность величин, например, открытости и таинственности, возвышенности и приземленности, высокой скорости и покоя, наполненности и пустоты, словно разность потенциалов электрического напряжения, становится стимулом эмоционального напряжения. Увеличивая эмоциональное напряжение, посредством стиля, достигая определенных пределов, воображение постигает форму многозначной красоты, позволяя испытать эстетическую реакцию.
«Просвещенные проникаются эстетическим качеством, непросвещенным кажется, что они простудились» [1, с.37].
Переключение внимания с одного состояния на другое, с одной области пространства на другую с различными скоростями, частотой колебаний, плотностью, с различными потенциалами, системами отсчета, в пределах соприкосновения проявляются качества восприятия, восприятия времени, то есть внутреннее или субъективное отражение частоты, ритма, скорости. В этом суть теории относительности.
Психологи, игнорирующие изучение соотносящегося целого, подвержены иллюзиям. Иллюзии восприятия нередко возникают при переводе внимания из одной области в другую, на границе между областями с различными характеристиками. Так, взгляд через призму естественных наук к исследованию психических процессов отделяет от субъекта творческий потенциал, субъект превращается в объект, что в дальнейшем ведет к поиску и изучению объективных закономерностей вместо установления субъективных отражений.
Психологические эксперименты, проводимые в специальных условиях, осуществляются в контексте получения субъектом жизненного опыта, но сам опыт по определению является экспериментом. Таким образом, изучается жизненный опыт посредством научного опыта и раскрывается их потенциал.
Прожитый опыт личности является неопровержимой аксиомой, а психологи-экспериментаторы выдвигают, требующую доказательств гипотезу и смотрят с этой позиции. В результате они нуждаются в разделении жизненного опыта посредством научного эксперимента, чтобы найти то, что сами и привнесли.
Психология стала экспериментальной тогда, когда Вильгельм Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию, а непосредственный эксперимент, вернее опыт приобрел для психологов такое свойство, что стал предметом психологии. Многие попали в иллюзию, что психология изучает опыт, однако опыт относится к получению знаний.
Научно-технический прогресс не следует за развитием психологии, развитием творческих способностей личности и искусства, а наоборот, развитие личности медленно плетется за стремительным развитием технических средств и автоматизацией, что является ярким примером ситуации "телеги впереди лошади".
Ошибочно было бы полагать, что в основе находится опыт или эксперимент. В действительности обращение к психическим процессам происходит не на стадии опыта, а намного раньше, когда мы понимаем соотношения целого, структурные связи, формулируем проблему, и только потом следует эксперимент.
Третья ступень, завершающая переход из одного пространства в другое.
«Третья стадия – когда Жизнь все-таки одерживает победу, изгоняя Искусство в места необитаемые» [1, с.21].
Эпоха прагматизма, достигнувшая высокой скорости получения результатов, воплощается в видеоклипах, фотографиях, играх, миниатюрах, коротких рассказах, притчах, афоризмах, в этих формах отражены воспринятые личностью и социумом скорость и ритм эпохи.
Но они с такой же скоростью и устаревают.
Развивая творческое мышление, воображение, способы классификации и упорядочивания воспринимаемых явлений творческая личность постигнет новую форму, отражающую новый свойственный ей ритм времени.
Список использованной литературы:
1. Уайльд О. Истина о масках: эссе / Оскар Уайльд; пер. с англ. А. Зверева, О. Кириченко, М. Кореневой, К. Чуковского. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 228 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с., ил.