Продолжение
...В те годы обнаружился резкий всплеск субкультур. Почему? Здесь есть аналогия и с той же Оттепелью, и, как ни странно, с Серебряным веком. Оба эти предыдущие по отношению к Перестройке, периода стали временем настоящего разлома. ВременнОго, социального, исторического, политического, экономического. И, конечно, культурного. В Серебряном веке, к примеру, случилось столкновение царского, имперского мира – с грядущим большевистским. Мира аристократических привычек и голой правды абсолютного большинства – бедных, необразованных, несчастных людей. Перемены, буквально революционные – были неизбежны. Где искать правды, в чем истина? В старом порядке или в его разрушении?..Множились версии, но, в любом случае, прежние модели не позволяли жить, как раньше, вот и росло число совершенно разноплановых творческих, научных, философских, социальных кружков и идеологий.
В Оттепели было то же самое – отказ от культа Сталина, само признание этого культа стало разломом в отношениях миллионов людей. В отношении друг друга, к себе самим прежним и нынешним. Отняли опору – ужасную для одних, спасительную для других – и стало непонятно, как жить дальше. Кто-то был неимоверно счастлив такому освобождению, а у кого-то выбили почву из-под ног. И снова – нет одной верной модели бытия, значит народ ищет ее хаотично, сумбурно. Значит, растут сообщества авангардистов, абстракционистов, соцреалистов, диссидентов, стиляг, т.е. совершенно порой противоречащих друг другу миров.
И в Перестройку мы снова к этому пришли. Старый мир перестал нравиться новым людям. Они захотели, подобно футуристам Серебряного века и диссидентам Оттепели, совершенно новую, свою модель. И стали ее искать.
Вот такой, к примеру, феномен, в общем, далекий непосредственно от культуры (художественной, в смысле) - появились сообщества переставших верить в государственный спорт, бойцовских клубов. Ребят, желавших выплеснуть боевую энергию не в стандартном советском формате. А еще и с применением загадочных идеологий восточных единоборств. С принятием за главного не какого-нибудь разваливающегося на глазах генсека, а родного тренера. Часто по совместительству занимающегося чем-то подпольным….Очень скоро показанное в «Курьере» карате стало в нашей стране запретным. Потому что подпольно собирало что-то вроде якудзы или «коза ностры» прямо под носом у советского государства. Да еще и с тренером, а не генсеком в авторитетах, который был как отец родной, и именно на нем замыкалась иерархическая цепочка. Дальше и важнее, выше, главнее него - сенпая или сенсея - никого для подпольного каратиста не было. Во-первых, именно это государство было особенно обидно. Во-вторых, проводя нелегальные тренировки, содержа неофициальный спортклуб, тренер получал взносы или плату за занятия, минуя государственную кассу. И карате на добрый десяток лет (если речь о 1981годе как начале новой волны запрета) до развала СССР было вне закона. И момент, когда в "Курьере" ребята тайком смотрят фильмы с каратистами - именно поэтому особенный.
...Появилось множество музыкальных субкультур. В 80-е все-таки уже были свои послабления в этом плане – ну не сажали уже на 15 суток за прослушивание рок-музыки, не состригали прямо там, где поймали, ирокезы с голов. Квартирников было все больше, и проводили их все смелее. Еще немного, и они выйдут из-подполья на полноценные площадки и даже заключат договора с какой-нибудь официальной «Мелодией». А в 90-е и вовсе поедут во всероссийский тур поддерживать власть...Кто бы мог подумать!
С растущими музыкальными субкультурами на арену вышла и свобода нравов. Первые откровенные фильмы (о проституции, об отношениях вне брака), западный стиль сексуализации всего и вся в масс-медиа проник в повседневность молодежи, почуявшей свободу - во всем. Сама мода 80-х кричала об этом - яркий макияж (а в рок-среде и у мужчин тоже), вызывающая одежда, отрицание нравов предыдущего поколения выработали совершенно иной тип взаимоотношения полов. Целоваться прилюдно было больше не стыдно. Говорить об интиме - тем более. И в "Курьере" героиня Немоляевой прямо приглашает героя Дунаевского пойти "делать детей".
Неформалы, брейкдансеры, каратисты и «гопники», наряду с золотой молодежью и их родителями – зеркало «Курьера» и зеркало 80-х. Их родителям было страшно и тошно от грядущих перемен, а вот детям казалось, что впереди самое то. Что та самая "мечта о чем-нибудь великом" того стоит и обязательно будет реализована. Кто же был прав?..И не осталось ли это все лишь стремлением "купить новое пальто"?..
Юлия Милович-Шералиева