Сегодня – разговор о фильме, где говорится о том, что не все работники торговли непременно жулики. Бывают и честные – которых можно оболгать и подставить, но нельзя соблазнить преступными деньгами.
Впрочем, в СССР так редко показывали продавцов и тем паче – заведующих отделами в качестве «хороших парней» и таких же девчат, что «За витриной универмага» (1955) – это своего рода уникальное кино.
Сценарий к нему написал Алексей Каплер, только что освободившийся из мест не столь отдалённых, куда в 1943-м уехал за антисоветскую деятельность, а по факту – за роман с юной принцессой, Светланой Аллилуевой.
Это был скандал на всю Москву! Но вернёмся к киноработе. Режиссёр – Самсон Самсонов, для которого это был второй фильм, причём сразу же после удачной экранизации чеховской «Попрыгуньи» (1955).
В центре внимания – образцовый универмаг, причём начало сценария перекликается с …романом Эмиля Золя «Дамское счастье». Подробное описание чертога, исполняющего материальные мечты!
Мы видим и богатый магазин, куда с самого утра стекаются покупатели, и роскошь товаров, и красивых продавщиц в шёлковых платьях, …и – сложные производственно-личные взаимоотношения. Правда, любовные линии – не как у Золя.
Итак, перед нами эффектный завотделом готового платья – Михаил Крылов (Иван Дмитриев), бывший офицер, к слову. Любит своё дело – да, есть и были энтузиасты торгового дела, а не только жучки, ворюги, махинаторы.
И вот Крылов вступает в конфликт с директором швейной фабрики – Анной Андреевой, статной и властной женщиной (Наталья Медведева). Оказывается, что её производство гонит брак, а страдают магазины, точнее – покупатели.
И, конечно, между Крыловым и Андреевым пробегает непонятная (пока) искра, которая потом станет настоящим пламенем. Правда, почти весь фильм они горячо ругаются, и лишь в конце возникнет любовь из ненависти.
Андреева и её коллектив, получив взбучки, подтягивается. Параллельно развивается роман продавщицы Сони Божко (Светлана Дружинина) с миловидным лейтенантом милиции Сеней Малюткиным (Анатолий Кузнецов).
Также мы наблюдаем «комическую пару» - Юлю, помешанную на моде (Микаэла Дроздовская) и комсорга Славы (Олег Анофриев), который цитирует Маркса и мешает своей возлюбленной читать журнал ‘Rīgas Modes’. Но эти лав-стори – только фон для детектива.
Точнее, мы видим слияние жанров, причём весьма удачное. В магазине орудует шайка, преступным «мозгом» которой является ...благообразный, мудрый, тактичный, Мартын Иваныч Мазченко – старейший работник отрасли.
Актёр Михаил Трояновский родился в 1889 году, и понятно, что его персонаж начинал ещё при царе. При ком стал подпольным миллионером – неясно. Тирада его жены во время обыска примечательна: «Что же мы жили всегда, как нищие?!»
То есть Мартын Иванович все годы прятал богатства, нажитые преступным путём, а сам, как ильфо-петровский Корейко, существовал в режиме экономии. Вот его подельники – те хотя бы на гульбу в ресторанах тратятся.
Итак, у группы лиц, объединённых сговором, возникла идея, но для её реализации нужен «свой» завотделом. Честному Крылову была предложена схема и даже две схемы, позволяющие проворачивать делишки.
После того, как бывший военный грубо отказывает, его …ловко подставляют. Крылов отстранён и даёт показания. Но не таков коллектив магазина, чтобы оставить своего начальника – они-то в него верят!
Сотрудники организовывают собственное расследование и находят виновника – эх, Мартын Иваныч, а ведь нам советовали брать с вас пример! Все воры пойманы, все влюблённые – соединились!
Но главное действующее лицо здесь не завмаг и даже не ярчайшая героиня Дружининой, а как у Эмиля Золя – сам магазин. Он изображён, как живой организм, где случается всё – и «болезни» тоже.
P.S. А ещё в этой кинокартине - пара деталей, требующих упоминания. Допустим, прекрасная фоновая музыка Александра Цфасмана, потом долгие годы звучавшая в качестве заставки к передаче «Музыкальный киоск».
В одной из сцен, где соседи Крылова приходят к нему смотреть телевизор, на экране - молодая Валентина Леонтьева, которую уже моё поколение помнит, как тётю Валю - ведущую программ «В гостях у сказки» и «Спокойной ночи, малыши».
Zina KorZina (c)