Найти тему
Здесь

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось обмануть судьбу и достичь власти

На протяжении истории самозванцы чаще всего заканчивали свою авантюрную карьеру весьма плачевно — либо в темницах, либо на плахе. Попытки захватить власть, выдавая себя за правителей, редко были успешны, и многие быстро разоблачались. Однако иногда история преподносила сюрпризы. Бывали случаи, когда авантюристы и смельчаки, провозгласившие себя королями или императорами, на какое-то время действительно получали власть и поддержку народа. В этом материале мы расскажем о пяти таких самозванцах, которые смогли ненадолго взойти на трон. Этих персонажей история запомнила как людей, которые, пусть и временно, смогли обмануть не только своих современников, но и саму судьбу.

1. Лже-Бардия — Персидский самозванец, захвативший империю

В далёком 522 году до н. э., в самом сердце Персидской империи, развернулась одна из самых удивительных авантюр древнего мира. После смерти Кира Великого, основателя Персидской империи, его старший сын Камбиз занял трон, но вскоре стал жестоким и ненавидимым правителем. Он видел угрозу своей власти везде и в каждом, включая собственного брата Бардию, которого он приказал убить. Однако смерть Бардии не остановила волнения среди народа, и весной того же года появился человек, провозгласивший себя чудом спасшимся Бардием. Это был мидийский жрец по имени Гаумата.

Под именем Лже-Бардию Гаумата быстро завоевал поддержку большого числа подданных, недовольных правлением Камбиза. Вскоре вся Персия встала на сторону самозванца, и Камбиз, услышав об этом, был вынужден оставить свой поход в Египте и поспешить на родину. Однако на пути домой он умер от гангрены, и Гаумата на короткое время стал правителем огромной Персидской империи.

Несмотря на свою власть, правление Лже-Бардию длилось всего несколько месяцев. Персидская аристократия, возглавляемая Дарием I, составила заговор, и Гаумата был убит. Так Дарий стал новым царём Персии, а его потомки правили империей вплоть до завоевания Александром Македонским.

2. Лже-Нерон — Пиратский король Средиземноморья

В истории Римской империи имя Нерона олицетворяет тиранию, жестокость и безумие. Но на востоке империи отношение к нему было несколько иным. Хотя Нерон покончил с собой в 68 году, его популярность в некоторых восточных провинциях оставалась высокой, особенно в Греции, где его помнили как покровителя и снисходительного правителя, который, например, снизил налоги.

Осенью того же года в Греции объявился человек, утверждавший, что он — чудом спасшийся Нерон. Самозванец привлёк на свою сторону немалое число сторонников, особенно среди недовольных римским правлением. Он даже обзавёлся кораблём и стал предводителем пиратов, которые совершали набеги на прибрежные города и торговые суда. Его авантюра продолжалась до тех пор, пока римские власти не отправили проконсула Луция Кальпурния Апрената с двумя триремами для подавления мятежа. Вскоре Лже-Нерон был захвачен и убит, а его корабль взят штурмом.

-2

3. Харальд и Сверрир Норвежские — Битва за престол Скандинавии

В XII веке Норвегия переживала период политической нестабильности и гражданских войн. В этот неспокойный период объявился Харальд Гилли, утверждавший, что он является незаконнорожденным сыном короля Магнуса III. Несмотря на отсутствие явных доказательств его происхождения, уверенность Харальда и успешное прохождение им испытаний на подлинность (ордалий) убедили многих, включая самого короля Сигурда, признать его своим братом.

Однако Харальд быстро нарушил своё обещание не претендовать на трон и после смерти Сигурда захватил власть, ослепив и заключив в темницу законного наследника — Магнуса. Но история на этом не закончилась. Несколько лет спустя на трон претендовал ещё один самозванец — Сверрир, утверждавший, что он является внуком самого Харальда. Сверрир, будучи талантливым военачальником, сумел объединить недовольных и выиграть гражданскую войну, взойдя на норвежский трон. Его потомки правили страной более ста лет.

-3

4. Лже-Себастьян — Король, которого ждал народ

Король Себастьян I Португальский был одним из последних рыцарей своей эпохи. Он мечтал о великих завоеваниях в Северной Африке, но его амбиции закончились катастрофой в 1578 году, когда он погиб в «битве трёх королей», оставив Португалию без наследника. Страна вскоре оказалась под властью Испании. Тем не менее, в народе возникла легенда, что Себастьян не погиб, а скрывается и когда-нибудь вернётся, чтобы восстановить независимость Португалии.

Этой легендой воспользовался Матеуш Альвареш — человек простого происхождения, который в 1585 году объявил себя спасшимся королём. Он собрал вокруг себя группу сторонников и даже организовал собственный двор. Однако его силы были несравнимы с испанскими, и в конечном итоге его войско было разбито, а сам Альвареш — казнён. Несмотря на провал, его история настолько запомнилась, что в других странах, например, в России, самозванцы нередко сравнивались с «чудесно спасшимся королём Себастьяном».

-4

5. Лже-Пётр — Черногорский император

В XVIII веке Черногория была далёкой и практически забытой провинцией, разделённой между Османской империей и Венецией. Турецкая власть была минимальной, и черногорцы продолжали сражаться за свою независимость. В 1766 году в Черногории появился крестьянин по имени Стефан Малый, который объявил себя спасшимся российским императором Петром III.

Этот самозванец сумел быстро завоевать доверие черногорцев и был признан даже духовным лидером страны, митрополитом Саввой. Народ избрал Стефана своим правителем, и в течение шести лет он управлял Черногорией под именем Петра. Однако его власть стала угрожать интересам митрополита, и Стефан был убит в результате заговора, организованного совместно с турками. Его правление стало последним примером успешного самозванства в Европе.

-5

Заключение

Эпоха самозванцев, хоть и полна ярких и драматичных историй, завершилась с укреплением государственных институтов и абсолютистских монархий. Современные механизмы управления сделали невозможным для авантюристов и самозванцев претендовать на чужие короны, но история этих пяти смельчаков навсегда останется примером того, как иногда удача и вера в свою правду могут на время повернуть ход истории.