Найти в Дзене

Мир Лавкрафта: когда Ктулху проснётся

Издательство «Азбука-Аттикус» выпустило знаменитое произведение Г.Ф. Лавкрафта с иллюстрациями Франсуа Баранже
Издательство «Азбука-Аттикус» выпустило знаменитое произведение Г.Ф. Лавкрафта с иллюстрациями Франсуа Баранже

Пытаться написать какое-то подобие рецензии на произведения великого и ужасного Г.Ф. Лавкрафта, не будучи профессиональным филологом, да ещё спустя целый век – занятие заведомо и очевидно безнадёжное, обреченное, как и его герои. Однако пропустить столь великолепное издание, как серия его рассказов, иллюстрированных французским художником и дизайнером Франсуа Баранже, тоже было бы непростительно. Благо, выпущенную замечательной издательской группой «Азбука-Аттикус» серию сопровождают справочные статьи, и вот о них предлагаем сегодня поговорить вместе с нашим автором Янгом Гедеоном.

Я открыл для себя Лавкрафта немногим более 20 лет назад, в начале нулевых. В постюжинской тусовке я получил идейный и культурный фулл пак. Помимо геноновского традиционализма и неоевразийства, туда входила и пришедшаяся сразу по сердцу культурная компонента – в первую очередь литература, в основном «черная». Майринку и Жану Рэ Александр Дугин посвятил отдельные выпуски своих радиомистерий Finis Mundi, что ясно говорит о их значимости. И само собой, в «культурную программу-минимум» входил и Говард Филипс Лавкрафт.

С одной стороны, хорошему восприятию и полному приятию способствовала подготовленная почва – я вырос на Гофмане и Эдгаре По, и те же Finis Mundi. С другой – условную «фантастику», да и вообще художественную литературу я к тому времени читал уже мало, изучая различные философские доктрины, мифологические справочники и религиозные традиции. Но, как бы то ни было, Лавкрафт «зашёл» хорошо и сразу, и впоследствии я время от времени перечитывал его, а то и доводилось увидеть очередной фильм по мотивам его «страшных сказок». Но о нем самом не знал практически ничего – как-то даже и в голову не приходило специально интересоваться – наверное, автоматически счёл его визионером, а его личную историю, по недоразумению – малоинтересной. Довольствовался лишь конспирологического типа фантазиями об опосредованном идейном влиянии на Алистера Кроули через Соню Грин. К слову сказать, что С.Т. Джоши в первом томе внушительной биографии Лавкрафта Кроули даже не упоминает.

А вот что пишет о Лавкрафте в статье «Слепые флейтисты Азатота», что в книге «Консервативная Революция», Александр Дугин – придётся привести пространную цитату с небольшими комментариями:

«От «магии хаоса» Алистера Кроули обратимся к «мифологии хаоса» другого знаменитого автора – Говарда Ф. Лавкрафта, известного своими фантастическими «романами ужасов». В его случае, как и в случае Майринка, Мэтчена, Литтона, Рэ и т.д., мы имеем дело не просто с писателем-фантастом, но с усердным практиком в сфере потустороннего, связанным с одним из зловещих магических орденов, родственных английской организации «Голден Доун». Лавкрафт считается высшим авторитетом в современной американской «церкви сатаны» Энтони Ла Вэя».

Упоминание во вроде бы претендующей на серьёзность и глубину статье клоуна, материалиста и гедониста Ла Вэя и его шоу-биз «церкви» вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение.

«Кроме того, американские последователи Кроули из «эзотерического ордена Дагона» основывают свою «магию хаоса» не только на «телемитских» рецептах, но и на данных лавкрафтовских историй.

Вселенная Лавкрафта в общих чертах такова. Главная и самая высшая (или, точнее, самая низшая) инстанция космоса – это Хаос, вечный враг светового Творения, Порядка. Его первым проявлением является существо, принадлежащее к категории «изначальных», Йог-Сотот. Лавкрафт пишет о нем в рассказе «Данвичский ужас»: «Изначальные были, изначальные будут, изначальные есть, но не в тех пространствах, которые нам известны, а между ними; они идут, спокойные и гордые, по ту сторону измерений и невидимо для нас. Йог-Сотот знает дверь, Йог-Сотот и есть дверь, Йог-Сотот – ключ и стражник двери. Прошлое, будущее, настоящее находятся в Йог-Сототе». Ученик Кроули Кеннет Грант считает Йог-Сотота «высшим проявлением хаоса, а его имя – самым страшным богохульством для эона Озириса».

Если «изначальный» Йог-Сотот простирается повсюду, распластываясь по щелям демонической лавкрафтовской вселенной, то «изначальный» Азатот является концентрацией хаоса, его «сгустком», его «персонификацией». Лавкрафт пишет о нем: «Азатот – слепой бог-идиот, который валяется в грязи последнего хаоса; он – господин всех вещей, окруженный толпой беспечных бесформенных танцоров, укачиваемых звуками флейт, которые он сжимает в своих бесчисленных лапах». В другом месте Лавкрафт говорит о «слепых флейтистах-идиотах» как о свите Азатота.

Одним из «танцоров» является Ньярлототеп, посланник «изначальных» в человеческий мир. Лавкрафт описывает его как традиционного дьявола – в черной одежде, с темной кожей, с кавказскими чертами лица.

Другие персонажи Лавкрафта занимают более скромные позиции в иерархии хаоса. Шубб-Ниггурат царствует под землей. Хастур – на дальних звездах. Ктулху – на морском дне, в затопленном городе Р’льех. Этот последний особенно занимал Лавкрафта, так как ему посвящены многие его рассказы и повести. Ктулху – жрец Йог-Сотота и Азатота. Он также ответственен за сны человечества, которыми искусно управляет.

Согласно лавкрафтовской мифологии, все эти сущности хаоса некогда пребывали среди людей, но потом были вытеснены светоносными богами (о которых, правда, Лавкрафт упоминает лишь вскользь). Как бы то ни было, они не исчезли окончательно, но лишь удалились за магические стены вселенной, откуда они стремятся выбраться и ворваться в человеческий мир. Лавкрафт пишет, что у «богов хаоса» есть адепты среди людей, и они постепенно «проделывают отверстия в магических барьерах, отделяющих хаос от космоса, чтобы впустить, тех, кто таится по ту сторону порога». Сатанисты Лавэя и «телемиты» Кроули однозначно отождествляют самих себя с этими служителями «богов-идиотов, окруженных слепыми флейтистами».

Читать больше о вселенной Лавкрафта